Определение, история и функции тренинга
Что же такое тренинг? Это понятие (от англ. training — воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия; до этого примерно в том же значении в России использовался термин «тренировка». И сегодня между этими двумя тесно взаимосвязанными понятиями не всегда проводят различия, зачастую употребляя их как синонимы. Вместе с тем в психологии, управлении персоналом и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любой тренировкой, а лишь с комплексом упражнений, проводимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специа.1ъной методике, разработанной на научной основе. Таким образом, в самом общем смысле тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности тех или иных видов деятельности. Под тренингом же персонала понимается «систематический процесс изменения поведения работников в направлении улучшения возможностей достижения целей организации»2.
Данная глава написана канд. социол. наук И.О. Тюриной.
Данное определение приводится в кн.: Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 300.
Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, и принять его как единственно верную точку зрения. Как вы уже, наверное, догадались, он напрямую связан с активными методами обучения персонала предприятия и проводится в интенсивном режиме взаимодействия ведущего (тренера) и участников, а также участников между собой. Тренинг — это не утомительная лекция, здесь становится лучшим тот, кто более активно и живо общается с тренером и коллегами, ведь именно посредством общения и постигаются навыки управления людьми, ведения переговоров, успешных продаж, современною финансового менеджмента, стратегического управления предприятием на всех уровнях.
Несмотря на тот факт, что сегодня в практике управления используется разнообразное множество самых различных (разнонаправленных) тренингов, можно говорить о существовании ряда существенных особенностей или свойств, характерных для этой техники. Так, как правило:
♦ в тренинге используются проблемные ситуации из реальной деятельности участников, которые проигрываются и анализируются группой;
♦ участнику тренинга не нужно осуществлять перевод полученных знаний на язык практики, как это обычно происходит в традиционных формах обучения, поскольку знания возникают как результат обобщения и систематизации опыта группы;
♦ за счет групповых эффектов в тренинге достигается комфортная, доброжелательная атмосфера, которая позволяет участникам свободно экспериментировать с новыми способами поведения и прорабатывать их до усвоения на уровне практических умений;
♦ в тренинге осуществляется индивидуальный подход, который позволяет каждому из участников группы развивать в специальных играх и упражнениях свой профессионализм;
♦ применение современных модерационных технологий, ролевых игр, «мозговых штурмов» создает условия для мощного эмоционального подъема, испытываемого участниками на пике возникновения особого «духа команды».
Как особая форма делового обучения, тренинги возникли на Западе в 40-х гг. XX в. и явились детищем научно-технического прогресса, в результате которого происходило быстрое устаревание конкретных знаний, с одной стороны, а с другой — быстро меняющаяся среда требовала адаптивности поведения людей, приобретения и демонстрации ими на рабочих местах новых конкретн ых практических навыков. Классическое бизнес-образование оказалось не в состоянии справиться с такой задачей. Были предложены оригинальные методики группового обучения, которые, вовлекая участников в специальные игровые действия, позволяли активно усваивать новую информацию на уровне алгоритмов поведения и общения в деловой среде. Так явились миру бизнес-тренинги, призванные внедрять в жизнь «высокие технологии» ведения бизнеса, адекватные революционным изменениям в области науки и техники.
Примерно с 60-х гг. XX в. тренинги получают широкое распространение как специализированная форма и профессионального обучения персонала менеджеров. Последние десятилетия спрос на тренинги растет во всем мире. Многие бизнесмены понимают, что инвестиции в обучение — это залог конкурентоспособности бизнеса и его процветания в условиях меняющегося мира. К примеру, в Великобритании в 1995 г. около 47% работающего населения страны про-
шли тренинги. В СШАна обучение производственного и обслуживающего персонала тратятся огромные суммы (в 1989 г., например, на эти цели было направлено 44,4 млрд долл.). В нашей стране первые тренинги стали проводиться в 1989—1990 гг. В это время они были чем-то вроде экзотического фрукта, и в них участвовали только руководители предприятий. Первые учебно-тренинговые курсы, проводившиеся в нашей стране, отличались отсутствием единой методики и четко обозначенных деловых целей. С приходом на отечественный рынок крупных международных компаний, а вслед за ними и западных тренеров бизнес-обучение стало необходимой формой работы с персоналом компаний на всех уровнях — от топ-менеджеров до секретарей.
Августовский кризис 1998 г. несколько снизил деловую активность россиян. Однако сегодня ситуация на рынке постепенно улучшается, и тренин-говые компании также наблюдают увеличение числа желающих пройти бизнес-тренинги. В настоящее время в России работает порядка 150 тренинго-вых компаний, 80 из которых предлагают свои услуги в столице.
Сегодня организация и проведение тренингов — важные функции служб персонала и специализированных центров профессионального обучения. В управлении персоналом тренинги применяются главным образом для профессиональной подготовки, адаптации и развития кадров. Здесь тренинг отличается от других средств обучения:
♦ ограниченностью целей (используется для достижения строго определенных, сравнительно узких целей);
♦ поведенческой направленностью (служит не столько расширению знаний, сколько отработке определенных образцов или моделей поведения);
♦ прикладным характером (подчинен непосредственному решению практических задач)3.
По отношению к сотруднику тренинг выполняет в деловой организации следующие основные функции:
1) развитие специальных профессиональных знаний и навыков;
2) передача информации, помогающей сотруднику ориентироваться в организации и ее внешней среде;
3) изменение установок работников и укрепление трудовой мотивации;
4) совершенствование моделей межличностных коммуникаций, взаимодействия.
Тренинги используются на разных этапах подготовки и деловой карьеры сотрудников. В организациях они широко применяются для ускорения социокультурной, профессиональной и другой адаптации новых работников, устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения, обучения новым технологиям, быстрой подготовки для работы в новых должностях. При правильной постановке дела тре-нинговая работа — перманентный для организации процесс, полезный как для нее в целом, так и для ее отдельных работников.
В настоящее время тренинг как один из способов профессионального и личностного развития все более интенсивно проникает в различные сферы человеческой деятельности, особенно в бизнес. Все больше и больше руководителей, в том числе директоров и менеджеров по персоналу, понимают
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 71.
необходимость обучения своих сотрудников, так как это непосредственно влияет на успех компании и выживание ее на рынке. Известно, что кадры решают все: вряд ли кто-то станет спорить с этим утверждением. И все чаще для развития и профессиональной переподготовки персонала выбирается именно тренинг или его разновидность — бизнес-тренинг.
ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК
Тренинговая техника характеризует общий способ и особенности обучающего воздействия. Как правило, специалисты говорят о существовании четырех основных теринговых техник:
1) информационной (в англ. варианте обычно classroom training), используемой для обеспечения нужной ориентации работников или передачи им необходимых сведений. Как правило, тренинги этого типа проводятся вне рабочего места и используются в качестве достаточно эффективного средства передачи информации большим аудиториям, имеющим ограниченные знания об обсуждаемом предмете или демонстрирующим полное отсутствие оных. Информационные тренинги особенно успешны в тех случаях, когда речь идет о необходимости ознакомления участников со значительными объемами фактологической информации, концептуальными понятиями, теориями и т.п.
Врезка
Т. Солтицкая