А.К. Замбржицкая Пилотирование формулировки анкетного вопроса
В повседневной деятельности социологов пилотаж обычно понимается как пробный, сокращенный вариант основного поля. И логика проведения такого пилотажного исследования проста: собрать некоторое количество анкет, обсудить затруднения респондентов, внести необходимые изменения в формулировки вопросов. Мы провели ряд экспериментов по освоению новых приемов, полезных при проведении пилотажа. Мы представляем рефлексивные наблюдения за собственным опытом во время проведения пилотажного маркетингового исследования, главной целью которого была апробация вопросника с последующим анализом использовавшихся в нем методических приемов и процедур. Таким образом, была наработана экономичная и эффективная схема проведения пилотажа в маркетинговом исследовании. Пилотажное исследование состояло из следующих этапов. Подготовка интервьюеров к апробации вопросника. Когда интервьюер приступает к работе по новой для него анкете, он обязательно «осваивает» вопросник: пробует звучание формулировок вопросов, оценивает и запоминает логику расположения тематических блоков, переходов от вопроса к вопросу. И, несмотря на строгие инструкции задавать вопросы именно так, как они написаны, невольно изменяет их формулировки на более удобные для себя и работает уже не по написанным, а «присвоенным» вопросам. В поле он постепенно перестраивает вопросы еще и с учетом реакции респондентов. Мы полагаем, что процесс «присвоения» вопросов интервьюером не нужно ис-
коренять в соответствии с требованиями унификации процедуры сбора данных. Мы предлагаем использовать этот процесс для апробации «кабинетных» вопросов.
Инструкция, которую мы давали интервьюерам перед пилотажным исследованием, первым пунктом содержала следующее замечание: «Вы можете переформулировать вопросы, как Вам и респондентам будет удобно. Но обязательно запоминайте, как именно Вы задаете вопрос. Если Вы несколько раз будете менять формулировку, постарайтесь запомнить все варианты». Таким образом, мы планировали получить набор из различных формулировок одного и того же вопроса и соответствующих им реакций респондентов, чтобы к полевому этапу выбрать те,
которые будут самыми «хорошими», т.е. адекватными содержательным целям исследования. Мы обращались к интервьюерам как активным помощникам и союзникам исследователя, и, как оказалось, наши надежды полностью оправдались: интервьюеры с любопытством и энтузиазмом приняли это задание и старательно наблюдали за своей речью и поведением респондентов во время пилотажа.
Проведение пилотажа. В нашем исследовании опрашивались покупатели и посетители магазинов детских игрушек при выходе из магазина,
Неустойчивые вопросы не только длиннее устойчивых, но содержат грамматически более сложные слова. Отсюда вытекает практический совет социологу: формулируй свои мысли не только кратко, но и просто, иначе проиграешь в качестве получаемой информации.
Новый подъем интереса к внутрипрофессиональным делам социологов наблюдался в 1960—1970-е гг., когда в США происходило активное обсуждение таких аспектов, как методические особенности использования открытых и закрытых вопросов, влияние альтернатив, порядка их расположения отсутствия градации «нет ответа» на распределение ответов респондентов и др. из крупных исследовательских центров, которые могут финансировать специальные обследования на достаточно больших выборках (от 1,5 до 2,5 тыс. респондентов), стали появляться многочисленные публикации обобщающие методический опыт, проекты, наработки. Ученые в таких центрах проводят как специализированные методические эксперименты, «обкатывая» формулировки вопросов из своей исследовательской копилке, так
поэтому анкета по размеру была короткой (один лист), а интервью в целом занимало от 3 до 10 минут. Мы не ограничивали пилотаж каким-то заранее заданным количеством анкет, а отвели первый день опроса на апробацию. Каждый сделал около 20 интервью, и этого оказалось достаточно для того, чтобы интервьюер получил представление о том, каким образом респонденты воспринимают те или иные вопросы, и проэкспериментировал с формулировками вопроса, подстраиваясь под респондентов. Послепилотажное групповое обсуждение. Снять содержание этих мини-экспериментов можно через введение в ситуацию интервью третьего персонажа — наблюдателя, который бы фиксировал ходы, сделанные интервьюером, и реакции респондентов на них. Такой материал позволил бы точно отследить все возможные варианты и формулировки. В идеальном случае таким наблюдателем могли бы стать скрытая от респондента видео- и аудиозапись, поскольку присутствие третьего лица, не влияющее на ситуацию опроса, вообразить сложно. Мы не могли выделить каждому интервьюеру дополнительное техническое обеспечение (опять же из соображений экономии средств заказчика). Поэтому мы опробовали групповое обсуждение как форму фиксации результатов пилотажа. Это обсуждение организовывалось в свободной форме (без жесткого вопросника для дискуссии). Обсуждались следующие основные вопросы: что было сложным для вас, когда вы проводили интервью? Какие вопросы вы переформулировали? Что вам или респондентам в них было неУДобно/непонятно? Как именно вы задавали этот вопрос? Какие вопросы для респондентов были трудными? Какую эмоциональную реакцию вызывал вопрос у респондентов?
Само по себе обсуждение с интервьюерами качества инструмента очень полезно и для интервьюера (меняется его отношение к работе, становится более ответственным и осмысленным), и для социолога, который получает важные сведения для коррекции инструмента. Преимущество группового обсуждения заключается в том, что высказывания одного из участников стимулируют работу памяти другого, и он более точно воспроизводит свои ситуации опроса. Таким образом, были высказаны все наработанные впечатления и замечания, которые появились в процессе пробного опроса, и тут же были найдены и оформлены рекомендации по улучшению анкеты.
После группового обсуждения целый ряд вопросов был существенно изменен. Таким образом, мы получили практически новый вариант вопросника, который тоже нужно было апробировать перед основным полем. По окончании опроса мы провели еще одн> групповую встречу с интервьюерами и обсудили эффективность новых формулировок. Такое послеполевое обсуждение дало нам возможность еще раз «подчистить» вопросы, прежде чем положить их в «копилку» для будущих исследований. Мы поняли, что нельзя экономить место на вопросах-фильтрах, что порядок задаваемых вопросов влияет на характер ответов респондентов и понимание смысла вопроса, научились сложные вопросы разбивать не простые и делать многое другое, что состав ляет методическую культуру современного со циолога.
Сокращено по источнику: Замбржицкая А.К Эмпирическая апробация вопросника в марке тинговом исследовании // Социологические ис следования. 1999. № 11. С. 115-122.
и вторичный анализ данных, в которых использовались сходные формулировки вопросов.
Большая работа была проделана университетами Мичигана и Северной Каролины. Исследование проводилось дважды — в январе и апреле 1979 г. Было выбрано два вопроса, показавших в 1940-х гг. наиболее значимые различия в ответах. Теперь уже был зафиксирован эффект конца списка. Он гласил, что в вопросах, произносимых вслух, респондент чаще выбирает альтернативу, стоящую в конце списка. Возможно, респонденты лучше запоминают слова, услышанные в последнюю очередь. Данные психологических экспериментов свидетельствуют о том же самом. Когда в формулировке вопроса у вас содержатся две идеи, лучше всего респондент запомнит и поймет последнюю. Она же окажется для него более притягательной, а стало быть, и более выбираемой9.
Рис. 14. Необходимо наличие внешнего контроля за интервьюерами
В СССР и в России интерес к методической культуре анкетирования был, но не было денег на проведение массовых экспериментов, призванных совершенствовать исследовательский инструментарий. Крупные исследовательские центры, работающие с большими выборками, например ВЦИОМ и ФОМ, могли бы проводить серьезные методические эксперименты, но не проводят. Большинство анкетных вопросов используются ими по многу лет, поскольку они не давали серьезных сбоев; таким образом, сам по себе стаж служит критерием надежности вопроса. Кроме того, частая смена формулировок могла и повредить ученым: вопросы-ветераны, обкатываемые во всех исследованиях, вносят единообразие и позволяют сравнивать данные исследований разных периодов. Зачастую критерием адекватности вопроса (созданного в середине 90-х гг.) остается только доля затруднившихся ответить, и если она невелика (порядка 15—20%), исследователи предпочитают не проводить специальных экспериментов и не менять формулировки. «Менее
9 См.: Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 годы) / Ин-т социологии РАН. М., 1996.
С2
крупные исследовательские коллективы ориентируются на экономию средств заказчиков, которыми выступают организации, выдающие гранты, или отдельные фирмы. Из-за ограничения бюджета исследования возникают сложности с серьезной апробацией вопросника, которая зачастую не проводится вообще. В результате непилотированные вопросники содержат ошибки, количество которых не поддается исчислению. Некоторые из ошибок, обнаруживаемых даже при логическом анализе вопросов, приводят к серьезным смещениям в полученных данных, хотя способов проверить коммуникативную адекватность и точность формулировки вопроса наработано достаточно много. При этом большинство из них затратны, требуют значительных материальных и временных ресурсов»10.
«ЭФФЕКТ ИМЕНИ» ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ
Специалисты, профессионально занимающиеся методическими экспериментами, давно предупреждают социологов, работающих над конструированием анкет, что респонденты чувствительны к любым, даже малейшим, нюансам в формулировке вопроса. И это представляет для них чрезвычайную опасность. Был составлен особый список так называемых формулиро-вочных эффектов, куда помимо прочего вошли привлекательность средней альтернативы, роль вопросного формата и контекста, влияние эмоционально тонированных слов, в том числе и политико-идеологических ярлыков. Среди них не последнее место, особенно в политических рейтингах, занимает «эффект имени» — влияние на ответ респондента известной фамилии. Еще в середине XX в. на свет появилось методическое правило, согласно которому исследователям при составлении вопросников рекомендуется избегать упоминания авторитетных личностей и организаций.
Первыми «эффект имени» в формулировке вопроса обнаружили и изучили в 1930—1940-е гг. американские социологи И. Лодж, С. Стагнер, Д. Рагг и X. Кантрила. Как оказалось, использование в опросах популярных имен ведет к серьезным искажениям результатов. Когда респондентов просили высказаться о необходимости помочь Англии и Франции со стороны США, то многие колебались. Но когда в другой раз добавили фразу «...в их борьбе против Гитлера», число положительных ответов возросло с 13 до 22% ".
Аналогичные результаты в 1977 г. получили Г. Шуман и С. Прессер. Они провели методический эксперимент, в котором участвовали студенты Мичиганского университета. Результаты получились более чем любопытные. Сравнивались ответы на два почти похожих вопроса об уровне преподавания со стороны профессоров. Только в одном из них в преамбуле к вопросу сообщалось, что президент университета не так давно заявил, что ему якобы нередко приходится слышать жалобы студентов на низкое качество
Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании // Социо-логические исследования. 1999. № 11. С. 115-116.
Rugg D., Cantril H. 1944. The Wording of Questions // Cantril H. (ed.) Gauging Public Opinion. Princeton: Princeton Univ. Press. P. 23-50.
профессорских лекций. «Эффект имени» не заставил себя ждать: после знакомства с мнением своего ректора мало кто из студентов не захотел с ним согласиться12.
Согласно выводам Г. Шумана и С. Прессера, имена известных политиков, встроенные в формулировки вопросов, обладают не только большой эмоциональной силой, но и мощным информационным потенциалом. Они помогают определиться с мнением и избавиться от затруднений при выборе ответа.
В 1998 г. социологи из Ивановского госуниверситета (под рук. А.Ю. Мягкова) провели методический эксперимент. Из квотной выборки общим объемом 200 человек, репрезентировавшей взрослое население Иванова по полу, возрасту и роду занятий, были сформированы две одинаковые по численности и выровненные по структуре группы — контрольная и экспериментальная. Первую группу респондентов просили ответить на ряд вопросов, не содержавших в формулировках ссылок на мнения известных российских политиков и государственных деятелей. В анкетах, предлагавшихся второй (экспериментальной) группе, те же самые вопросы-суждения «привязывались» к конкретным фамилиям (Б. Ельцина, В. Жириновского, А. Лебедя и А. Чубайса). Политические высказывания были отобраны из периодических изданий. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что в трех из пяти случаев респонденты все-таки реагировали на известные фамилии. Однако реакции на различных авторов оказались разными. Упоминание в вопросах авторитетных людей, как правило, способствует увеличению поддержки высказываемых ими мнений. В то время как ссылка на одиозную личность, напротив, уменьшает число сторонников предлагаемых ею идей. Увеличение и уменьшение колебалось в диапазоне от 5 до 12%. Материалы исследования свидетельствуют, что «эффект имени» в социологических опросах встречается довольно часто. Испытуемые нередко меняют свои ответы в зависимости от автора высказывания. Нередко имена производят эффект «замещения» источников мнений. Иногда фамилии знаменитостей выполняют образовательную функцию, но чаще способствуют формированию пристрастных политических мнений13.
Несмотря на все запреты и предостережения, многие социологи по-прежнему используют престижные имена и названия организаций для идентификации политических позиций. Известное имя, например Жириновского или Явлинского, для респондентов, плохо разбирающихся в политических тонкостях, помогает более ясно сформулировать свои предпочтения. В этой ситуации «эффект имени» выполняет позитивную функцию. Но имя может сыграть негативную роль, если с его помощью оказывается давление на респондента, который не уверен в своем мнении или еще не определился, кого поддерживать. В подобных случаях респондент выбирает не формулировку политической позиции партии, а популярное имя, которое ему нравится. Правда, в прошлом, как отмечают специалисты, именные формулировки использовались гораздо чаще, чем сегодня.
12 Schuman H., Presser S. Questions and Answers in Attitude Surveys: Experiments on Question Form, Wordingand Context. N.Y.: Academic Press, 1981. P. 295.
13 Мягков А.Ю. Влияние известных политических имен в формулировке вопроса на результаты социологического исследования // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 94—103.