Инновации: теоретические подходы и классификация
В расширительном смысле проблемы инноваций как процесса введения элементов одной культуры в другую касались еще антропологи XIX столетия. Но гораздо больших результатов добились в их изучении экономисты и социологи. В развитие теоретико-методологических представлений об инновационных процессах заметный вклад внесли Й. Шумпетер, Н. Кондратьев, Т. Парсонс, П. Друкер, К. Левин, Э. Роджерс, Дж. Залтмен, X. Барнетт и др. Инновационная проблематика отражена в работах многих других видных представителей социологии организаций и теории организации, а также управленческой практики (П. Блау, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. ТЪмпсон, Дж. Хоманс и др.).
Австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер(1883-1950) видел в технических инновациях средство преодоления экономических спадов. В созданной выдающимся немецким психологом Куртом Левином(1890— 1947) полевой теории социальных сил управление понималось как процесс планируемых изменений, а инновации — как социокультурный процесс. Он
Э1
явился автором, пожалуй, самой знаменитой на сегодняшний день типологии жизненных циклов нововведения. К. Левин выделил три фазы инновационных процессов: 1) размораживание —ситуация тревожности, напряженности, готовности коллектива к переменам; 2) собственно изменение — идентификация работников в процессе нововведения, проявляющаяся в их готовности следовать проекту, а также усвоение, т.е. перевод целей нововведения в плоскость личных интересов; 3) замораживание — испытание и ин-ституциализация новых образцов, созданных в ходе изменений.
Толкотт Парсонс(1902—1979) рассматривал человеческое действие как самоорганизующуюся систему, много внимания уделяя проблеме приспособления системы к изменяющейся внешней среде. Одним из активных средств адаптации как раз выступает инновация — изменение внутренней структуры как реакция на внешний раздражитель. При этом в инновационный процесс, который может затрагивать все общество либо отдельные его институты, вовлекаются нормативная система, верования и ценности, процессы производства, воспроизводства, обмена и поддержания.
Удачную попытку концептуального осмысления инноваций осуществил во второй половине XX в. выдающийся американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления, представитель эмпирической школы индустриальной социологии, профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете, советник по вопросам «деловой политики» и управления ряда крупных американских фирм, таких как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ», Питер Друкер(р. 1909). Он полагал, что инновации обладают измерением экономическим (ценой) и социальным (ценностью). Найти новое применение старым продуктам — это все равно что создать новый рынок или изобрести новый продукт, т.е. осуществить инновацию. Изобретение паровой машины — это не только техническое изобретение, но еще и революционная социальная инновация, которая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских кредитов и экономики в целом. В конечном счете инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества.
Термин «инновация» нередко служит синонимом понятию «изобретение», которое трактуется как построение новой конфигурации из старых или известных элементов. Изобретение (invention) трактуется в словарях как возникновение идеи нового продукта или услуги и получение патента. Обычно изобретение — дело строго индивидуальное, в то время как воплощающая его в жизнь инновация — командное. Изобретение и инновация требуют разного рода навыков, умений и талантов. На наш взгляд, новшества надо понимать, скорее, не как изобретение, а как реформу. Серия из нескольких реформ, например внедрение гибкого графика, аккордной оплаты труда и автономных групп, составляет процесс реформирования, или инновации. Процесс практической реализации новшеств называется внедрением. Эффективность инновационного процесса обеспечивается надежностью «стыков» его стадий, скоростью перехода от предыдущей к последующей стадии, что обеспечивается созданием проектных групп.
Основные разработчики инновационного подхода в нашей стране являются Н.И. Лапин, А.И. Пригожий, Б.З. Сазонов, B.C. Дудченко и др. Центральным
выступает понятие «нововведение» — внедрение новшества в производство, которое представляет собой поэтапный процесс, проходящий несколько фаз — от зарождения до смерти новшества. Организация рассматривается как продукт сознательной спланированной деятельности менеджера, иницирующего внедрение новшества. Организационное развитие рассматривается как продукт сознательного выбора будущего менеджером. Суть управления организационным развитием сводится к созданию условий для перевода системы из реального состояния в желаемое или созданию инструмента и условий для реализации этого перевода. Выработка проекта изменений в организации и средств его достижения связывается с осознанием заинтересованными сторонами проблемной ситуации (трактуемой как уникальная совокупность проблем, возникающих в деятельности управленца) и созданием технологий ее решения (инновационные технологии —А.И. Пригожий, B.C. Дудченко). Выработка группой участников способа нахождения коллективных решений в нестандартной ситуации рассматривается как один из главных итогов работы (B.C. Дудченко).
Любые достигнутые качественные изменения, даже если они препятствуют режиму нормального функционирова ния, рассматриваются как самоценные (Б.З. Сазонов). Реализация цели связана с преодолением консерватизма, который выражается в разрушении старых культурных стереотипов и выработке установок на внедрение новшеств. Модель активно используется в практике управленческого консультирования.
Специалисты рассматривают самые разные классификации видов инноваций, внедрений, новшеств, в частности, предлагают различать три типа: 1) вялотекущая (continuous) инновация; 2) динамично развивающаяся инновация; 3) скоротечная инновация. Быстрее всего внедряются инновации, обладающие наглядными преимуществами, для чего устраиваются роскошные презентации инновационных проектов, на которые приглашаются знаменитости и представители прессы. Помимо презентационной демонстрации существуют также демонстрация использования (методическая демонстрация — показ процесса эксплуатации инновации) и демонстрация результата — показ благ, приобретенных в результате использования инновации. К указанным выше типам инноваций В.А. Гончарук предлагает добавить два вида внедрения — совещательное (с опорой на коллективное мнение) и авторитарное (без такой опоры). Известно, что непрерывные изменения приносят меньший эффект, чем частые порционные изменения. Это связано с информационной перегрузкой при непрерывных изменениях и с недостатком времени на адаптацию. Изменения должны проводиться параллельно для разных групп персонала, а не последовательно в каждой группе. В процессе внедрения обязательно выявляются недостатки в технологической проработке изменений. Некоторые методики не приносят запланированных результатов, для некоторых возможно улучшение В модели Д. Миллоу жизненный цикл инновации состоит из следуюшю этапов: 1) концептуализация новшества; 2) предварительное согласие с инновацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация инновационной концепции 5) институционализация результатов. Другие авторы описывают инновацик как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования и этапа внедрения инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных устано-
вок; 3) принятие решения. Этап внедрения состоит из двух фаз: 1) первичное внедрение (связано с испытанием новшества на ограниченном пространстве); 2) реализация инновации. Вторая фаза носит циклический характер, связана с изменением сознания и отношения людей к новшеству, преодолением сопротивления, неожиданно возникающих трудностей и непредвиденных последствий.
Отечественные социологи В.В. Щербина и А.А. Мешков считают, что новшества могут быть разделены: по характеру — на социальные (изменение структуры, способов обмена, контроля, системы распределения) и технические; по направленности — на обеспечивающие, т.е. способствующие внедрению проекта, и продуктивные, т.е. ведущие к созданию нового объекта; по отношению к предшествующим изменениям — на замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения (возвращение к старому). Авторы рассматривают нововведение, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения, распространения (диффузии) новшества, а с другой — как социокультурный процесс, связанный с изменением структуры, функций организации и ценностно-нормативной системы ее членов. Внедрение новшества — это процесс вторжения элементов новой культуры в старую культуру отношений, который именуется интервенцией. В социологии организаций под нововведением понимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений — новшеств.
В свое время П. Друкер предложил на наше рассмотрение очень удачную (хотя и не всеохватывающую) типологию инноваций: 1) неожиданное событие (инновации, являющиеся следствием непредвиденных событий, происходящие как бы сами собой; они наименее рискованы и требуют минимальных усилий); 2) неконгруэнтные инновации, основанные на несовпадении между реальностью и нашими представлениями о ней; 3) обусловленные потребностями — нововведения, затеваемые людьми в силу необходимости, нужды, потребности в улучшении ситуации; 4) внезапные нововведения — изменения, происходящие по причине структурных сдвигов в народном хозяйстве страны, отдельной отрасли или на рынке; 5) демографические нововведения, вызванные негативными или даже катастрофическими процессами, например депопуляцией; 6) перцептивные нововведения — изменения в нашем сознании, мировосприятии, настроениях и ценностных ориентациях; 7) когнитивные инновации — изменения в системе образования, источниках знания, средствах получения и обработки информации.
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные — это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для того чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические.—инновации, которые внедряют с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей либо на формирование новых потребностей и стимулов. По предмету и сфере приложения инновации подразделяются на продуктные (новые продукты и услуги), рыночные (инновации, которые открывают новые сферы использования продукта или новые сегменты рынка), процессуальные инновации — технологии, организация производства и различные управленческие процессы. Возможны и другие принципы классификации, отраженные в табл. 5.
Таблица 5 Критерии классификации нововведений
По содержанию | Технические Организационные Социальные Экономические |
По особенностям инновационного процесса | Внутриорганизационные Межорганизационные |
По уровню разработки и сфере распространения | Государственные Региональные Отраслевые Республиканские Корпоративные Фирменные |
По степени новизны | Абсолютные Относительные Условные Частные |
По новационному потенциалу | Радикальные Комбинированные Модифицированные |
По сферам разработки и распространению | Промышленные Финансовые Услуги Правовые Торговые Научные |
Под экономическими инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств. Инновации характеризуются более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предьгдущим продуктом. Понятие «инновация» включает в себя все новшества в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.
В американской социологии наиболее распространенными считаются два теоретико-методологических подхода к классификации нововведений: индивидуально-ориентированные модели, в которых инновация рассматривается через призму изменения отношения работников организации к новшеству (когнитивная модель); организационно-ориентированные модели. Типичная модель первого типа (Дж. Залтман, Р. Лэвидж, Э. Роджерс, Дж. Штайнер и др.) воспроизводит инновационный процесс, состоящий из трех фаз: а) разработка новшества (формирование концепции и документальное описание новшества); б) подготовка и принятие решения о его внедрении (выработка альтернатив, отбор критерия оценки эффективности внедрения, просчет последствий, подготовка решения); в) реализация решения (преодоление сопротивления и рутинизация нововведения). В организационно-ориентированной модели
(Р. Данкан, Э. Роджерс, Д. Миллоу, Дж. Залтман и др.) инновационный процесс рассматривается как созидательный процесс формирования принципиально новых, ранее не существовавших конфигураций, обеспечивающих распространение (диффузию) новшества, а инновации — как жизненный цикл структурно-функциональных изменений в социальной системе и одновременно изменений в символических структурах ее членов.
Исследованием и разработкой инновационных методов занимается сегодня инноватика — новое направление в системе высшего образования и новая область в прикладной науке, имеющая междисциплинарный статус. С 1999 г. в СПбГТУ на базе Института инноватики развернута в порядке эксперимента подготовка бакалавров по новому направлению. Возникшая на стыке технических и естественно-научных дисциплин — экономики, математики, логики, психологии, истории, философии, педагогики и других направлений, — она занимается инвестиционным проектированием, теорией изобретательства и др. Теория инноваций основывается на утверждении, что чередование подъемов и спадов в рыночной экономике напрямую связано с инновационными циклами (чередованием массового внедрения базисных инноваций).
Самостоятельным разделом в ней стала новая область знаний — социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, направленных на удовлетворение потребностей индивида и общества в условиях высокой неопределенности и риска. К методам исследования в социальной инноватике относятся опрос, эксперимент, наблюдение, диагностика, а к средствам практического вмешательства — клинико-терапевтические методы воздействия, социальные технологии и социальная инженерия, социальная помощь и социальное страхование, социальная работа.
В инноватике принята своя классификация инноваций, согласно которой различают следующие типы: технико-технологические, управленческие, юридические, экономические, экологические, организационные и социальные нововведения.