Интервью в качественном полевом исследовании
Качественник проводит неструктурированные углубленные неформализованные интервью, которые отличаются от формализованного анкетного опроса (см. таблицу). Качественное интервью представляет собой постановку вопросов, выслушивание, проявление интереса и запись на магнитофон того, что сказано. Интервью — продукт совместной деятельности исследователя и члена группы. Члены группы — активные индивиды, чье видение, чувства и сотрудничество — важные части дискуссионного процесса, в котором обнаруживаются субъективные значения. Такое интервью подразумевает обмен опытом.
История жизни или биографическое интервью — особый тип полевого интервьюирования. Исследователь интервьюирует членов группы углубленно, обычно несколько раз, расспрашивая об истории их жизни. Вопросы открытые и не следуют в определенном порядке, хотя они более структурированы, чем в любом другом полевом интервью. Цель данного интервью — реконструировать историю жизни члена группы в собственной перспективе. Полевое интервью имеет свои неформальные правила и содержит следующие элементы: 1) приветствие; 2) отсутствие декларирования цели встречи; 3) избегание повторов в вопросах; 4) вопросы «по ходу»; 5) выражение интереса («Действительно?! Хотел бы я там быть!»); 6) выражение незнания («Нет, я пропустила это!»); 7) разговор по очереди; 8) использование сокращенных разговорных выражений; 9) выдерживание пауз или молчание в случаях, когда продолжение разговора неприемлемо; 10) неформальное завершение разговора.
Полевое и анкетное интервью
Типичное анкетное интервью | Типичное качественное интервью |
[. Имеет вполне определенные начало и конец | 1. Начало и конец выражены нечетко |
?. Стандартные вопросы задаются респондентам в одинаковой юследовательности | 2. Вопросы и порядок, в котором они задаются, выстраиваются в соответствии со спецификой людей и ситуаций |
3. Интервьюер все время держится нейтрально | 3. Интервьюер демонстрирует интерес к реакциям интервьюируемого и стимулирует углубление тем разговора |
4. Интервьюер задает вопросы, респондент этвечает | 4. Интервью напоминает дружеский разговор, но с превалированием вопросов со стороны интервьюера |
5. Почти всегда это работа с одним респондентом | 5. В зависимости от обстоятельств при проведении интервью может присутствовать группалюдей |
6. Профессиональный тон и деловой подход. Отклонения от этого не допускаются | 6. В интервью присутствуют шутки, отвлечения на посторонние вещи, анекдоты, все это записывается на магнитофон |
7. Обычно вопросы закрытые, реже - открытые | 7. Обычно задаются открытые вопросы, часто используется «другое» |
8. Темпы и направленность интервью контролирует интервьюер | 8. Интервьюер и член группы вместе контролируюттемпы и направленность интервью |
9. Социальный контекст, в котором проводится интервью, не существен и, как принято считать, мало что меняет | 9. Учитывается социальный контекст интервью, он важен для толкования значений ответов на вопросы |
10. Интервьюер пытается придать коммуникативной модели стандартные рамки | 10. Интервьюер приспосабливается к нормам члена группы и его(ее) языку |
Типы вопросов в полевом интервью. В полевом исследовании качественни-ки задают три типа вопросов: описательные (descriptive question), структурные (structural question) и контрастные (contrast question). Они задаются на протяжении всего интервью, но каждый тип характерен для определенного этапа. На раннем этапе используются описательные вопросы. Постепенно задаются структурные вопросы, их число нарастает в середине интервью, и после начала анализа они становятся основными. Контрастные вопросы появляются в середине полевого исследования, и к концу они превалируют.
Описательные вопросы — это исследование окружения и получение информации о его членах. Они включают также информацию о времени и месте, о людях и их деятельности. Структурные вопросы задаются после того, как исследователь организует специфические события, ситуации и разговоры в поле в концептуальные категории (например, классифицирует типы водителей в дорожном ресторане). Контрастные вопросы строятся на анализе, который был выверен структурными вопросами. Вопросы сосредоточиваются на сходстве и различиях между элементами категорий или между категориями: исследователь просит членов группы подтвердить сходства и различия («Чем похожи постоянные и случайные клиенты?»).
Информанты. Информант, или ключевое действующее лицо в полевом исследовании, — это член группы, с которым исследователь устанавливает дружеские отношения и который рассказывает или информирует о поле. Идеальный информант имеет четыре характеристики: 1. Член группы, очень хорошо знакомый с ее культурой и находящийся в положении, которое позволяет ему отслеживать важные события. Он живет и дышит этой культурой, вовлечен в рутинную деятельность своего окружения, не задумываясь об этом. Человек, у которого за спиной годы личного опыта существования в этой культуре. 2. Член группы, который вовлечен в поле в настоящий момент. Бывшие члены группы, покинувшие поле давно, могут изменить свое восприятие и оценки, хотя они также могут быть полезны для исследования. 3. Член группы, который может себе позволить проводить время с исследователем. 4. Не склонные к анализу члены группы могут быть хорошими информантами. Они знакомы с внутренней «народной» теорией и используют ее и здравый смысл.
Полевой исследователь может проинтервьюировать информантов разных типов. Контрастные типы информантов полезны для исследования: новички и старожилы; находящиеся в центре событий и на их периферии; недавно изменившие статус и «статичные», лидеры и последователи и т.д.
Контекст интервью. Исследователь должен заметить все важные детали, которые не будут записаны на пленку.
ВЫХОД ИЗ ПОЛЯ
В зависимости от степени интенсивности вовлеченности исследователя и продолжительности времени, проведенного в поле, процесс выхода может быть болезненным. Исследователь должен выполнить все обещания и покинуть поле «чистым как стеклышко».