Познавательные возможности анкетного вопроса
Анкетный вопрос — основной инструмент социолога для получения информации. Хотя вопросно-анкетная, т.е. диалоговая, форма общения привычна и доступна многим, но понимание вопроса как исследовательского инструмента сталкивается с серьезными трудностями. Например, для большинства начинающих характерно преувеличение познавательных возможностей методов опроса. Им кажется, что нет проблем, которые не могут быть решены методом опроса, сюда же относится и тот энтузиазм, с каким заказчики и респонденты «редактируют» социологические анкеты, руководствуясь самыми добрыми побуждениями. Требуется не только знание специальной литературы, но и значительный опыт, чтобы понять всю сложность таких проблем.
Социологическая анкета (как и план интервью) — это не просто совокупность, конгломерат вопросов, а определенным образом организованная исследовательская, познавательная ситуация. Познавательные возможности анкетного вопроса зависят не только от контролируемых факторов, скажем,
дования и осмыслены программные вопросы. Многие вопросники, разработанные неопытными людьми, выглядят так, как если бы исследователи не знали, что им нужно выяснить, до тех пор, пока не увидели, что они спросили. Чтобы разработать хороший вопросник, полезно соблюдать следующие правила:
1. Не торопитесь писать анкетные вопросы, пока вы не продумали программные.
2. Выпишите программные вопросы и держите их перед глазами, когда составляете анкетные вопросы.
3. Каждый раз, когда вы записываете очередной вопрос, спрашивайте себя: «Почему я хочу это знать?» Отвечайте таким образом, чтобы это помогло вам ответить на программный вопрос. «Это было бы интересно знать» — ответ неприемлемый. Перед формулированием новых вопросов всегда полезно посмотреть, что было написано другими исследователями на ту же тему. Однако вопросы, хорошо работавшие в других исследованиях, не могут отразить весь круг проблем, изучаемых в новом социологическом опросе. Большинство проектов содержат как заимствованные из прежних исследований, так и вновь разработанные вопросы. Однако и новые вопросы могут быть лишь адаптированным вариантом уже существу-
ющих, использование которых сокращает процесс тестирования и позволяет сравнить результаты нового и ранее проведенного исследования. Если мы изучаем одинаковые группы населения, примерно совпадают обстоятельства проведения опроса и нет причин ожидать каких-либо значимых изменений предмета исследования, то использование одинаковых вопросов позволяет оце-
нить надежность полученных результатов. Ecл^ мы проводим исследование в течение длительны> периодов времени и возможны изменения, то использование одинаковых вопросов позволяеп проанализировать тренды. Некоторые исследователи, руководствуясь эти ческими соображениями, не считают возмож-
профессиональной подготовки социолога, которую можно повысить, или времени, затрачиваемого на тщательную разработку проекта анкеты, которое можно увеличить. Есть и неконтролируемые факторы, к которым следует отнести обыденное сознание — общая для ученого и обывателя (респондента) сцена, на которой разыгрывается эмпирическое действо.
Анализируя эту проблему, один из самых авторитетных специалистов по методике опросов О.М. Маслова, в частности, указывает, что социолог в ряде случаев обращается к практическому обыденному сознанию в поисках таких форм знания, которые не свойственны природе последнего. «Он может пытаться обнаружить на уровне обыденного сознания некоторые концептуальные представления по поводу предмета опроса (например, концепции жизни), сформированные по аналогии с принципами научного познания, тогда как специфика познания на уровне повседневной деятельности состоит в том, что оно неразрывно связано с ограниченным кругом конкретных жизненных ситуаций, а его результаты оформляются не в виде концепций, а в форме «рецептов», советов, суждений, обеспечивающих принятие решений в повторяющихся житейских ситуациях. В данном случае познавательная задача, поставленная социологом без учета специфики обыденного сознания, приводит к получению неадекватной информации»3.
Иными словами, хотя сцена у социолога и респондента одна и та же, пьесы, в которых им приходится участвовать на протяжении жизни, могут оказаться разными. Одинаковые законы сцены и законы жанра, но разные — режиссеры, жизненный опыт, место его приобретения (высший или низший класс, образованная среда или мир простолюдинов), содержание пьесы.
ным пользоваться вопросами других авторов. Но в социальных науках в целом и в социологических исследованиях в частности не только допустимо, но и целесообразно повторное использование вопросов. Обычно не требуется получать разрешение на повторное использование вопроса у его составителя. Однако не исключено, что вам захочется пообщаться с автором, чтобы выяснить, какие трудности (которые могли не обсуждаться в публикациях) были связаны с конкретным вопросом. Если вы хотите использовать некоторые разделы опубликованного вопросника, вам потребуется получить разрешение издателя и, возможно, заплатить небольшую сумму.
Исследователи все больше убеждаются в том, что повторение вопросов не так тривиально, как может показаться с первого взгляда. Недостаточно лишь скопировать вопрос. Следует также обратить внимание на условия, при которых задавались конкретные вопросы, так как ответы на некоторые из них зависят от контекста, созданного предыдущими вопросами. Если вы анализируете динамику ответов на вопрос, об-
ращайте особое внимание на вопросы, предшествовавшие рассматриваемому. Это замечание относится ко всем исследованиям, которые вы анализируете для построения трендов. Как только вы начнете искать примеры анкетных вопросов, то будете приятно удивлены разнообразием источников, из которых можно взять вопросы на любую интересующую вас тему. Материалы публикаций и данные архивов — две основные области для поиска анкетных вопросов. Самостоятельный поиск информации не всегда приводит к удовлетворительным результатам, поэтому рациональнее обратиться за помощью к библиотекарю или специалисту по поиску информации. Поиск вопросов иногда становится трудоемким процессом и занимает много времени, но это время тратится не впустую. Даже если вы используете только малую часть вопросов, сам поиск помогает более четко определить программный вопрос и улучшить качество написанных вами вопросов. Сокращено по источнику: Садмен С, Брэдбери Н. Форма вопроса в социальном контексте / Пер. с англ. А.А. Виницкой // http://www.nir.ru/Socio/ scipubl/sj/sj3-4-00sad .html
Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 129.
Проектируя методику опроса, социолог вспоминает все, чему его учили в вузе или чему он научился самостоятельно: требования научного метода, правила составления выборочной совокупности, грамотное составление анкеты и формулировка вопросов. Но всего предугадать он не в силах. Спрашивая респондента, например, о величине семейного бюджета, ученый получает ответы типа «у меня семья есть, а бюджета нет», «из бюджета государство нам деньги не выделяет», «бюджет у меня и моей жены разный» и т.п. Социолог и не предполагал, что столь понятный термин может быть кому-то неизвестным, содержать трудности при его понимании или скрытые ловушки при его операционализации. Но оказывается, исследователь и респондент обитают в разных лигвистических вселенных, а смысл слов можно определить только относительно системы координат своей вселенной. В чужой он будет иным. Согласно гипотезе лингвистической относительности Б. Уор-фа, люди, говорящие на разных языках, по-разному представляют себе объект, обозначаемый словом4.
Вполне вероятно, что при переходе в другую вселенную надо менять не только конструкцию инструмента, но и смысл используемых слов. Социологи, изучающие общественное мнение, вообще стоят перед неразрешимой загадкой: что они изучают на самом деле — свое научное отражение в реальном мире людей или действительные напластования объективно существующих стереотипов и предрассудков здравого смысла?
Если объект исследования имеет собственный язык, который организует прилегающее к этому объекту пространство, содержит собственную прагматику и, соответственно, создает собственные модели объяснения мира, то как проникнуть в этот мир ученому, во-первых, не нарушив целостности и самобытности этого мира, во-вторых, сохранив особенности и разрешительную силу научного инструмента, представляющего совсем иной мир, другую вселенную?
Изучая общественное мнение, социолог так до конца никогда и не узнает, направлены ли проводимые исследования на понимание феномена, каковым является общественное мнение, или они лишь воспроизводят это мнение? Если под мощным электронным микроскопом, имеющем сорокатысячную разрешающую способность, гибнут данные о координате элементарное частицы, хотя появляется возможность за счет подобной жертвы точно определить ее импульс, то какова цена научного подвига? Изучая или измеряя чужеродную органику, не разрушаем ли мы ее структуру необратимы \ образом?
Вполне может оказаться, что исследователь никогда не воспринимает изучаемый объект непосредственно, а лишь создает его приблизительнук копию, весьма понятную ему, но весьма далекую от реального мира и непо нятную этому миру. Научная модель в таком случае будет истинной относительно научного мира и научного языка, но ложной относительно друго£ вселенной — жизни респондентов. Узнает ли себя респондент, взглянув н; свое научное, усредненное в процентных долях отображение? Или для по нимания самого себя ему вновь, как и при создании портрета, понадобитс; ученый-толмач?
Whorf В. L. A linguistic consideration of thinking in primitive communities // Language, thought, am reality / Ed. by J. B. Carroll. New York: Wiley, 1956.
В учебной и специальной литературе, посвященной методике составления социологических анкет, обобщены, кажется, все сведения о реакции респондентов на отдельные разновидности формулировок вопросов, суммировано все, что знает мировая наука о методической культуре. Тем не менее всего предусмотреть нельзя.
Рис. 4. Весьма вероятно, что социолог почти всегда создает приблизительную копию
изучаемого объекта
Большинство методических требований относится к смысловым, стилистическим, лексическим характеристикам вопросов, которые обусловлены различиями между языком научного и обыденного знания. Одно из них касается необходимости учитывать компетентность и информированность респондентов о предмете опроса. А познавательный потенциал конкретного вида анкетных вопросов? В какой мере он учитывается при разработке инструментария?
Чем руководствуется социолог, выбирая форму вопроса: его экономичностью, познавательными возможностями или просто его популярностью? Хотя обычно рекомендуется в ходе пилотажа ставить сначала открытые вопросы, а затем на основе полученных ответов формулировать альтернативы закрытых вопросов, в жизни социологи ведут себя совсем иначе5. Начать с того, что пилотаж проводится редко. Кроме того, массовый, в большинстве
Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос //Социологические исследования. 1982.№ З.С. 145.
своем неакадемический социолог предпочитает не сочинять, а брать у кого-то готовые вопросы, а они обычно имеют закрытую форму. Социологи гораздо чаще, чем нужно, предпочитают закрытые вопросы: они экономичнее, легче при обработке, надежнее при интерпретации. По мнению О.М. Мас-ловой, за высокой популярностью закрытых вопросов чаще всего скрыты критерии экономичности и организационной простоты, формулируемые на уровне здравого смысла. Критерии, связанные с качеством информации, учитываются лишь в виде экспертных мнений, основанных на предшествующем опыте и творческой интуиции исследователя6.
В пособиях по методике и технике социологических исследований приводится множество критериев, помогающих начинающему социологу лучше оценить достоинства и недостатки, например, закрытых и открытых вопросов. Можно прочитать об организационных, экономических или технических критериях, по которым преимущества закрытых вопросов кажутся очевидными на уровне здравого смысла, не требующими ни экспериментальной проверки, ни особых доказательств. Действительно, кодировка вопросов в процессе опроса, быстрота их машинной обработки, снижение доли неответивших, более простая техника заполнения весьма значимы для социолога, ограниченного плановыми сроками, кадровыми и финансовыми ресурсами и т.д. Не случайно авторы большинства методических пособий единодушно высказываются в пользу закрытых формулировок7.
Сложнее обстоит дело с оценкой влияния формы вопроса на качество получаемой информации. Здесь нужны методические эксперименты, а они в нашей стране проводятся крайне редко. Методисту необходимо на одной и той же выборке провести два опроса — с открытыми и закрытыми вопросами, сравнить их между собой, сделать корректные выводы. А чтобы не ошибиться, провести еще несколько экспериментов на других выборках и с другими по содержанию (но не форме) анкетными вопросами и в конечном счете убедиться, что именно форма вопроса, а не возраст, пол или образование, равно как и не содержание вопросов, влияют на итоговые результаты. Например, чтобы получить информацию по таким критериям, как соответствие формулировки вопроса и вариантов ответов тезаурусу и структуре сознания опрашиваемых, нужно провести пробное исследование. Вопросы, которые предстоит «закрыть», следует давать в открытой форме — это минимальное требование для решения подобной методической задачи. Для более глубокого обоснования вопроса по этим критериям необходимы специальные социолингвистические и психологические эксперименты. Аналогично проверяется качество вопросов по таким критериям, как соответствие вопроса компетентности опрашиваемых, возможностям их запоминания, представлениям о престиже и т.д.8 Только по соответствию вопроса социально-психологическим и языковым возможностям опрашиваемых списки критериев качества включают 12—14 позиций9.
Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические ^ исследования. 1984. № 2. С. 130. Там же. Там же.
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. *-• 179; Ноэль Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. С. 80.
ФУНКЦИИ АНКЕТНОГО ВОПРОСА
Анкетный вопрос, если он интересно и грамотно составлен, представляет маленький теоретический шедевр. Удачно по этому поводу выразился известный специалист по конструированию анкет Л.Я. Аверьянов: «Вопрос — это своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать. Когда мы спрашиваем: «Колумб ли открыл Америку?», то здесь имеются известное (Америка открыта), неизвестное — (кто открыл Америку) и гипотетическое знание (предположение, что это сделал Колумб)»10.
Как и научная теория, если уж мы проводим такое сравнение, анкетный вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. У анкетного вопроса их три — индикаторная, коммуникативная и инструментальная1'. Это как бы должностные обязанности анкетного опроса. Он должен выполнять их неукоснительно или хотя бы постараться выполнить как можно лучше. В противном случае не стоит надеяться, что социолог получит надежную информацию.
Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Подобное требование может показаться тривиальным, если исходить опять-таки из житейских представлений, будто человек, задающий вопрос, знает, о чем спрашивает. Ведь человек в чужом городе не будет опрашивать прохожих о смысле жизни, если ему нужно выяснить путь до ближайшей столовой. Однако в социологическом опросе соотношение искомой информации и анкетного вопроса не столь очевидно. Например, в начале 1960-х гг. охотно задавали вопросы о величине затрат времени на различные виды деятельности с учетом их регулярности, периодичности, частоты. Например, «Сколько примерно книг Вы прочитываете в течение года?», «Сколько часов в среднем в неделю Вы тратите на общественную работу?». Однако сравнение ответов с результатами исследований бюджетов времени, основанных на ежедневной саморегистрации фактических затрат времени, показывало существенные расхождения. Оказалось, что вопросы типа «Сколько времени Вы тратите...» измеряют вовсе не фактические затраты времени, а их самооценку респондентом, которая далеко не всегда отвечает фактическому положению дел. Вопрос здесь измеряет не изучаемую характеристику, а нечто другое.
Подмена индикаторов встречается значительно чаще, чем можно предположить. В исследовании образа жизни задавался открытый вопрос: «Что означает для Вас «хорошо жить»?» Содержание индикаторной функции данного вопроса состояло в выяснении «позитивной жизненной программы», «концепции жизни» опрашиваемых. Однако вопрос измерял не жизненную программу, а житейскую ситуацию на момент опроса12. Обеспечение инди-
10 Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы и получать ответы // http://www.i-u.ru/aver/work/ iskusstvo/isk2_l.asp
Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. ДА. Шевченко, А.И. Кравченко. М, 1990.
12 Бади Б.Ш., Малинкин А.Н. Уровни «практического сознания» и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента/ Социологические исследования. 1982. № 3. С. 140—145.
каторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката). Когда индикат определен, то можно оценить, является ли сформулированный вопрос его индикатором, может ли он дать искомую информацию.
Рассмотрим вопрос: «Знаете ли Вы сколько колонн объединяет Ваше автохозяйство (парк, автокомбинат)?» 1. Знаю. 2. Знаю по наслышке. 3. Не знаю. Если индикатом выступает самооценка респондента, то данная формулировка обеспечивает индикаторную функцию. Если индикатом является информированность респондента (фактическое знание), то формулировка не обеспечивает индикаторную функцию. Во-первых, респонденты, имеющие неверные знания, могут не подозревать об этом и отметят позицию «знаю». Во-вторых, респонденты из престижных соображений могут скрыть свою информированность. Таким образом, подобная формулировка не дает искомой информации. Для ее получения вопрос следует поставить в экзаменационной форме либо для смягчения контрольной ситуации разработать тест на измерение уровня информированности13.
Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности.
Применяется также априорное обоснование индикаторной функции вопроса (до начала исследования), которое основано на логических доказательствах связи индиката и индикатора через определение понятий. Кроме того, производится апостериорный контроль индикаторной функции вопроса с помощью анализа полученных ответов14. Возможно также обоснование индикаторной функции вопроса в пилотажном исследовании с помощью методического эксперимента.
Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это при помощи перевода познавательной задачи вопроса на уровень обыден ной лексики респондента. Адекватность перевода обеспечивается учетом социально-психологических особенностей опрашиваемого: его информированности и компетентности, памяти и аналитических способностей. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.
Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов. Речь идет о таких оценках, как точность и устойчивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.
Выделение и оценка инструментальной функции вопроса связана, во-первых, с освоением традиций психологической практики тестирования и психодиагностики. Эти традиции развивались параллельно с освоением
Дридзе Т.М. Организация и методы лингвопсихологического исследования массовой коммуника-м «ии. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 47-49, 50-55, 137-158. Саганенко Г.И. Социологическая информация. Л.: Наука, 1979. С. 37-46.
психологами методов математической статистики, применяемых для обработки и анализа результатов измерения психических и психофизиологических реакций15. Во-вторых, представления об инструментальной функции вопроса возникли в связи с адаптацией к социологии принципов метрологии (науки о качестве измерения), сложившейся в рамках естественных и технических наук16.