Ценностные ориентации в отношении работы в зависимости от пола респондента
и формы вопроса, %
В работе важны | Закрытый вопрос | Открытый вопрос | ||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
1. Оплата | 16,3 | 9,5 | 10,5 | 12,2 |
~2. Стабильность | 8,2 | 6,4 | 10,5 | 3,7 |
~3. Наличие свободного времени | 2,6 | 3,4 | 0,0 | 1,6 |
'А. Продвижение по службе | 21,9 | 13,6 | 2,1 | 1,6 |
5. Возможность самовыражения | 50,0 | 65,9 | 24,2 | 19,1 |
6. Чтобы работа и сослуживцы были приятны | - | - | 12,1 | 17,9 |
7.Условия труда | - | - | 13,2 | 16,3 |
8. Удовлетворенность работой | - | - | 16,8 | 17,1 |
9. Указание на определенную работу | - | - | 2,6 | 3,2 |
10. Более одного ответа | - | - | 2,1 | 0,8 |
11. Другие ответы | - | - | 2,6 | 1,6 |
12. Не знаю | 0,0 | 0,4 | 0,0 | 2,4 |
13. Нет ответа | 1,0 | 0,8 | 3,2 | 2,4 |
Всего | 100,0% | 100,0% | 99,9% | 99,9% |
(196) | (264) | (190) | (246) |
Таблица 3 Ценностные ориентации в отношении работы в зависимости от образования респондента и формы вопроса, %
В работе важны | Закрытый вопрос | Открытый вопрос | ||||
Образование(летобучения) | Образование(лет обучения) | |||||
Не более 11 | 13 и более | Не более 11 | 13 и более | |||
1. Оплата | 13,3 | 11,9 | 12,0 | 14,4 | 13,3 | 6,2 |
2. Стабильность | 11,9 | 5,0 | 5,1 | 5,8 | 5,4 | 9,2 |
3. Наличие свободного времени | 2,1 | 3,8 | 3,2 | 0,0 | 1,2 | 1,5 |
4. Продвижение по службе | 22,4 | 14,5 | 15,2 | 1,4 | 0,6 | 3,8 |
5. Возможность самовыражения | 48,3 | 64,8 | 63,3 | 18,7 | 15,1 | 32,2 |
6. Чтобы работа и сослуживцы были приятны | - | - | - | 12,2 | 19,9 | 13,1 |
_7. Условия труда | - | - | - | 20,9 | 12,0 | 12,3 |
8. Удовлетворенность работой | - | - | - | 6,5 | 24,7 | 17,7 |
У-Указание на определенную работу | - | - | - | 7,2 | 1,2 | 0,8 |
_!^Более одного ответа | - | - | - | 1,4 | 1,6 | 2,3 |
„Ц^Другие ответы | - | - | - | 2,2 | 3,6 | 0,0 |
_1^_Незнаю | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 2,9 | 0,6 | 0,8 |
_1^_Нет ответа | 1,4 | 0,0 | 1,3 | 6,5 | 1,8 | 0,0 |
Всего | 100,1% | 100,0% | 100,1% | 100,1% | 100,0% | 99,9% |
(143) | (159) | (158) | (139) | (166) | (130) |
процент отметивших «возможность продвижения по службе», так и место этой ценности в иерархии (при закрытой форме — второе, при открытой — восьмое).
Пока трудно сказать, в каком случае полученная информация более надежна: доводом сторонников открытого вопроса может быть то, что ценность, редко упоминаемая спонтанно, не имеет большого значения, а закрытого — чистота эксперимента, которую обеспечивает данная форма, предлагая единую для всех респондентов систему соотнесения. Оба аргумента звучат убедительно, и отдать одному из них предпочтение сложно.
Результаты рассмотренного исследования также не позволяют сделать окончательный вывод о преимуществе того или иного вида опроса. Прежде всего, неясно, чем именно объясняются расхождения. То ли предлагавшиеся закрытия не охватывали каких-либо значимых для респондентов аспектов проблемы, то ли они формулировались в соответствии с представлениями и логикой исследователя, а не на основе предварительного пилотажа по открытой форме. (Можно сделать и другое предположение: подобная работа проводилась в 50-х гг., тогда же этот вопрос впервые был включен в анкету, но с тех пор произошли существенные изменения в общественном сознании. Вот почему, вероятно, данные альтернативы уже не отвечают ориента-циям большинства американцев.)
В следующем эксперименте (1977—1978) была предпринята попытка построить новый набор альтернатив с учетом ответов на открытые вопоосы. Два варианта — «короткий рабочий день» и «возможность продвижения по службе» — мы исключили, поскольку в ходе обследования по открытой форме их отметили очень немногие респонденты (табл. 1, пп. 3,4). Взамен были введены варианты, соответствующие мнению относительно большого числа опрошенных: «условия труда» и «работа должна быть приятной» (табл. 1, пп. 6,7). Редакция этих альтернатив для закрытой формы была несколько изменена (табл. 4, пп. 3,4) с тем, чтобы в первой из них сделать акцент на автономности, независимости работника в процессе трудовой деятельности, а во второй — на стремлении к общению, социальным контактам и одновременно на желании получать от работы удовольствие. Рубрика «условия труда» сохранилась, однако ее содержание в данном случае существенно уже, чем в первом эксперименте (табл. 1, п. 7 и табл. 4, п. 8).
Остальные альтернативы (табл. 1, пп. 1, 2, 5) были переформулированы для большего соответствия содержанию рубрик открытого вопроса (табл. 4, пп. 1,2,5), причем мы старались по возможности использовать одни и те же термины в параллельных альтернативах. Кроме того, с целью избежать влияния на окончательные результаты такого фактора, как последовательность закрытий, интервьюирование проводилось по пяти вариантам, различавшимся порядком альтернатив, каждая из которых предлагалась в разной очередности. Проверка полученных данных не выявила зависимости между местом закрытий и частотой их выбора.
Итак, во втором эксперименте было приложено немало усилий для того, чтобы свести к минимуму расхождения в результатах опроса по открытой и закрытой формам. Однако нельзя сказать, что это полностью удалось. Анализ табл. 4 позволяет сделать следующие выводы.
1. Распределение ответов на открытый вопрос по-прежнему выходит за рамки пяти общих альтернатив, но теперь последние охватывают уже 58,0% всех ответов (по сравнению с 42,0% в первом исследовании). В ходе интер-
вьюирования по открытой форме четыре из пяти4 суждений, соответствующих альтернативам закрытого вопроса, получили достаточно большое число выборов, в то время как доля всех дополнительных вариантов (за исключением неопределенного «работа должна нравиться») оказалась незначительной. Таким образом, выделенные нами ведущие ценности работы более адекватно отражают мнения, высказываемые людьми спонтанно, однако значение дополнительных категорий и различия в потере информации сохраняются.
Таблица 4 Ценности работы в зависимости от формы вопроса, эксперимент II, %
Закрытый вопрос | Открытый вопрос |
Что из перечисленного ниже имеет для Вас наиболее важное значение в работе? | Людей в работе привлекают разные вещи. А что особенно важно для Вас? |
1 Чтобы работа хорошо оплачивалась..... 13,2 | 1.Оплата....... 16,7 «Деньги — вотчтоимеет значение», «Участие в доходах» и т.п. |
2. Чтобы работа давала чувство удовлетворения, возможность самовыражения .... 31,0 | 2. Возможность самовыражения 14,5 «Работа, предъявляющая к исполнителю определенные требования», «Творческая работа» и т.п. |
3. Возможность самому принимать решения,чтобы никто не вмешивался......................................................... 11,7 | 3. Контрользаработой ...4,6 «Чтобы никто не вмешивался», «Возможность самому устанавливать темп работы» и т.п. |
4. Работа должна быть приятной, а общение с сослуживцами — доставлять удовольствие 19,8 | 4. Чтобы работа была приятной..... 14,5 (обычно имеются в видухорошие, доставляющие удовольствие взаимоотношения, социальные контакты) |
5. Чтобы работа была постоянной и отсутствовала опасность быть уволенным................................................................ 90,3 | 5. Отсутствие опасности быть уволенным, постоянный источник дохода ,,, ,7,6 |
6. Возможность продвижения по службе..... 1,0 | |
7. Короткий рабочий день, чтобы было многосвободного времени 1,6 | |
8. Условия труда 3,1 «Безопасность», «Хорошее освещение» и т.п. | |
9. Материальные блага (условия страхования наслучай болезни, пенсионное обеспечение).............................................................................. 2,3 | |
10. Важно, чтобы работа нравилась(неопределенные высказывания, которые немогут быть включены в пункты 2 и 4)..................................................................... 15,6 | |
11. Определенная работа....... 3,7 «Я хотел бы быть учителем» | |
12. Более одного кодируемого ответа....... 4,0 | |
6. Другие ответы......... | 13. Другие ответы........ 3,6 |
7. Не знаю......... | 14.Незнаю.......... 2,6 |
8. Нет ответа......... | 15. Нетответа......... 4,4 |
Всего......... 100% (1194) | ........ 99,8%(1153) |
Сравнительно небольшая доля респондентов (4,6%) давала ответы, относящиеся к рубрике «контроль за работой» (автономность работника). В данном случае мы допустили ошибку, выделив автономность в самостоятельную категорию. Если вновь укрупнить ее, объединив с условиями труда, то она охватит 7,7% ответов.
2. Влияние переформулировки альтернатив. Значение такого фактора, как «отсутствие опасности быть уволенным», возросло в новой редакции с 7,0 до 20,0%. В то же время после того как из формулировки была исключена часть, несшая излишнюю смысловую нагрузку — «нужная работа», альтернатива «чтобы работа давала чувство удовлетворения, возможность самовыражения» получила во втором эксперименте меньшее число выборов (31,0% по сравнению с 59,0%). Впрочем, расхождения в результатах могут объясняться и изменением самого набора ответов, а не перестройкой фразы.
3. Различия, обусловленные формой вопроса. Анализ результатов, полученных по пяти общим для обеих форм категориям, выявляет заметные расхождения: высказалось большее число опрошенных за высокую оплату труда с помощью открытого вопроса, все остальные пункты чаще отмечались при закрытой форме. Различия в результатах статистически значимы (х2== 82,0, ^=4,р<0,001). Важно отметить, что несоответствие наблюдается не только в процентном соотношении, но и при ранжировании мнений. Так, оплата труда занимает первое место среди ценностей работы у отвечавших на открытый вопрос и одно из последних — у отвечавших на закрытый.
Если бы не одно существенное исключение, вполне убедительно прозвучало бы следующее обычное объяснение этих фактов: большинство респондентов, когда они вынуждены формулировать свою позицию самостоятельно, оценивают работу прежде всего с точки зрения материальной выгоды, социальной привлекательности или отсутствия особых требований к исполнителю, в то же время при выборе готового ответа их больше привлекают «высокие» мотивы — особенно возможность самореализации в работе; последнее скорее характеризует общественное мнение, чем действительные притязания людей. Однако полностью согласиться с такой интерпретацией не позволяетто обстоятельство, что число выбравших альтернативу «стабильность, отсутствие опасности быть уволенным» при использовании закрытого вопроса резко увеличивается. По-видимому, здесь дело не в социальной значимости той или иной ценности, а в различиях «систем координат», в рамках которых респондент воспринимает вопрос о работе. В пользу этого соображения говорит также анализ зависимости между базовыми переменными (пол, образование) и формой вопроса (табл. 5).
Как видно из табл. 5, несмотря на то что образование в любом случае сильно коррелирует с ценностями работы, характер этой зависимости в значительной степени связан с методом получения эмпирической информации 0с2 =27,5, df=8, р<0,001). Наиболее яркий пример: при использовании закрытой формы обнаруживается обратная зависимость между уровнем образования и отношением к такому аспекту работы, как отсутствие опасности быть уволенным, однако открытый вопрос этого не выявляет. Подобный факт отмечается и в первом эксперименте. Прямо противоположная тенденция по данным обеих форм наблюдается в отношении категории «оплата труда». Мы пришли к выводу, что эта альтернатива в открытом вопросе не обладает достаточной различающей способностью, в ней могут смешиваться два значения: доход и постоянный доход (такое толкование особенно характерно для менее образованных респондентов). Формулировка же закрытого вопроса помогает внести ясность, поскольку здесь четко определены различия между категориями. Данные, полученные на основе закрытой формы, свидетельствуют: высокий доход ценится различными группами респондентов срав-
нительно одинаково, в то время как на необходимость иметь постоянный источник средств существования чаще указывают люди, наименее образованные. С нашей точки зрения закрытый вопрос дает более надежную информацию о зависимости между ценностями работы и уровнем образования5.
Таблица 5 Ценности работы в зависимости от образования респондента и формы вопроса,
эксперимент II, %
В работе важны | Закрытый вопрос | Открытый вопрос | ||||
Образование(лет обучения) | Образование(лет обучения) | |||||
Не более 11 | 13и более | Не более 11 | 13и более | |||
1. Оплата | 13,8 | 15,9 | 11,0 | 20,0 | 20,0 | 12,8 |
2. Возможность самовыражения | 11,1 | 28,4 | 44,4 | 6,2 | 8,0 | 24,3 |
3. Автономность | 8,4 | 8,9 | 15,9 | 3,1 | 3,4 | 6,5 |
4. Чтобы работа и сослуживцы были приятны | 24,5 | 23,9 | 14,1 | 14,8 | 15,7 | 13,2 |
5. Отсутствие опасности бытьуволенным | 36,0 | 20,0 | 12,4 | 4,8 | 11,1 | 6,9 |
6. Продвижение по службе | - | - | - | 0,0 | 0,9 | 1,8 |
7. Наличие свободного времени | — | — | — | 1,0 | 2,3 | 1,6 |
8. Условия труда | - | - | - | 3,8 | 4,0 | 2,2 |
9. Материальная заинтересованность | — | - | — | 2,8 | 3,1 | 1,6 |
10. Чтобы работа нравилась | - | - | — | 10,0 | 14,6 | 19,5 |
11. Указание на определенную работу | — | - | — | 8,3 | 3,7 | 1,2 |
12. Более одного ответа | - | - | - | 3,1 | 4,6 | 4,1 |
13. Другие ответы | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 6,9 | 2,9 | 1,8 |
14. Не знаю | 1,9 | 0,5 | 0,2 | 7,2 | 2,3 | 0,2 |
15. Нет ответа | 3,8 | 1,9 | 1,6 | 7,9 | 3,4 | 2,2 |
Всего | 99,9% | 100,0% | 100,0% | 99,9% | 100,0% | 99,9% |
(261) | (415) | (498) | (290) | (350) | (493) |
Есть еще одно доказательство некоторых преимуществ закрытой формы. Хотя ответ «работа должна нравиться» встречался при интервьюировании по открытой форме очень часто, мы не включили его в число альтернатив закрытого вопроса, считая, что он, по сути, является тавтологическим. Логичным было бы тогда сокращение количества выделивших эту категорию по мере роста уровня образования. На самом деле это не так. Последующий
Различия, обусловленные формой вопроса, рассматривались также в связи с профессиональной принадлежностью респондентов (были выделены четыре группы: специалисты и работники управленческого труда, служащие и торговые работники, квалифицированные рабочие, рабочие и неквалифицированные рабочие). Полученное распределение по характеру и количественному выражению соответствует распределению в зависимости от образования; не установлено лишь, какое значение в Данном случае имеют познавательные факторы по сравнению с социальным положением.
анализ 100 ответов на открытый вопрос показал: значительное число высказываний, объединенных под рубрикой «я предпочитаю ту работу, которая дает возможность самовыражения», начиналось со слов «для меня важнее работа, доставляющая удовлетворение», а затем отмечалось желание проявить свои способности. Поэтому мы думаем, что категория «работа должна приносить чувство удовлетворения (нравиться)» открытого вопроса включает главным образом неопределенные ответы, где в первую очередь имеется в виду возможность самовыражения, и довольно редко — другие ценности, в частности приятный, «развлекательный» характер работы. Подобной неопределенности удается избежать при использовании закрытой формы.
В отличие от образования различия в распределении ответов, обусловленные полом, при изменении формы вопроса сохраняются. Независимо от метода сбора информации для мужчин важнее автономность, самостоятельность, а для женщин — приятная работа. В ходе второго эксперимента у мужчин была выявлена тенденция отмечать оплату труда и стабильность положения при опросе по открытой форме чаще, чем по закрытой, однако соответствующие данные не были подтверждены результатами других исследований.
Чтобы выяснить, какая из форм дает более надежную информацию по поводу ценности «отсутствие опасности быть уволенным», в эксперименте 11 была введена еще одна переменная: респонденту задавался вопрос, оказывался ли он в последние пять лет в положении безработного, ищущего место. Предполагалось, что подобный опыт послужит сильным стимулом для выделения в качестве ведущей ценности работы ее стабильность, отсутствие угрозы увольнения. Однако, как бы убедительно ни звучали наши аргументы, результаты опроса не подтвердили это предположение: тот факт, что '/s опрошенных ответила на указанный вопрос утвердительно, никак не сказался на выборе ценностей, в том числе стабильности работы, независимо от того, каким методом была получена информация.
Итак, проведенное исследование позволяет обоснованно судить о достоинствах и недостатках закрытого и открытого вопросов, более четко очертить сферу применения каждого из них. Прежде всего рассмотрим полученные результаты с точки зрения изучения ценностей работы.
Существенные расхождения в данных опроса по открытой и закрытой формам в первом эксперименте обусловлены, на наш взгляд, тем, что альтернативы закрытого вопроса не были с достаточной тщательностью разработаны на основе ответов на открытый вопрос. Одни категории выходили за рамки системы соотнесения большинства респондентов, другие, представлявшие для многих опрошенных важное значение, напротив, были пропущены. Набор альтернатив, использовавшийся в эксперименте II, более адекватно отражал ценности работы, на которые респонденты указывают, не будучи подготовленными.
Мы считаем, что при условии обстоятельной подготовки для исследования ценностей работы предпочтительнее использовать закрытый вопрос, поскольку этот метод позволяет четко дифференцировать высказывания и в то же время объединять под одной рубрикой ответы, обычно разделяемые в открытом вопросе из-за различий в словесном выражении, которые, однако, несущественны с точки зрения смысла. Что касается таких преимуществ открытого вопроса, как возможность с его помощью выявить отличительные особенности того или иного ответа и избежать влияния расхожего мнения на высказывание респондента, то на практике они скорее оказываются не-
достатками, чем достоинствами, проистекающими из неопределенности суждений, которые интервьюер часто не в состоянии адекватно оценить, а также из случайных ошибок кодировщиков, неверно проинтерпретировавших ту или иную запись. Этого удается избежать, применяя закрытый вопрос, когда опрашиваемый сам по существу выступает в роли кодировщика. Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод. Открытый вопрос необходим для выявления структуры восприятия респондентов и анализа их языка с тем, чтобы правильно сформулировать альтернативы. Когда же эта работа проведена, использовать открытую форму при изучении ценностей, как таковых, не представляется целесообразным.
Если рассматривать проблему более широко, а не только в контексте изучения ценностей работы, сейчас еще нельзя сделать окончательное заключение, по каким именно данным будут наблюдаться расхождения, обусловленные использованием разных методов, всегда ли одна из форм предпочтительнее другой, дает ли она более надежную информацию. На основании наших материалов мы выдвинули ряд предположений, которые в то же время являются гипотезами, нуждающимися в дальнейшей проверке.
1.Различия, обусловленные формой вопроса, могут быть сведены к минимуму, если исследование будет начато с опроса по открытой форме на достаточно большой выборке, представляющей собойчастьизучаемой совокупности. Сконструированные на базе полученных ответов альтернативы закрытого вопроса должны отражать суть и соответствовать языку спонтанных высказываний респондентов. В противном случае мы рискуем ограничить опрашиваемого нашей собственной «системой координат», сами того не подозревая. Убедительным примером может служить пропуск альтернативы, оценивающей работу как приятную, развлекательную. Указанное правило настолько очевидно, что само его упоминание кажется странным. Однако в практике эмпирических исследований оно чаще игнорируется, чем исполняется.
2.При несовпадении результатов открытой и правильно организованной закрытой форм оказывается, что, по крайней мере в части случаев, последняя дает более надежную информацию, т.е. правильную классификацию респондентов и верное описание взаимосвязей. Применение данного метода исключает к тому же крупную категорию, существование которой обусловлено, скорее всего, неопределенностью значительной части ответов на открытый вопрос. Еще одно преимущество закрытого вопроса — возможность полностью избежать потери информации, связанной с неоднозначными ответами (высокий уровень которой характерен для открытой формы).
3.При обследовании обоими методами с достаточным постоянством выявляются некоторые важные закономерности. Например, стремление реализовать свои возможности (как ценность работы) прямо коррелирует с образованием во всех наших экспериментах, независимо от формы вопросов, их редакции и структуры.
4.Различия, обусловленные формой вопроса, выражены среди представителей некоторых групп населения намного слабее, чем в среднем по выборке. Особенно это касается категории наиболее образованных респондентов (табл. 6). В значительной степени данный факт объясняется тем, что ответы лиц с низким уровнем образования при опросе по открытой форме чаще попадают в разряд не несущих информации (или не относящихся к предмету исследования), в то время как, имея готовые альтернативы, им легче определить свою позицию.
Таблица 6 Средние различия в результатах применения открытой и закрытой форм в зависимости от образования опрошенных (только по пяти общим категориям), %
Эксперимент | Уровеньобразования(летобучения) | |||
Не более 11 | 13 и более | |||
Ценности работы (1) | 9,7 | 14,2 | 4,9 | |
Ценности работы (II) | 12,5 | 8,1 | 6,0 | |
Ценности работы (III)* | 12,7 | 12,5 | 8,0 | |
Наиболее важные проблемы* | 14,4 | 6,8 | 7,2 | |
Ценности детей* | 16,1 | 10,0 | 4,7 |
* Эксперимент в данной статье не описывается.
5. Несмотря на, казалось бы, напрашивающийся из приведенных здесь рассуждений вывод о целесообразности исключительного применения закрытой формы, полное элиминирование из исследовательской практики открытых вопросов, на наш взгляд, было бы ошибкой. Прежде всего, как уже указывалось, они необходимы для того, чтобы выявить отсутствие какой-либо важной альтернативы. Нельзя недооценивать и значение открытых вопросов типа «почему?», использование которых в качестве дополнительных к несущим основную нагрузку закрытым вопросам может быть также очень полезным. Кроме того, без открытых вопросов не обойтись, когда на ответы могут влиять события, происходящие в окружающем мире, или когда с момента разработки закрытий на основании изучения ответов по открытой форме прошло много времени и поэтому не исключен пропуск новых, не отмечавшихся ранее альтернатив. И конечно, они незаменимы, если набор значимых альтернатив слишком велик или сложен, чтобы его можно было предложить респондентам.
Особо хотелось бы отметить следующее обстоятельство. Поскольку данные обследований представляют большой интерес для истории, значение ответов на открытые вопросы со временем увеличивается. И дело не только в том, что в будущем социологи смогут построить на их основе новые альтернативы, необходимые для изучения тех или иных проблем. Наличие информации, непосредственным образом отражающей размышления людей предшествующих поколений, само по себе ценно. Так, например, если бы в ходе земельной описи Англии, произведенной в 1086 г. Вильгельмом Завоевателем (при условии заинтересованности короля в получении сведений об установках, а не только об имуществе своих подданных), были бы собраны репрезентативные данные о состоянии общественного мнения в конце XI в., мы, без сомнения, оценили бы их куда более высоко, заключай они в себе спонтанно высказанные мысли мужчин и женщин на языке того времени, а не просто выборы из альтернатив А, Втл С. Это справедливо и в наши дни, вот почему мы должны сделать все, чтобы социальным исследователям будущего были переданы не только цифровые коды.
Дается с сокращениями по источнику: Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос / Пер с англ. Г. А. Заикиной // Социологические исследования. 1982. № 3. С. 145-156.
РАЗДЕЛ IV
НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ