Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов
Все виды эмпирических исследований подчиняются двум важным условиям — количеству вопросов в анкете и количеству опрашиваемых респондентов. Несбыточная мечта ученого — опросить как много больше людей пс
Врезка
И.А. бугенко Трудный вопрос
При составлении анкеты нужно постоянно помнить, что респонденты — не простые регистраторы своих знаний, чувств, состояний, а живые люди. Неявная апелляция социолога к респондентам исключительно как к источнику информации ведет к тому, что он позволяет себе задавать бесцеремонные вопросы о внутреннем мире, различных неочевидных характеристиках деятельности и поведения опрашиваемых — вопросы, которые исследователь, будучи человеком воспитанным, вряд ли рискнул бы поднимать в личных беседах. «Можете ли Вы о себе сказать, что проявляете инициативу в работе?», «Знаете ли Вы обычно, что делает, где бывает Ваш сын (дочь) в свободное время?», «Есть ли у тебя близкий друг? Что вы обычно делаете, когда встречаетесь?», «Характерен ли для Вас живой отклик на окружающие Вас события?», «Почему Вы решили обратиться в редакцию именно по этому поводу?» Считать подобные формулировки побуждением к откровенному ответу может лишь человек, которому неизвестно, что в сознании людей происходящее отражается не в полном объеме и не
зеркально. В повседневной жизни люди довольно редко занимаются самоанализом, не всегда отдают себе отчет в причинах и последствиях своих поступков. Поэтому первая трудность, с которой сталкивается респондент при восприятии деликатного вопроса, — осознать обсуждаемую проблему.
Опрашиваемые интуитивно понимают: само описание внутренней жизни их каким-то обра-
зом характеризует. Дело в том, что при любом общении у людей формируются мотивы, специфичные для непосредственно выполняемой деятельности (в данном случае заполнение анкеты) и неспецифичные (соображения престижа, самоутверждения в глазах анкетера, коллег
наибольшему числу вопросов. Она неосуществима по ряду причин и прежде всего по причине очень высокой себестоимости. Поэтому на практике применяются следующие три варианта.
1. Чем больше респондентов, тем меньше вопросов. Всредней социологической анкете, расчитанной на 500—1000 опрашиваемых, содержится обычно от 30 до 40 вопросов. Но количество последних сразу же сокращается, как только возрастает число опрашиваемых. Примером служат переписи населения (сплошной опрос).
Программа первой и всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие, состояние или звание; место рождения; место приписки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык, грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служба; кроме того, делалась отметка о физических недостатках.
Программа переписи населения СССР 1989 г. содержала 25 признаков, часть которых учитывалась выборочно. Вопросы сплошной переписи для характеристики населения были следующими: отношение к члену семьи, записанному первым (в предыдущей переписи 1979 г. этот вопрос формулировался как отношение к главе семьи); пол; причина и время отсутствия (для временно отсутствующих); место постоянного жительства и время отсутствия в нем (для временно проживающих); дата рождения; состояние в браке; национальность, для иностранцев — также гражданство; родной язык и другие языки народов СССР, которыми свободно
и т.п.).В соответствии с этим человек оценивает не только сам предмет обсуждения (например, свою информированность о занятиях сына в свободное время), но и себя по отношению к этому предмету («Плох я или хорош, если не знаю, где сын бывает в свободное время?»). Кроме того, его заботит оценка других («Что подумает обо мне социолог, если узнает, что я не в курсе развлечений своего сына?»). В результате люди нередко не хотят выражать истинные свои мнения, представления, оценки, даже если и отдают себе в них отчет. Признаками деликатного вопроса являются вопросительные слова: «почему», «зачем», «с какой Целью», глаголы, обозначающие внутренние состояния (устраивает, нравится, относитесь, удовлетворены), противопоставление «своего» и «чужого» (коллектива, семьи, коллеги, предприятия и т.п.). Однако это лишь наиболее явные признаки. В то же время нужно иметь в виду следующее: фактически все, что касается респондента ично или кажется ему таковым, т.е. любой фраг-HalT еГ° сознания> подвергается оценке. томиЧИ6 В анкете Деликатных вопросов ведет к Ни что соЦиолог получает различные по степе-чаИскренности и продуманности ответы. Так, ^сть Респондентов стремится уклониться от об-
суждения щекотливых тем и не углубляется в самоанализ, поскольку им это не свойственно, требует дополнительных усилий и (или) может быть чревато ломкой привычных представлений о себе и своем месте среди других людей. Это проявляется как в прямых отказах отвечать, так и в механической фиксации некоторых заранее предложенных вариантов ответов. Другие опрашиваемые называют первое, что им приходит в голову, — чаще всего один из стереотипов, скрывающий представления респондента от социолога. Поскольку практически любой вопрос может быть воспринят респондентами как деликатный, его коррекция проводится главным образом путем замены прямых оценок косвенными. Например, вместо вопросов о внутренних состояниях можно рассматривать факты поведения. Кроме того, деликатные вопросы целесообразно предварять преамбулами, содержащими неявное указание на возможность и допустимость еще более «разоблачающих» ответов, чем те, которые способен дать респондент («Не все взрослые дети оказываются в состоянии помогать своим престарелым родителям. Скажите, пожалуйста, какие сейчас у Вас есть возможности в этой связи?»). Источник: Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 116-117.
владеет опрашиваемый; образование; окончил ли профессионально-техническое учебное заведение; для учащихся тип учебного заведения; источники средств существования. Вопросы сплошной переписи для характеристики жилищных условий: период постройки дома; кому принадлежит дом; число занимаемых жилых комнат; размер площади — общей и жилой. Вопросы выборочной переписи: место работы; занятие по этому месту работы; общественная группа; продолжительность непрерывного проживания в данном населенном пункте; для женщины — сколько детей родила, сколько из них живы. Переписи, как правило, проводятся раз в десять лет. Аналогичные переписям сплошные обследования и референдумы также содержат ограниченное число переменных.
2. Чем меньше респондентов, тем больше вопросов. Чикагский социолог Клиффорд Шау на протяжении многих лет вникал в жизненные обстоятельства сначала малолетнего, а потом зрелого преступника «Джека-роллера». Количество вопросов, на которые пришлось ответить респонденту письменно и устно, — неисчислимо. Правда, полученные данные не дают оснований распространить опыт Джека на судьбы других преступников и вполне нормальных людей. Подобная стратегия относится к «качественной» и ориентирована на case study*7. Сокращение числа респондентов позволяет увеличить число задаваемых вопросов. Уменьшая количество изучаемых объектов, социолог увеличивает глубину исследования каждого из них. В эмпирическом исследовании глубина и полнота изучения объектов, как правило, обратно пропорциональны репрезентативности. Собранная на нескольких объектах информация, при условии, что они не исчерпывают весь класс таких объектов, не является репрезентативной, зато может оказаться содержательно более глубокой.
Рис. 7. Сокращение числа респондентов позволяет увеличить число задаваемых вопросов
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 70.
3. Оптимальное количество респондентов и вопросов. Промежуточное положение между двумя полюсами — опросом всех респондентов и опросом одного — занимают выборочные исследования. Они сочетают достоинства того и другого, избегая всех или многих недостатков сплошного обследования и изучения случая: много переменных, много респондентов, небольшие затраты и сроки. Однако в выборочном исследовании «переменных должно быть столько, сколько по силам обработать персоналу лаборатории. Массив же должен быть достаточным для проверки гипотезы максимальной размерности. Обычно 3—5 тыс. респондентов с лихвой хватает для детального анализа распределений. Это, конечно, не означает, что обеспечивается высокая репрезентативность данных»38.
Выборочные обследования практически с той же точностью обеспечивают сбор данных, что и переписи, почти по такому же количеству (по десяткам признаков), что и case study, т.е. сочетают достоинства того и другого. Правда, достигается подобный эффект за счет очень серьезного усложнения процедуры обследования, главную роль в которых играет математическая статистика. В каком-то смысле выборочное исследование можно уподобить современному компьютеру, который представляет верх технического совершенства рядом с технически более примитивными переписью и изучением случая.
38 гГ '----------------------------------------------------
тыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных введений. М., 1995. С. 71.