Определение, история и функции тренинга

Что же такое тренинг? Это понятие (от англ. training — воспитание, обуче­ние, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия; до этого примерно в том же значении в России использовался термин «тренировка». И сегодня между этими двумя тесно взаимосвязанными понятиями не всегда проводят различия, зачастую употребляя их как синонимы. Вместе с тем в психологии, управлении персоналом и ряде других областей науки и практи­ческой деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любой тренировкой, а лишь с комплексом упражнений, про­водимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуще­ствляемых по специа.1ъной методике, разработанной на научной основе. Таким образом, в самом общем смысле тренинг представляет собой планомерно осу­ществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности тех или иных видов деятельности. Под тренингом же персонала понимается «система­тический процесс изменения поведения работников в направлении улучше­ния возможностей достижения целей организации»2.

Данная глава написана канд. социол. наук И.О. Тюриной.

Данное определение приводится в кн.: Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управ­ления. М.: Дело, 1993. С. 300.

Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обу­чающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составлен­ного экспертами в своей области, и принять его как единственно верную точ­ку зрения. Как вы уже, наверное, догадались, он напрямую связан с активны­ми методами обучения персонала предприятия и проводится в интенсивном режиме взаимодействия ведущего (тренера) и участников, а также участников между собой. Тренинг — это не утомительная лекция, здесь становится луч­шим тот, кто более активно и живо общается с тренером и коллегами, ведь именно посредством общения и постигаются навыки управления людьми, ведения переговоров, успешных продаж, современною финансового менедж­мента, стратегического управления предприятием на всех уровнях.

Несмотря на тот факт, что сегодня в практике управления используется разнообразное множество самых различных (разнонаправленных) тренингов, можно говорить о существовании ряда существенных особенностей или свойств, характерных для этой техники. Так, как правило:

♦ в тренинге используются проблемные ситуации из реальной деятель­ности участников, которые проигрываются и анализируются группой;

♦ участнику тренинга не нужно осуществлять перевод полученных зна­ний на язык практики, как это обычно происходит в традиционных формах обучения, поскольку знания возникают как результат обобщения и система­тизации опыта группы;

♦ за счет групповых эффектов в тренинге достигается комфортная, доб­рожелательная атмосфера, которая позволяет участникам свободно экспери­ментировать с новыми способами поведения и прорабатывать их до усвое­ния на уровне практических умений;

♦ в тренинге осуществляется индивидуальный подход, который позволяет каждому из участников группы развивать в специальных играх и упражне­ниях свой профессионализм;

♦ применение современных модерационных технологий, ролевых игр, «мозговых штурмов» создает условия для мощного эмоционального подъема, испытываемого участниками на пике возникновения особого «духа команды».

Как особая форма делового обучения, тренинги возникли на Западе в 40-х гг. XX в. и явились детищем научно-технического прогресса, в результате которо­го происходило быстрое устаревание конкретных знаний, с одной стороны, а с другой — быстро меняющаяся среда требовала адаптивности поведения людей, приобретения и демонстрации ими на рабочих местах новых конкретн ых прак­тических навыков. Классическое бизнес-образование оказалось не в состоянии справиться с такой задачей. Были предложены оригинальные методики груп­пового обучения, которые, вовлекая участников в специальные игровые дей­ствия, позволяли активно усваивать новую информацию на уровне алгоритмов поведения и общения в деловой среде. Так явились миру бизнес-тренинги, при­званные внедрять в жизнь «высокие технологии» ведения бизнеса, адекватные революционным изменениям в области науки и техники.

Примерно с 60-х гг. XX в. тренинги получают широкое распространение как специализированная форма и профессионального обучения персонала менед­жеров. Последние десятилетия спрос на тренинги растет во всем мире. Многие бизнесмены понимают, что инвестиции в обучение — это залог конкуренто­способности бизнеса и его процветания в условиях меняющегося мира. К при­меру, в Великобритании в 1995 г. около 47% работающего населения страны про-

шли тренинги. В СШАна обучение производственного и обслуживающего пер­сонала тратятся огромные суммы (в 1989 г., например, на эти цели было направ­лено 44,4 млрд долл.). В нашей стране первые тренинги стали проводиться в 1989—1990 гг. В это время они были чем-то вроде экзотического фрукта, и в них участвовали только руководители предприятий. Первые учебно-тренинговые курсы, проводившиеся в нашей стране, отличались отсутствием единой мето­дики и четко обозначенных деловых целей. С приходом на отечественный ры­нок крупных международных компаний, а вслед за ними и западных тренеров бизнес-обучение стало необходимой формой работы с персоналом компаний на всех уровнях — от топ-менеджеров до секретарей.

Августовский кризис 1998 г. несколько снизил деловую активность рос­сиян. Однако сегодня ситуация на рынке постепенно улучшается, и тренин-говые компании также наблюдают увеличение числа желающих пройти биз­нес-тренинги. В настоящее время в России работает порядка 150 тренинго-вых компаний, 80 из которых предлагают свои услуги в столице.

Сегодня организация и проведение тренингов — важные функции служб персонала и специализированных центров профессионального обучения. В управлении персоналом тренинги применяются главным образом для про­фессиональной подготовки, адаптации и развития кадров. Здесь тренинг отличается от других средств обучения:

♦ ограниченностью целей (используется для достижения строго определен­ных, сравнительно узких целей);

♦ поведенческой направленностью (служит не столько расширению знаний, сколько отработке определенных образцов или моделей поведения);

♦ прикладным характером (подчинен непосредственному решению прак­тических задач)3.

По отношению к сотруднику тренинг выполняет в деловой организации следующие основные функции:

1) развитие специальных профессиональных знаний и навыков;

2) передача информации, помогающей сотруднику ориентироваться в организации и ее внешней среде;

3) изменение установок работников и укрепление трудовой мотивации;

4) совершенствование моделей межличностных коммуникаций, взаимо­действия.

Тренинги используются на разных этапах подготовки и деловой карьеры сотрудников. В организациях они широко применяются для ускорения со­циокультурной, профессиональной и другой адаптации новых работников, устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэф­фективных форм поведения, обучения новым технологиям, быстрой подго­товки для работы в новых должностях. При правильной постановке дела тре-нинговая работа — перманентный для организации процесс, полезный как для нее в целом, так и для ее отдельных работников.

В настоящее время тренинг как один из способов профессионального и личностного развития все более интенсивно проникает в различные сферы человеческой деятельности, особенно в бизнес. Все больше и больше руко­водителей, в том числе директоров и менеджеров по персоналу, понимают

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 71.

необходимость обучения своих сотрудников, так как это непосредственно влияет на успех компании и выживание ее на рынке. Известно, что кадры решают все: вряд ли кто-то станет спорить с этим утверждением. И все чаще для развития и профессиональной переподготовки персонала выбирается именно тренинг или его разновидность — бизнес-тренинг.

ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК

Тренинговая техника характеризует общий способ и особенности обуча­ющего воздействия. Как правило, специалисты говорят о существовании четырех основных теринговых техник:

1) информационной (в англ. варианте обычно classroom training), используе­мой для обеспечения нужной ориентации работников или передачи им необ­ходимых сведений. Как правило, тренинги этого типа проводятся вне рабо­чего места и используются в качестве достаточно эффективного средства пе­редачи информации большим аудиториям, имеющим ограниченные знания об обсуждаемом предмете или демонстрирующим полное отсутствие оных. Информационные тренинги особенно успешны в тех случаях, когда речь идет о необходимости ознакомления участников со значительными объемами фак­тологической информации, концептуальными понятиями, теориями и т.п.

Врезка

Т. Солтицкая

Наши рекомендации