Правила формулировки вопросов п. клайна
1) Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается.
2) Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы. Это важно для того, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопросов.
3) Вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Так, формулировка «Нравится ли вам спорт?» является слишком общей: термин «спорт» — неопределенный, как и термин «нравится». Необходимо задать более конкретный вопрос: «Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?» или «Вы регулярно следите за игрой вашей любимой спортивной команды?». На вопросы эти трудно солгать, и относительно них реальное поведение вряд ли изменится, респонденты будут отвечать одинаково, когда бы вы их ни тестировали.
4) вкаждом задании следует задавать толькоодин вопрос или делать только одно утверждение. Рассмотрим пример: «Думаю, следует заставить черных и представителей других расэмигрировать». Если это задание предназначено для измерения расизма, то оно будет плохим.Ьсть расисты (такие, как южно-африканские),которые проводят резкие различия между черными и людьми других рас. Другие считают
сех, кто не являются англосаксами, не относящимися к людям. Следовательно, некоторые Р систы могут положительно ответить на этот прос, тогда как другие — нет (только черных еДУет принуждать к эмиграции). Более зло-
стные расисты могут быть готовы оставить черных и представителей других рас, но видеть их исключительно в качестве рабов. А, например, немцы, проживающие в Англии, опять-таки ответят «нет», исходя из своей интерпретации понятия «другие расы». Это задание явно бесполезно: у него слишком неопределенная формулировка и одновременно задаются два вопроса. Следовало бы дать утверждение более точно: «Думаю, следует заставить негров эмигрировать». Сейчас оно более понятно (выражение «черные и представители других рас» заменено на более точное), и в нем остался только один вопрос.
5) Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. Они обычно настолько субъективны, что вносят большую неопределенность. Это положение прояснят примеры.
Пример А. «Часто ли вам снятся сны?» Здесь все зависит от значения слова «часто». Некоторые испытуемые могут испытывать такое чувство, что видеть сон раз в месяц — это часто, и ответят на вопрос утвердительно. Другие могут возразить. Получается, что ответы указывают не то, что происходит на самом деле. Улучшенный вопрос будет звучать: «Снятся ли вам сны дважды в неделю или чаще?»
Пример Б. «Испытываете ли вы иногда беспричинное беспокойство?» Очевидно, что этот вопрос порождает ту же проблему, что и предыдущий. Однако, он еще хуже, поскольку «иногда» буквально означает «чаще, чем однажды». Следовательно, практически все испытуемые вынуждены, если они отвечают искренне, ответить на вопрос положительно. Однако этот вопрос
'аздел in. социологическая анкета: виды, правила, конструирование_____________
о том, как улучшить вкус своей продукции?» Как ответить на него человеку, который убежден, что паста «Аквафреш» лучше «Пепсодента» по вкусу, но ему все равно, что именно следует предпринять фирме, выпускающей последнюю? И как намеревается исследователь интерпретировать ответ на такой вопрос? Ведь можно только гадать, собирался ли респондент отнести свой ответ к обоим компонентам, или какому-то компоненту было отдано преимущество перед другим. Вопрос должен быть только об одном предмете. Кроме того, нельзя втискивать два вопроса в один, как, например: «Что Вы думаете о телевидении и его влиянии на детей?»
Иногда, вопреки сознательным усилиям исследователей определить и пояснить понятия, в вопросы могут вкрасться слова с множественными значениями или интерпретациями. Пример двусмысленного вопроса: «Каков размер Вашего дохода?» Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только личный доход респондента (и за какой период)? Касается вопрос заработанного дохода (жалованье или заработная плата) или же исследователь проявляет интерес также к другим источникам — к дивидендам от акций и процентам от банковских вкладов и т.п.? Подобно этому, достаточно двусмысленно выглядит вопрос: «Предпочитаете вы автомобили марки А или марки В?» Должен ли
>лог бы быть очень полезным, поскольку всем чзвестно, что люди действительно различаются по частоте беспричинного беспокойства. Цело не в содержании, а в форме вопроса, которая не выдерживает критики. Как же можно Золее точно сформулировать вопрос, в котором <астота столь существенна? В улучшенном виде это может выглядеть: «Испытывали ли вы бес-
гакойство без особых причин в последние две четыре) недели?»
5) Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства. Вместо этого попытай-есь говорить о поведении. В пункте (3) слово •нравится» было заменено на «играете». Важ-1ым является то, что испытуемый без колеба-шй отвечает, играет он или нет, а со словом •нравится» возникает целая проблема. Если !адание может быть сформулировано так, что-)ы неопределенные слова о чувствах могли быть (вменены на описание поведения, это должно >ыть сделано.
') При помощи инструкций обеспечьте, чтобы Респонденты давали первые приходящие на ум
ответы. Не позволяйте им долго размышлять над значением задания. Оно должно вызвать немедленную и точную реакцию. Многие вопросы не выдерживают критики из-за вполне оправданного желания исследователя вложить слишком много информации в краткую форму. Вопрос «У вас много друзей?» одним покажется очень простым и немедленно вызовет соответствующую реакцию, а других ввергнет в длительные и ненужные размышления: а что такое друг? Кого я могу считать другом? Сколько у меня истинных друзей, а сколько приятелей? Из этих примеров понятно, что в инструкциях необходимо просить испытуемых выполнять задания настолько быстро, насколько это возможно. 8) Избегайте явно социально желательных/нежелательных заданий. Существует ряд характеристик и качеств, с которыми мало кто захочет согласиться, по крайней мере в среде образованных европейцев. Они настолько очевидны, что когда мы проиллюстрируем их ниже несколькими примерами утверждений, то они покажутся явно абсурдными. Вот несколько примеров утверждений, которые являются явно социально желательными или нежелательными:
(1) Я с трудом переношу неудачи: (да, нет).
(2) Я не понимаю юмор: (да, нет). (3) Я постоянно лгу. (да, нет). (4) Я не могу контролировать свои эмоции: (да, нет). (5) Я завистливый и ревнивый человек: (да, нет). (6) Я скупой: (да, нет). (7) Когда возможно, я отлыниваю от работы: (да, нет). (10) Я лгу, чтобы избавиться от хлопот: (да, нет).
Сокращено и адаптировано по источнику: Клайн П Создание надежных тестов // http://web.psy-chology.ru/library/00003.shtml
респондент ответить нам, какую из марок он намерен реально приобрести, или какую марку купил бы, если бы между ними не было разницы в цене? А ответ на вопрос: «Сколько вы покупаете хлеба в день?» — будет зависеть от того, как подумает респондент о поступающем ему хлебе — в виде количества буханок или же в сумме денежных затрат на соответствующую покупку.
Функцию «слов-ловушек» очень часто выполняет местоимение «Вы». Так, на вопрос анкетера «Сколько сахара вы купили за год?» может последовать встречный вопрос респондента: «Лично я или вся семья?» Другим примером ловушек являются слова типа «все», «какой», «никто», «только один», «каждый», «никогда», «всякий». Многие люди негативно реагируют на такого рода обобщающие слова. На вопрос: «На каком компьютере вы работаете?», можно получить такие ответы, как «на старом», «IBM PC», «на Интел инсайд», «Пенти-ум-два 266, ОЗУ 64 Мегабайт, HDD 4 Гига, 15-дюймовый монитор, звуковая карта Creative»... А можно получить встречный вопрос: «Дома или на работе?» К этому же разряду относится вопрос «Как вы относитесь к женщинам?». Один герой анекдотов ответил: «Я к ним не отношусь», и был совершенно прав3. И такие формулировки анкетных вопросов следует признать двусмысленными.
2. Каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым. Старайтесь избегать усложненных, закрученных в спираль формулировок, таких, например: «Как Вы думаете, что бы Вы предпочли в том, что касается пенистости при стирке: низкую пенистость, которая покажет и низкую очищающую способность, но зато ее легко будет смыть, или сильную пену, которая покажет большую очищающую способность, но смыть которую будет труднее?» Оптимальная длина анкетного вопроса должна размещаться в пределах от 11 до 26 слов.
3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам. Используйте те слова, которые из вестны членам данной выборки. Помните, что большая часть населения России имеет среднее, а не высшее образование. Не нужно использовать специальных и трудных для понимания большинством респондентом слов, таких, например, как: «Что Вы считаете более позитивным или более негативным фактором: хлорирование, фторирование или озонирование водоснабжения?» Следует вообще избегать технических терминов, сленга и особенно необычной лексики, поскольку их значения могут быть неправильно истолкованы респондентами. Подумайте над тем, как заменить такие слова на более простые и понятные всем, не искажая смысла.
4. В вопросах нужно избегать двойного отрицания. Прозрачность смыслав вопросе настолько важна, что необходимо предпринять все возможныеусилия, чтобы эту ясность ничто не затуманивало, как в таком, к примеру,вопросе: «Вы бы скорее не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?»
5. Еще один очень важный момент: следует всячески избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут
•Чтлалиев А.Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4.
подталкивать респондента к неточному ответу (нередко — именно к тому, который предпочитает получить сам исследователь). Тем самым заведомо создается систематическая ошибка или пристрастность ответов. Наводящий вопрос «Не кажется ли вам, что в нашем регионе имеет место топливно-энергетический кризис?» подразумевает, что думать иначе было бы необычно. Другие примеры предубежденности можно обнаружить в формулировке вопросов: «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?»; «Согласны ли Вы с тем, что современная молодежь получила слишком много свободы?». Здесь, конечно, подсказка проступает даже слишком явно. Особую разновидность подсказки создает использование в вопросе слов, заведомо несущих в себе негативную окраску: «Не считаете ли Вы, что угроза распространения наркотиков требует ужесточения законодательства?»; «Что нам следует предпринять в связи с футбольным хулиганством! ». Выделенные слова фактически указывают респонденту, как относится к обозначаемым понятиям сам исследователь, и тем самым невольно подталкивают отвечающего к желательному (для исследователя) ответу. К столь же предубежденному результату могут привести формулировки вопросов, содержащие такие речевые обороты: «Принято считать, что... А каково Ваше мнение по этому поводу?» Необходимо учитывать эффект так называемой "спирали молчания"»4.
6. При составлении анкеты и формулировке вопросов нужно позаботиться о том, чтобы помочь респонденту полностью понять вопрос и выразить свое мнение. Вряд ли многие из опрашиваемых окажутся способными дать точный ответ на вопросы типа: «Какой вкус у шоколада этой марки?» Или: «Что вы, прежде всего, делаете, когда приходите домой?» Необходимо помочь респонденту, сопроводив вопрос перечнем всех (или максимально возможного числа) вариантов ответов.
7. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. Необходимо помочь респонденту вспомнить интересующие исследователя события. Вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько конфет (в кг) Вы купили за последний год?» Исследователь мог бы в таком случае предложить разбивку по времени:
Сколько конфет (в кг) Вы покупали:
1.за последние 4 недели __________
2. за последние 1—3 мес. __________
3. за последние 3—6 мес. __________
Ученые давно заметили, что способность человека запоминать события зависит от того, насколько они значимы для него. Другая опасность в вопросах-запоминалках — склонность людей помнить событие так, словно оно произошло значительно ближе к настоящему времени, чем это было в действительности: женщина сказала, что купила стиральный порошок месяц назад, и только после уточняющего вопроса вспомнила, что это было два месяца назад.
8. Иногда бывает так, что респонденты просто затрудняются ответить натот или иной вопрос (либо по тем причинам, что не сталкивались с соответствующей ситуацией на практике, либо потому, что не задумывались над
Термин, введенный Э.Ноэль-Нойман в работе «Общественное мнение: Открытие спирали молчания» (М., 1996) и означающий неосознанное стремление присоединиться к мнению большинства.
причиной ее возникновения, или просто хотят сохранить в тайне имеющуюся у них информацию). Значит, нужно предусмотреть возможности отступления, чтобы не загонять своего собеседника (респондента) «в угол». Дайте ему (или ей) возможность, в случае необходимости, уклониться от любого ответа, предусмотрев такие варианты, как: «затрудняюсь ответить», «не знаю», «не думал (а) об этом».
9. Не следует переоценивать своих возможностей в предвидении всех возможных вариантов ответов на тот или иной вопрос — жизнь многообразна и неисчерпаема. Поэтому подумайте, не стоит л и добавить к перечню вариантов ответов на некоторые закрытые вопросы такой позиции, как «другие варианты...»(«что еще...»), зарезервировав место для того, чтобы респондент мог дать своюверсию ответа и превратив тем самым закрытый вопрос в полузакрытый.
10.Следует учитывать, что некоторые вопросы ориентированы не на всех, а лишь на определенную категорию опрашиваемых. Когда вопрос рассчитан не на всех респондентов, а только на некоторых из них, следует предусмотреть фильтр. Чаще всего это делается в виде некого условия, предваряющего вопрос. Например, если далее в анкете последует серия вопросов об оценке каких-то качеств женской косметики, вы могли бы ввести в анкете дополнительную инструктивную строку: «На вопросы с 12-го по 18-й отвечают только женщины. Мужчины переходят сразу к вопросу 19». А перед 19-м вопросом (с которого начинается ряд вопросов об оценке мужской косметики) поставить новый фильтр: «На вопросы с 19-го по 26-й отвечают только мужчины. Женщины сразу переходят к вопросу 27». При композиционном оформлении анкеты это можно обозначить также соответствующими стрелками.
11.Иногда следует подумать о том, не заденет ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, не вызовет ли он отрицательных эмоций. Дело в том, что иногда вопросы анкеты могут потребовать от респондента критического отношения не только к окружающим, но и к себе. В результате у него может возникнуть внутреннее предубеждение к самому процессу опроса и его инициаторам, что вызовет нежелание вообще участвовать в опросе (или побудит его сообщить неточную информацию). Например, изучая проблемы поиска рыночной ниши для конкретной марки зубной пасты, обладающей определенными антикари-есными и дезодорирующими свойствами, скорее всего не стоит задавать респонденту прямой вопрос о том, как воспринимают окружающие дурной запах из его (или ее) рта. Вряд ли кому-то из тех, кто является потенциальными клиентами вашего заказчика, будет приятно сознаться в том, что окружающие стремятся держаться на расстоянии, беседуя с ними. В этом случае не стоит придавать вопросу столь личностную окраску. Нам в конечном счете нужна обобщенная статистическая картина, а вовсе не индивидуальная исповедь конкретного человека. В этом случае следует прибегнуть к косвенной форме подачи вопроса, такой, например, как: «Когда мне приходится сталкиваться с собеседником, у которого не очень свежее дыхание, я обычно думаю, что...» (далее могут следовать варианты ответов). Так или иначе, респондент, выбирая нужный вариант ответа, прибегнет при этом к собственному опыту. Косвенные вопросы достигают своей цели как бы вскользь, преодолевая сопротивление или нежелание респондента. Они могут иметь также такие формы:
«Удалосьли Вам за последний месяц прочесть какую-нибудь книгу или нет?» «Некоторые люди стремятся чистить зубы после каждого приема пиши, Другие — нет, а Вы?»
«Одна женщина, с которой я разговаривал, сказала, что она никогда не покупает готовые смеси для кексов, поскольку ее муж сочтет, что она никудышная хозяйка, а что Вы думаете по этому поводу?»
Иногда люди не желают давать правдивые ответы, чтобы «не потерять лица». Не каждому респонденту понравится вопрос типа «Вы боитесь летать на самолете?», и не каждый человек признается, что он боится подниматься в воздух. В качестве причин он может выдвинуть некие соображения, не отражающие истинных чувств, например, дороговизну билетов или невозможность отдохнуть в самолете в отличие от поезда. «Вы принимаете ванну каждый день?» Если респондент считает это социальной нормой, но не придерживается ее, он, скорее всего, даст социально приемлемый ответ.
Рис. 8. Даже если вы и не принимаете ванну каждый день, ответ респондента будет скорее всего
социально приемлемым
12. Наконец, следует подумать о валидности5, шкалы, на которой размещены варианты ответов. Шкальные вопросы сами по себе хороши для измерения отношений, ожиданий, восприятий и предпочтений. Такие вопросы достаточно просты для понимания и позволяют собирать большое количество информации от респондента за относительно небольшое время. Кроме того, шкальные вопросы позволяют довольно легко осуществлять многомерный статистический анализ данных. Однако составителю анкеты надо хорошенько оценить логическое соответствие между смыслом формулировки вопроса и характером шкалы, по которой будут измеряться ответы. Типичный пример невалидной шкалы таков:
Часто ли Ваше внимание привлекает реклама моющих средств:
1 — в газетах
2 — по радио
3 — по телевидению
s Валидность — мера пригодности, применимости методики, предназначенной для решения определенных исследовательских задач, к тому, чему она предназначалась.
Обратите внимание: вопрос был задан о частоте обращения к рекламным материалам, а не об источниках, из которых они исходят. И если уж вас так интересует и то, и другое (т.е. вы хотите увидеть различия по частоте обращения к различным источникам рекламы), то лучше использовать комбинированную — в данном случае табличную — форму размещения шкалы вариантов ответов, такую, например:
Источник рекламы | Постоянно | Периодически | Редко | Не пользуюсь этим источником |
11. В газетах | ||||
12. По радио | ||||
13. По телевидению |
(Обратите внимание на характер кодировки вариантов ответов — ниже мь: еще обратимся к этому примеру.)
Завершив формулировку вопроса, проверьте, соблюдены ли при этом в« приведенные выше правила.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА АНКЕТЫ
Социологическая анкета, помимо всего прочего, — это еще текст, изло женный по определенным грамматическим и стилистическим нормам. Ffpi его составлении ученого интересует не только язык, но и речь (по Соссюру) в том числе интерпретация вербального материала говорящим и слушающим Соответственно каждый вопрос представляет собой не только фрагмент шп отрывок из анкетного текста, но также самостоятельную стилистическук конструкцию, подобно тому, как отдельный абзац научного или повество вательного текста представляет собой самостоятельное целое (в рамках су ществующей стилистической конструкции всего текста), подчиняющеес: собственным жанровым законам (зачин, интрига, заключение).
Анкета существует на узком пространстве между исследователем и респон дентом, тем, кто задает вопросы, и теми, кто на них отвечает. Как средств научного измерения и канал общения социологическая анкета должна в точ ности выполнять предписанные ей функции, обладая высокой надежность! и качеством. Качество социологической анкеты определяется рядом факгорот в том числе тем, как мудро, проницательно и умело сформулировал ее пози ции разработчик, и тем, насколько адекватно его поняли респонденты.
К изучению того, как воспринимают респонденты анкетные вопрось специалисты применяют разнообразные техники. Обычно практикуютс следующие методы: экспертные оценки разработчиков анкеты; экспертны оценки интервьюеров; логический анализ анкеты; когнитивные методы анг лиза текста анкет6. При этом в основном тестируют лексическую или лога ческую правильность вопросов (например, сбалансированность закрытий их семантическое соответствие теме исследования. Кроме того, специалис ты обращают внимание на способы предъявления вопросов или карточе
ueMaio T.J., Rothgeb J.M., Hess J. Improving survey quality through pretesting // Working papers survey methodology: U.S. Bureau of the Census. 1998. № 3.
интервью, их понимание, проводят разграничение письменного текста вопросника и воспроизведения его отдельных элементов в устной речи и т.д.
Цель когнитивных методов — понять мыслительные процессы, управляющие ответами респондента при опросе, используя полученные знания для конструирования более эффективного опросного инструмента. Эмпирически удалось выяснить, что письменный вопрос и его произнесение — вслух анкетером (интервьюером) или мысленно респондентом —две разные вещи. Не существует даже такой объективной формы, как дословное произнесение текста. В большинстве случаев оно представляет собой лишь устойчивый миф, укоренившийся в среде разработчиков анкет. Социолог читает респонденту одним образом, сам респондент — другим. При этом тот и другой в разное время могут прочитать, а соответственно, и понять один и тот же текст по-разному в зависимости от своего настроения, эмоционального и физического самочувствия, форс-мажорных обстоятельств и т.д. В конечном итоге с помощью когнитивного анализа можно установить, что именно человек думает, отвечая на вопросы интервьюера. Здесь анкета трактуется не как бумажный документ с записанным текстом, а как коммуникативная среда, в которой взаимодействуют: 1) содержание, направленность и последовательность анкетных вопросов; 2) формулировка вопроса и многообразие его интерпретаций; 3) характеристики и условия ситуации опроса; 4) личность интервьюера и респондента. При когнитивном анализе используются два метода, направленных на уменьшение семантического многообразия слов и выражений: 1) улучшение формулировки вопроса и снятие неоднозначных понятий; 2) повышение качества коммуникации между интервьюером и респондентом. По мнению Т. Димайо и Дж. Ротгеба, к первой группе относятся следующие техники: метод парафразы, метод артикулированного (проговоренного) суждения, метод оценки уверенности в ответах и метод пробных вопросов7. Вторая группа включает: метод когнитивного кодирования, метод экспертных оценок, семантическое кодирование вербального протокола, экспертное кодирование вербального протокола и метод временных характеристик8. При этом первую группу методов называют качественными, а вторую количественными.
Методы когнитивного интервью направлены на вовлечение респондента в процесс тестирования вопросника: от респондентов требуется артикулировать свои размышления по поводу вопроса и показать интервьюеру, как они понимают конкретный вопрос и формулируют на него ответ9. Метод парафразы заключается в том, что респондента просят изложить услышанный вопрос, попытаться задать его самостоятельно, используя собственные лексические конструкции. Метод оценки уверенности в ответе позволяет выя-
7 DeMaio T.J., Rothgeb J.M. Cognitive interviewing techniques: In the lab and in the field // Answeringquestions: Methodology for determining cognitive and communicative processes in survey research. SanFrancisco: Jossey-Bass Publisher, 1996. P. 177-196.
8 Bassili J.N. Response latency and the accessibility of voting intentions: What contributes to accessibility andhow it affects vote choice//Personality and social psychology bulletin. 1995. No. 21; CannelC. F., Kalton СOksenberg L. New strategies for pretesting survey questions // J. of official statistics. 1991. Vol. 7. No. 3;Bickart В., Felcher M. E. Expanding and enhancing the use of verbal protocols in survey research// Answeringquestions: Methodology for determining cognitive and communicative processes in survey research / Ed. byN. Schwarz, S. Sudman. San Francisco: Jossey-Bass Publisher, 1996.
DeMaio T.J., Rothgeb J.M., Hess J. Improving survey quality through pretesting // Working papers in survey methodology: U.S. Bureau of the Census. 1998. No. 3.
вить трудности, связанные с формулированием ответа. Респондента просят оценить (например, по пятибалльной шкале) каждый ответ в зависимости от уверенности, с которой он был выбран. С помощью метода артикулированного суждения можно установить, что говорит респондент о причинах выбора определенного варианта ответа. Для этого его либо просят проговаривать все мысли, которые приходят ему в голову при ответе на вопрос, либо ответить на дополнительные вопросы типа «почему»10.
Предложенная Д.М. Рогозиным" четырехшаговая схема анализа когнитивного перехода (рис. 9) вскрывает лингвистические ресурсы (знания и речевые навыки), которые использует респондент при ответе на анкетный вопрос. Различная когнитивная компетентность, которой обладают разные люди, заставляет их по-разному отвечать на прозвучавший вопрос. Но не только она влияет на качество получаемой информации. Не меньшее значение имеют экстралингвистические факторы, в том числе молчание, кивки, ухмылка, движения руками, покачивание головой интервьюера.
Операционный переход
Трансформация исследовательских концептов в систему референтов. Адекватность целей исследования полученным переменным.
2— Интерпретативный переход
Семантическая компетентность интервьюера, влияние респондента и методического аппаратаисследования.
3— Коммуникативный переход
Процесс коммуникации, определяемый когнитивными картами интервьюера и респондента; распознавание и смещение значений.
4— Когнитивный переход
Когнитивные процессы у респондента: понимание, поиск информации, суждение, формулирование ответа.
Рис. 9. Транзитивная схема опроса
На первом шаге респондент интерпретирует вопрос, встраивая его в привычные для себя семантические рамки. На втором — вспоминает соответствующие ответу события, действия или высказывания. При этом респондент может обращаться к эпизодам, связанным с его собственным опытом, или ссылаться на мнения или действия других людей. На третьем шаге осуществляется интеграция вспомнившихся событий, их сопоставление между собой и установление некоторой логической структуры изложения. Как правило, в обыденной жизни респондент не задумывается над вопросами, которые интересуют исследователя, поэтому на третьем шаге он вынужден формировать собственное суждение, исходя из мобилизованных к данному моменту ресурсов. На четвертом шаге при закрытом вопросе респондент
Подробнее см.: Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента// http://www.nir.ru/socio/ (I *:iPubl/sj/sj3-4-00rog.html ^°J?3hh Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента // http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj3-«-O0rog.html
выбирает адекватный собственному суждению ответ из предложенных альтернатив, при открытом вопросе — пытается артикулировать самостоятельно выработанное суждение, используя собственный семантический словарь и навыки построения связной речи.
Для проверки предложенной схемы в рабочих условиях Д.М. Рогозин провел в 2000 г. методический эксперимент. Цель исследования — определение характера смещений в формулировке вопроса на каждом трансформационном переходе (интерпретативном, операциональном, коммуникативном и когнитивном). Тестировался опросный инструмент для изучения политических установок, содержащий четыре типа вопросов: закрытые вопросы с порядковой шкалой, псевдооткрытые вопросы с номинальной шкалой, открытые вопросы, альтернативные вопросы с порядковой шкалой12. В лабораторных условиях было проведено 42 стандартизованных интервью. Состав экспериментальной группы был выровнен по полу и образованию. В выборку попали люди в возрасте от 23 до 64 лет. Экспертным методом оценивалась речевая компетентность (грамотное построение предложений, логическая завершенность фраз, корректное использование понятий) каждого респондента: 42,9% респондентов были отнесены к классу с высокой речевой компетентностью, 45,2% — с низкой, в 11,9% случаев речевая компетентность не установлена. Опрос проводили подготовленные интервьюеры с примерно одинаковым уровнем квалификации в течение 5 дней. Средняя длительность интервью составила 10 минут. Для регистрации поведения интервьюеров и респондентов использовалось аудио- и видеозаписывающее оборудование.
С помощью факторного анализа была проведена группировка переменных, описывающих изменение текста анкетного вопроса. В результате были-выделены два фактора, которые объяснили 63,4% разброса признаков.
Вербальное поведение интервьюера при коммуникативном переходе описывается Д.М. Рогозиным пятью переменными: стимулирование, повторение, уточнение, прерывание и поддержка ответа. Рассматривая эту группу переменных, он выделил два латентных признака, характеризующих стратегии проведения опроса, которые использует интервьюер: давление на респондента и поддержка респондента (см. рис. 10; табл. 4). Первая компонента показала сильную взаимосвязь таких переменных, как перестановка слов в вопросе, добавление незначимых слов, пропуск и замена слов.
Таблица 4