Определение и область применения
AR представляет собой исследование, главной целью которого является не получение новых знаний, подтверждение гипотез, сбор эмпирических фактов, а решение практической задачи, связанной с улучшением ситуации в той
1 В подготовке материала принимала участие И.О. Тюрина.
2 Аббревиатура AR, обозначающая этот тип прикладного (в более узком значении, согласно принятой вт. 2 классификации, практического) исследования, является международным стандартом.
3 Dick В. (1999) What is action research? Available on line at: http://www.scu.edu.au/schools/gcm/ar/whatisar.html
Веб-адрес: http://www.scu.edu.au/schools/gcm/ar/ari/arihome.html 5 Официальный веб-сайт: http://www.elogue.gil.com.au/ali-leaf.htm
или иной организации — школе, колледже, бизнес-организации, семье и т.п. Это очень напоминает те методы, которые обычно применяются в антропологии, этнографии, эвристике, эпистемологии, поскольку главным звеном выступает групповой процесс принятия решений. AR расширяет возможности науки, поскольку от участников не требует высокой квалификации, владения математической статистикой, полевого опыта и т.п. В нем могут принимать участие не только университетские профессора, но и домохозяйки, студенты, чиновники, учителя, врачи, пациенты больниц, пенсионеры и др. AR является не только софт-методологией {soft systems methodology), но также очень демократичным, доступным для всех слоев населения способом участия в решении важных общественных проблем.
Широкая сфера приложения AR, использование этой технологии в науке, образовании, здравоохранении и медицине, бизнесе и управлении позволяет говорить о ее универсальности, многоцелевом назначении и сложной структуре, в которой уживаются методы, одинаково применимые к столь разным сферам человеческой деятельности.
Нацеленность на познание и практику, т.е. две области, которые далеко не всегда удается соединить в гармоничное целое, заставляет думать, что в AR мы обнаружим что-то от эксперимента, который предполагает как раз познание и преобразование, оценочного исследования, поскольку в AR речь идет об анализе результатов тех или иных практических шагов, а также черты диагностики, экспертизы и еще множества других методов, весьма полезных как в фундаментальной, так и в прикладной сферах. В качестве примера можно привести сотрудничество специалистов теоретической медицины и практикующих врачей, исследующих воздействие новой формы лечения в процессе клинического обследования больных людей. Другой пример — педагог, анализирующий собственную работу в попытках разработать улучшенные способы преподавания своего предмета. Оба проекта оказывают практическую помощь (пациентам или школьникам) и одновременно вносят вклад в развитие системы научных знаний.
>езка
fro такое /let/on research
ion research — это спиральный процесс, ючающий три этапа: планирование, принятие 1ствий, сбор фактов о результатах действия. Kurt Lewin (1947) ion research — это процесс, в ходе которого актический работник пытается решать стопе перед ним проблемы научным методом я того, чтобы управлять, корректировать и энивать свои решения и действия.
Stephen Corey (1953) tion research — способ, каким группа людей жет организовать условия, при которых они гут обучаться на собственном опыте и делать эт опыт доступным для других.
Robin McTaggart (1989) tion research в сфере образования — это изу-ние результатов педагогического процесса,
проводимое в школе учителями с целью улучшить его эффективность.
Carl Glickman (1992)
Источник: How is Action Research Defined? // http:// www.fau.edu/divdept/coe/sfcel/define.htm; Wadsworth Y. (1998) What is Participatory Action Research? Action Research International // http:// www.scu.edu.au/schools/sawd/ari/ari-wadsworth.html
Когда зарубежные специалисты пытаются очертить специфику и функции AR, то говорят о том, что это использующаяся главным образом практическими работниками программа (план, система) сбора и анализа данных, позволяющих им улучшить собственные действия, решения, нововведения, реформы. AR может использоваться в качестве предварительного, или пилотажного, исследования, когда контуры проблемной ситуации неясны. Своего рода фирменным знаком AR служит отрицание принципа научного нейтралитета исследователя, на котором базируется вся фундаментальная (академическая) социология. В AR ученый обязан вмешиваться в наблюдение, изменять и преобразовывать социальную реальность (отсюда родство AR с конструктивистской социологией), участвовать в разработке и реализации практических решений.
Action research известна и под другими именами: participatory research, collaborative inquiry, emancipatory research, action learning, contextural action research. Но все это вариации на одну тему.
Каким бы именем ни называлась AR, обучение (learning) наряду с практическим вмешательством (action), соучастием (participation) и исследованием (research) выступают ее наиважнейшими составными частями.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в далеком от современной завершенности виде, специалисты видят в:
а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познавательной ипреобразующей деятельности;
б) прагматической философии Джона Дьюи(1859—1952), провогласивше-го, что наилучший способ познания открывается через практические действия с предметами;
в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводится исключительно к количественным и математическим методам.
У Аристотеляпраксис (от греч. praxis — действие) обозначал искусство социального действия, т.е. общественно-политическую и гражданскую активность греков (выступление на форуме, обличение врагов, участие в общественных работах), благодаря которой знания добывались не для личной, а для коллективной пользы. В этом смысле праксису противостояло понятие «теория», которая также обозначала способ получения нового знания, но оно употреблялось ученым для своих личных нужд. Аристотель не разрывал два процесса — теорию и праксис. Напротив, считал их двумя сторонами одного целого. Отсюда, по всей видимости, происходит и единство двух сторон в современном AR: добывать новые знания из нового опыта, преобразовывать объекты, чтобы получить такую информацию, которой нельзя достичь пассивным созерцанием. У неоплатоников праксис означал учение о правильном поведении, мистические действия, приближающие индивида путем особых упражнений к высшему знанию и мудрости, т.е. фактически равнялось понятию «йога».
Именно в рамках постпозитивизма возникли два подхода — идеографический и интерпретативистский, — которые сильно повлияли на современную методологию AR.
Важнейшей составной частью AR является принцип социальной интервенции {socialintervention), который привнесен интерпретативистским подходом.
Исследователю разрешается бесцеремонно вторгаться в процесс наблюдения, превращаться в его активного участника, менять русло событий, провоцировать события, использовать свои суждения, взгляды и оценки при интерпретации научных результатов, манипулировать поведением участников эксперимента и т.д.
Идеографический подходтребует рассмотрения каждого случая AR как уникального и неповторимого социокультурного события, гуманистического взгляда на участников исследования-внедрения. Не только ученый, но и испытуемые становятся субъектами исследования, его равноправными участниками, мнение которых высоко ценится, к нему прислушиваются, его используют на практике. Отсюда традиция считать, например, учащихся не объектом изучения, а субъектом исследования-внедрения, равноправными партнерами, соучастниками.
Теоретико-методологические предпосылки AR специалисты находят также в общей теории систем, кибернетике, а также методологии информационных систем, восходящей к работам К. Левина и Тавистокского института (Лондон).
МЕТОДОЛОГИЯ
В методологическом плане в AR выделяют две главные части: ♦ практическое действие,привносящее зримое изменение в жизнедеятельность сообщества (группы, общины, поселенческой общности), функциони-
Эезка
Джон Дьюи
пираясь на идеи Джеймса, Дьюи разработал |бственный вариант прагматизма — так назы-[емый инструментализм. Различные виды че-шеческой деятельности он рассматривал как <струменты, созданные человеком для решета индивидуальных и общественных проблем, эзнание он трактовал как сложную форму по-гдения, в конечном счете — средство борьбы i выживание, а критерием истины считал прак-1ческую эффективность, полезность, н утверждал, что вместо ориентации на метафи-<!ческие и другие неверифицируемые интеллек-/альные ограничения человеку следует обратить-я к научному методу решения проблем, с опорой а поисковую деятельность в качестве основы для ринятия моральных решений. Критерием истин-ости той или иной идеи являются последствия е практического применения, подтверждаемые кспериментальным исследованием. Рилософии он отводил роль методологической 1Сновы и общей теории образования, а само об->азование понимал как «реконструкцию или ре-;рганизацию опыта, которая увеличивает значимость уже имеющегося опыта, а также способ-
ность направлять ход усвоения последующего опыта». Через 40 лет историк М. Кэрти перефразировал мысль Дьюи, заявив, что под образованием следует просто понимать то, что «прошлый опыт переживается и критически реконструируется в свете нового опыта». Дьюи был
убежден в том, что надо развивать у учащихся навыки поисковой деятельности, приобщать их к решению реальных проблем. Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе. А в управлении школой Дьюи последовательно и пылко отстаивал демократические принципы. Адаптировано по источнику: Степанов С. Джон Дьюи // Школьный психолог. 2001. № 6.
рование организации (школа и школьный класс, колледж или университет, поток или курс, предприятие, банк и др.) или реализацию программы (социальной, образовательной, административной и т.д.);
♦ научное исследование,при помощи которого заказчик и исполнитель могут проследить ход AR, его исходное, промежуточное и конечное состояния, изменение ценностных ориентации, отношение к внедрению, мотивацию и установки участников6.
Учитывая две равноправные и разнонаправленные (на практику и на познание) части AR, будем именовать данную технологию исследованием-внедрением (трудно подобрать в русском языке более подходящую формулировку).
В зависимости от роли и значения той и другой части AR за рубежом выделяют две стратегии или формы Action research. У них разная методология и разный набор употребляемых методов и техник, разная процедурная логика, цели и результаты.
В первой стратегии ведущим началом выступает практическое действие, а научное исследование выполняет роль бахромы или оправы (fringe). Исследование здесь не направлено, как обычно, на получение новых знаний, имеющих ценность ддя науки или научного познания. Напротив, оно выполняет служебную функцию, поскольку сбор и анализ данных помогают участникам (ученым, клиентам, испытуемым) глубже осознать свои поступки, принимаемые решения и их последствия, узнать друг друга, осмыслить себя и свои действия, возможно, даже измениться в лучшую сторону, стать иным.
Во второй стратегии главным выступает исследование, а практическое действие — всего лишь побочный продукт. Изучая поведение и установки забастовщиков методом групповой дискуссии, ученые ничего не внедряют и не реформируют. Они могут лишь спровоцировать людей на то или иное действие для того, чтобы лучше его изучить. Но само событие, а именно забастовку, они организовать не могут. Подобная стратегия используется преимущественно в социологии и имеет множество вариаций — от достаточно серьезного вмешательства до почти незаметного присутствия ученого.
Специалисты классифицируют формы AR и по другим критериям. Так, Г. Хузер7 предлагает различать манипулятивную и партисипативную формы AR. Знаменитые Хоторнские эксперименты, провозгласившие эру «человеческих отношений» в промышленности, а также многочисленные внедрения новых форм организации труда в Европе он относит к манипулятивным A R. Рабочие, над которыми проводились эксперименты, оставались объектом вмешательства ученых и администрации, которые все заранее распланировали и лишь в незначительной степени, и то через посредничество профсоюзов, приглашали их к участию. Напротив, исследования местных общин в странах третьего мира надо считать партисипативными AR, поскольку ученые, ничего не зная о жизни и ценностях аборигенов, активно и на равноправной основе привлекали жителей к участию. Методология партисипативного AR оказалась столь эффективной, что ООН и Международная социологическая ассоциация организовали по этой теме серию семинаров и симпози-
6 Dick В. (1993) You want to do an action research thesis? Available on line at http://www.scu.edu.au/schools/sawd/arr/arth/arthesis.html
7 Huizer G. (1997) Participatory action research and people's participation: Introduction and case studies //http://www.fao.org/WAlCENT/FAOINFO/SUSTDEV/PPdirect/PPre0021.htm
умов в Колумбии (1977), Перу (1979), Югославии (1980), Мексике (1982), Никарагуа (1989)8. В ряде африканских и азиатских стран партисипативное AR успешно использовалось при решении проблемы раздела земли между сельской знатью и аграрным пролетариатом9.
AR можно подразделить на исследовательские, которые были рассмотрены выше, и обучающие {learning), которые широко используются в системе среднего образования. Новое знание здесь служит не обогащению науки, а преумножению знаний учителя. Вмешательство действием, к примеру опробование нового учебного расписания, служит здесь способом извлечения новых идей и знаний о том, как будут вести себя при этом учащиеся и как улучшатся их знания. Без практической интервенции необходимых школьной администрации новых знаний получить не удалось бы.
От других типов научного исследования AR отличается рядом важных черт:
♦ активным вмешательством ученого в ход исследования, корректированием, управлением, возвращением к началу, отменой отдельных этапов, влиянием на сознание, поведением и мотивацией респондентов;
♦ максимально полным и активным участием респондентов (испытуемых, участников) в исследовании, в котором они часто видят средство достижения своих собственных целей;
♦ респонденты, занимая активную позицию, превращаются в субъектов исследования, равных ученым и заказчикам;
♦ в процессе исследования происходит обучение, приращение знаний и квалификации, которые респонденты немедленно инвестируют опять в исследование, добиваясь еще более высоких результатов;
♦ социальным контекстом: AR происходит в реальной жизненной ситуации и нацелено на решение не экспериментальных, а реальных проблем.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
AR проводится в индивидуальном и командном режимах. Групповой или командный подход к организации AR получил название совместного исследования (collaborative inquiry).
Процесс^/? по своему характеру является, скорее, итеративным10, т.е. возобновляемым, повторяющимся. Основные звенья AR, а именно: а) сбор дан -ных, б) анализ данных, в) оценка действий и результатов, повторяются постоянно. Сбором данных, отслеживанием какого-то внедрения или изменения, скажем, перехода школы на двухсменное обучение без приостановки педагогического процесса, команда исследователей занимается непрерывно.
luizer G. (1997) Participatory action research and people's participation: Introduction and case studies //
ttp://www.fao.org/WAICENT/FAOINFO/SUSTDEV/PPdirect/PPre0021.htm
Jaque W., Metha N., Rahman A., Wignaraja P. Towards a Theory of Rural Development // Development
Malogue. Uppsala, 1977. Vol. 2. P. 1-137; Fernandez W., Tandon R. (eds.) Participatory Research and
evaluation: Experiments in Research as a Process of Liberation. New Delhi: Indian Social Institute, 1981;
lyden G., Ujamaa B. Underdevelopment and an Uncaptured Peasantry. L.: Heinemann, 1980; Mduna E.V.
jrain Storage Project at Bwakiri Chini village in Tanzania // Participation in Research: Case Studies of
'articipatory Research. Studiecentrum NCVO: AmerSFoort (Netherlands), 1980.
ттерация (от лат. iteratio — повторение) — повторное применение какой-либо математической опе-
ЭЦИИ.
Также непрерывно она анализирует их, оценивает свои действия или действия школьной администрации, проводит «круглые столы», совместные совещания, брейн-ринги.
Неповторяющимся выступает само нововведение, практическое вмешательство, изменение объекта. Его нельзя начинать и бросать, браться за одно дело, а затем за другое, экспериментировать на школьниках или студентах по многу раз.
Попросту говоря, AR — это «обучение действием»: группа людей определяет исходную проблему, предпринимает некоторые действия, чтобы ее разрешить, оценивает успешность своих усилий и, если она этим не удовлетворена, пытается все сделать сначала".
Рис. 6. Шахтерские забастовки подтолкнули ученых к обучению населения тактике
мирных переговоров
В партисипативной форме AR ученый, собрав исходную информацию у местной администрации, организует затем серию групповых дискуссий с жителями конкретной деревни, решая при их активном участии какую-то важную практическую проблему (например, борьбу интересов). Только таким способом удавалось раскрыть невидимую глазу социальную стратификацию и вектор социальной напряженности в локальных сообществах. Источниками информации здесь выступают: а) официальные статистические документы; б) данные групповых интервью. Результатом такого AR может стать создание очень эффективного механизма разрешения конфликта, который местные власти будут использовать в дальнейшей своей деятельности. Пытаясь найти точки пересечения противоположно направленных групповых интересов членов местных общин, ученые в совместном исследовании не только изучали новые проблемы, но и обучали население тактике мирных переговоров. В 1990-х гг. в России подобную тактику использовала
" O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/ ~robrien/papers/arfinal.html
группа ученых под руководством Л. Гордона и Э. Клопова в серии партиси-пативных AR с участниками шахтерских забастовок.
В AR ученый выступает в роли стороннего эксперта (консультанта), цель которого — заинтересовать практиков исследовательским проектом, добиться их помощи и собрать нужную информацию. Сотрудничество между ними носит технический характер в том смысле, что оно инструментально по отношению к исследовательским целям. Результатом такого рода проектов становится накопление знаний прогнозного характера; при этом основное внимание уделяется подтверждению и совершенствованию существующих теорий, особенно тех, что касаются итогов вмешательств или воздействий. Проблема определяется в процессе диалога между исследователем и практиком по достижении ими взаимопонимания. Эксперт включается в диалог, способствуя активному сотрудничеству участников и их саморефлексии.
Большинство проектов AR являются коллективными по своему характеру. Это означает, что на всех стадиях, включая выдвижение первоначальной идеи, планирование, внедрение и написание отчета, участвуют люди, потенциально заинтересованные или находящиеся под влиянием предполагаемых результатов исследования и предпринимаемых в ходе него действий. Коллективные ARопираются на знаменитую работу П. Фрейре «Педагогика угнетенных», вышедшую в США в 1972 г. Ядро предлагаемого автором подхода заключается в осознании освободительной силы познания, объединенного с действием и ведущего к развитию критического сознания, улучшению жизни и трансформации социальных структур и отношений.
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ИТЕРАЦИЯ
Итеративную технологию использования AR называют циклически спиральной. Развиваясь по спирали, поднимаясь с каждым шагом на все более высокую ступень познания, AR доставляет участникам не только новые знания, практические навыки, решение проблемы, но и эмоциональное удовлетворение. Об этом сообщают все или большинство людей. Но сколько ступеней в этой пирамиде познания?
Их может быть как угодно много и никто еще не указал точного числа. Но на каждой из них вы обязаны совершить несколько четко установленных процедур. И лишь после этого подняться этажом выше. Причем число операций у авторов различается. Так, «отец» AR К. Левин утверждал, что их три: планирование, действие, оценка (анализ данных и критика результатов). Иными словами, на каждой ступени вы обязаны проделать весь круг действия-познания и лишь затем продвинуться дальше. На следующем витке все повторяется снова. Повторяемость операций навеяла специалистам название цикла, а чередование циклов по мере восхождения наверх придало сходство со спиралью. Итак, все исследование имеет вид спирали, а отдельные ее витки называются, если строго следовать принятой терминологии, циклами.
Современные последователи К. Левина, в частности профессор Стефан Кеммис (Австралия), называют два цикла по четыре операции в каждом из них: план, действие, наблюдение, рефлексия (рис. 7).
Рис. 7. Спираль и циклы AR С. Кеммиса12
Джеральд Сасмен приводит еще более длинный перечень (рис. 8): в каждом исследовательском цикле у него пять операций (фаз). Первая операция — это диагностика: идентификация проблемы и сбор необходимьгхданных. Познакомившись с ситуацией, команда исследователей разрабатывает план действий. Поскольку мнения участников самые разные, высока вероятность, что появится несколько альтернативных способов решения проблемы. Но именно их разработка составляет суть второй фазы. Сразу выбрать одно-единственное решение и приступить к практическим шагам невозможно, если вы не собрали дополнительную информацию. Это нужно обязательно проделать для того, чтобы на третьем этапе выбрать самое подходящее решение, распланировать его реализацию и даже приступить к ней. На четвертой стадии все того же первого цикла происходит всесторонняя (по возможности) или прикидочная (это уже совершенно необходимо сделать) оценка реализации намеченного плана: что-то вышло не так, как ожидали, а что-то и вообще не получилось. Оценив последствия, команда собирается за «круглый стол» и
Дается по источнику: O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/~robrien/papers/arfinal.html
подводит общие итоги первого цикла. В этом суть пятого шага (фазы). Данные о проведенной интервенции собраны, результаты проанализированы, последствия оценены, выводы сделаны.
Рис. 8. Цикл AR по Дж.Сасмену13
Если ученые совместно с заказчиком пришли к неутешительному итогу, тогда все повторяется снова, но уже на втором цикле. А это, как известно из гегелевской диалектики, более высокий виток спирали, означающий, что теперь количество накопленной информации непременно перешло в новое качество. Действительно, горький опыт многому научил, и в следующий раз исследователи, возможно, пойдут совсем иным путем. Но, правда, соблюдая все тот же алгоритм: диагностика, план, действие, оценка, выводы. Любой опыт важен, даже негативный. Он учит исследователей, а обучение заложено в самой природе AR.
Разумеется, неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, вызывает чувство страха и увеличивает степень риска всего мероприятия. Ведь никто не даст гарантий, что на втором цикле команда добьется успеха. Так что роль предшествующего опыта двояка. С одной стороны, он многому научил исследователей, с другой — придал неуверенности. В подобных ситуациях рекомендуется откровенная беседа всех участников, на которой происходит всесторонний разбор недостатков, как после спектакля у актеров, откровенный разговор, на котором могли бы вылиться накопившиеся эмоции и раздражение. Возможны самые разные видения причин неудачи, причем напротив каждой версии оставляются комментарии других участников. После основательной «разборки» и разговора по душам иногда приходится менять либо саму теорию, либо исходные гипотезы и начинать на втором цикле практически с нуля.
Дается по источнику: O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/~robrien/papers/arfinal.html
МЕТОДЫ
Методология ARтребует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедрения, сложившейся ситуации, эффективности самих методов (от некоторых приходится по ходу дела отказываться и прибегать к другим процедурам). Такую методологию называют мультивариативной.
В процессе проведения AR одинаково эффективно могут использоваться количественные и качественные методы:
♦ стандартизированные тесты интеллекта, профессиональных навыков, способностей учащихся (к письму, решению задач, умению говорить);
♦ интервью и анкетирование, позволяющие установить первоначальные ценности, установки и мотивацию учащихся, а также конечные, пореформенные результаты;
♦ эксперимент, предполагающий создание экспериментальной группы, подвергшейся вмешательству, и контрольной группы, служащей эталоном сравнения;
♦ глубинное интервью, биографический метод и жизненные истории, семейные хроники, кейс-стади, фокус-группы;
♦ наблюдение, позволяющее отследить динамику процесса, например улучшение деятельности учителя после нововведения, изменение самочувствия учащихся и т.д.;
♦ анализ документов, например дневников учащихся, классного журнала, видео- и аудиоматериалов, школьных сочинений или специально (по заданию ученых) написанных эссе.
Результаты исследования-внедрения могут обрабатываться как вручную, так и с помощью компьютера (чаще всего используются такие программы, как NUDIST, Ethnograph, Ну per RESEARCH). При анализе данных сырой материал, например записи интервью, подвергается кодированию, а затем по отношению к нему используются логический анализ, контент-анализ, концептуальное картирование, шкалирование, статистические процедуры, включая таблицы и графики. Количественный анализ данных, как правило, используется параллельно и наряду с качественными методами, например оценочной интепретацией, теоретической выборкой, деконструкцией, герменевтикой.
Самостоятельным методом AR считаются исследовательские конференции (search conference). Начало им положили Эрик Трист и Фред Эмери, трудившиеся в 1959 г. в Тавистокском институте. Сегодня известны такие модификации исходной методики, как Dannemiller-Tyson 's Interactive Strategic Planning, Marvin Weisbord's Future Search Conference, Dick Axelrod's Conference Model Redesign, Harrison Owen's Open Space, ICA's Strategic Planning. К организации конференций сегодня активно подключают Интернет. В 1991 г. ученые из университета Торонто по заказу Canadian International Development Agency провели серию исследовательских конференций в Гренаде, результатом которых стали практические рекомендации и план действий по улучшению туризма14.
O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/ ~robrien/papers/arfinal.html
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
За рубежом AR начали широко применяться начиная с середины 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг. Перед второй мировой войной новый метод прочно утвердился в социальной психологии как форма социального исследования, в ходе которого ученый познает групповые процессы, изменяя их, манипулируя процедурой и поведением, активно участвуя в самом исследовании15. Родоначальником16 нового метода выступает американский психолог Курт Левин(1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, попытайтесь изменить их»17. Он исследовал национальные меньшинства в США (евреев и чернокожих) и создал методологию исследования, которая с успехом применяется при изучении традиционного общества в странах третьего мира. Кроме того, Левин изучал проблемы лидерского стиля (авторитарного и демократического) в малых группах. Позже и эту методологию ученые позаимствовали у него для изучения процесса формирования малых групп и местных общин в южной Италии и Латинской Америке.
Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравнительное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию», появился в его статье «Action Research and Minority Problems» (1946). Механизмом AR автор считал «спираль шагов, каждый из которых составлен из циклической последовательности планирования, действия и сбора фактов о результатах действия». Таким образом, у К. Левина AR обозначал особый исследовательский подход, посредством которого ученый не только создает новое знание о социальной системе, но и пытается одновременно изменить ее. Именно поэтому, как рассчитывал ученый, основной сферой использования новой методологии должны стать социальное управление и социальная инженерия. К. Левин утверждал, что осознание и изменение социальных условий возможно лишь в том случае, если на всех этапах своего проекта обществоведы будут привлекать к работе практиков, хорошо знающих реальную жизнь.
Правда, в последнее время «отцовские права» К. Левина на AR серьезно оспариваются18. Выясняется, что до него идеи исследования через вмешательство высказывал Дж. Морено.Для него исследовательский процесс выступал составной частью социального движения. Левин познакомился с ними, будучи в Америке.
В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Корив 1949 г. Хотя он не связывал AR с фундаментальной наукой, считая этот метод эффективным способом решения практических проблем, с его легкой руки в обиход вошло понятие «учитель-как-исследователь» {teacher-as-researcher)19. Оно как нельзя лучше описывало специфику новаторского труда учителя, постоянно экспериментирующего с новым материалом, находя-
Huizer G. (1997) Participatory action research and people's participation: Introduction and case studies // http://www.fao.org/WAICENT/FAOINFO/SUSTDEV/PPdirect/PPre0021.htm Kemmis S., McTaggart R. (Eds.) The action research reader. Geelong, Victoria: Deakin University Press, 1988. 7 См.: Lewin K. Resolving Social Conflicts. N.Y.: Harper, 1958. Kemmis S. Action Research and Social Movement: A Challenge for Policy Research // Education Policy Analysis Archives. 1993. Vol. 1. № 1. Corey S. Action research to improve school practice. N.Y.: Teachers College, Columbia University, 1953.
щегося в активном поиске. Из всех научных методов учителю ближе всего включенное наблюдение, методология кейс-стади и качественные методы20. Используя научные методы, школьные учителя получают широкие возможности апробировать свои идеи и инновационные проекты, усовершенствовать мастерство.
После второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр Эрик Трист,чья группа в Тавистокском институте человеческих отношений в Лондоне занималась прикладными социальными исследованиями, изучая, в частности, гражданских репатриантов, которые во время мировой войны находились в немецких концлагерях. Он и его коллеги исследовали не малые группы, а крупномасштабные социальные проблемы, связанные с институциональным и организационным контекстом21.
В 1960—1970-е гг. ЛЛуспешно применяли социологи и антропологи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напряженность, конфликты и их политические последствия.
ПАРАДИГМЫ AR
В 1960— 1970 гг., по мнению Р. О'Брайна22, оформились четыре основные парадигмы AR: традиционная, контекстуральная, радикальная и образовательная.
Традиционная парадигма (Traditional Action Research) основывалась на идеях К. Левина в области теории поля, групповой динамики, Т-групп и клинической социологии. Она широко применялась в области социологии и психологии организаций, изучения качества рабочей жизни {Quality of Working Life — QWL), социотехнических систем (информационных систем), структуры власти в организации и промышленной демократии.
Контекстуральная парадигма (Contextural Action Research), известная также как Action Learning, берет свое начало из исследований межорганизационного взаимодействия Тавистокского института. Ее название происходит от слияния двух слов: context (окружающая среда) и structure (структура). В центре внимания ученых находилась перестройка (reconstituting) структуры отношений, складывающих между социальными акторами в конкретной социальной (прежде всего организационной) среде, в частности, доминирования между такими социальными группами, как акционеры и администрация. Именно в рамках этой парадигмы возникло широко распространенное в современной социологии организаций понятие «социальная экология», обозначающее не природную среду предприятия, а его социальное, в том числе общинное, окружение. Специалисты применяли метод конференций, на которых договаривающиеся стороны (акционеры, потребители, граждане,
20 Belanger J. Teacher as researcher: Roles and expectations. An annotated bibliography // ERIC Digest (1992)342 751.
21 Trist E. Intervention Strategies for Interorganizational Domains // Human Systems Development:Perspectives on People and Organizations / Ed. by R. Tannenbaum et al. San Francisco: Jossey-Bass,1985. P. 167-197.
O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/ ~robrien/papers/arfinal.html
наемные работники, администрация, государственные чиновники), опираясь на принципы либеральной философии, пытались найти компромиссное решение социальной проблемы.
Радикальная парадигма (Radical Action Research) берет свои истоки из марксистского учения, известного как диалектический материализм. В числе базовых категорий здесь использовалось понятие «праксис» (praxis), введенное в современный интеллектуальный оборот Антонио Грамши, но использовавшееся еще Аристотелем. В марксизме, считавшем, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами, праксис трактовался как активность человека для того, чтобы осуществлять свои мысленные конструкции. Солидаризируясь с Фейербахом, марксисты утверждают, что философ должен не только и не столько понимать мир, сколько изменять его. Однако в марксизме изменение приняло революционные формы. Только революционный праксис является источником истины. Праксис большевизма заключается в тотальном разрушении основ старого мира. В идеологии леворадикального
марксизма праксис до сих пор означает социальный и политический активизм, в том числе борьбу за независимость, классовую борьбу и политический терроризм. Помимо марксизма радикальная парадигма AR находит свое выражение в освободительных, феминистских, протестных и других движениях, выступающих за социальную трансформацию общества.
Образовательная парадигма (EducationalAction Research), в отличие от предыдущей, очень спокойная и неагрессивная. Ее теоретические истоки восходят к идеям выдающегося американского философа образования Джона Дьюи. Его последователи используют технологию AR для совершенствования учебного процесса и реструктуризации системы школьного образования.
В школе AR помогает учителю осмыслить свою педагогическую деятельность, выявить ее плюсы и минусы, устранить недостатки, апробировать новые идеи и проекты, методы и материалы, а администрации — оценить правильность выбранной стратегии, эффективность используемых инструкций, методических рекомендаций, учебных планов и др., наконец, общий ход обучения в школе.
Помимо парадигм в теории и практике AR различают две национальные школы: 1) английская традиция ориентирована на сферу образования и предполагает улучшение, обогащение, совершенствование педагогической практики с незначительной ролью научных методов23; 2) американская традицияобращена к сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, a AR понимает как «систематический сбор информации для подготовки плана, при помощи которого можно произвести социальные изменения»24.