Как провести маркетинговое исследование
На первом этапе отдел маркетинга компании-заказчика призван собрать данные о потребности в информации со всех остальных отделов и четко поставить задачи маркетинговой компании, т.е. нам. Затем мы готовим проект исследования, анкету, определяем фильтрующие вопросы, выбираем методику сбора информации и обсуждаем все это в отделе маркетинга и с другими заинтересованными отделами заказчика. Вносятся необходимые изменения. В процессе совместного обсуждения заказчик получает четкое представление о том, какого рода информацию он получит и в каком виде. После проведения исследования на основании нашего отчета отдел маркетинга выдает рекомендации, например, отделу продаж, рекламному отделу и далее.
Исходя из опыта питерской компании ТОЙ-ОПИ-НИОН, можно сказать, что даже если компания уже созрела для проведения маркетинговых исследований, то в первый раз ей иногда все-таки бывает сложно поставить перед нами четкую цель и определить конкретные задачи. Но если компания обращается к нам второй-третий раз, то проблем, как правило, не возникает. Мы уже понимаем друг друга с полуслова.
Хотелось бы отметить, что серьезные маркетин говые исследования требуют большого количе ства сотрудников, разработанных методик опро сов и оценок, техники. Некоторые фирмы самь проводят маркетинговые исследования для сво их собственных нужд и не обращаются к услу
гам маркетинговых компаний. Но если фирм; проводит 3—4 исследования в год, то экономи чески неоправданно содержать специалистов технику, отвлекать свой персонал от работы дл! проведения опросов. Целесообразней обра щаться к специалистам в маркетинговые фир мы, в которых такая работа поставлена на по ток. Ведь ничего хорошего не получится, есгн будет «сапоги тачать пирожник». Источник: Как проводятся маркетинговые исследо вания // http://www.ci.ru/inform6_98/toy_opin.htm
один вид упаковки товара из десяти альтернативных, то ему очень трудно оценить достоинства каждой, если различия между ними невелики. Человек, оценивая пятый вариант, теряет чувствительность.
Анализируя особенности национального парка социологических технологий, профессиональное мастерство специалистов, а также непредсказу-мость поведения заказчиков, российские маркетологи говорят так: «Маркетинговые исследования это — бизнес в Соединенных Штатах, это — индустрия в Великобритании, это — наука в Германии, и это — искусство в России» (А.Демидов).
БРИФ И БРИФИНГ
Бриф можно сравнить с техническим заданием. Невозможно построить дом, если у вас нет чертежа, а также представления о материалах и их примерной стоимости. Все это необходимо иметь прежде, чем приглашать строителей или самому браться за лопату.
Как мы уже выяснили, общение заказчика и исполнителя, преследующих каждый свою цель, редко представляет идиллическую картину, напоминающую дружеские сценки античных бесед Сократа с учениками. Если противоречия и не выплескиваются наружу, то внутренняя напряженность чувствуется в каждом жесте, слове, движении. Стороны нередко поглядывают друг на друга с опаской, не зная, какого еще подвоха стоит ожидать.
Первым шагом, легитимизирующим их сотрудничество, выступает заключение договора о проведении исследования и обязанностях сторон. Договор может снять напряженность у тех агентств, которые пострадали от недобросовестных клиентов, а также значительно облегчает взаимопонимание сторон. Он может подтверждать обязательство агентства не разглашать предоставленную ему информацию, являющуюся коммерческой тайной клиента. Клиент же обязуется не разглашать и не использовать без специального разрешения предложения, идеи и концепции агентства.
Договору предшествует написание технического задания, отвечающего вполне определенным формальным нормам (бриф). Бриф (от англ. Brief— кратко, сжато) — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения. Бриф представляется нескольким агентствам для проведения конкурса на лучший проект маркетингового исследования. Нормальный срок проведения конкурса (если речь идет о комплексном обслуживании и объемном предложении) — 1—2 месяца'5.
Инфо-брифами называют информационные подборки по наиболее актуальным политическим, социальным и экономическим вопросам. Такие брифы один раз в месяц выпускает, в частности, Центр Информационных ресурсов Генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Кроме того, регулярные «Брифы Центральная Азия» издаются Агентством БРИФ (г. Алматы, Казахстан). Они представляют собой дайджест свежей информации по маркетингу и рекламе, в том числе информации о проведенных в разных странах эмпирических исследованиях. В отличие от этих, издательских брифов, исследовательские брифы
15 Федоров А. Технология эффективного выбора // http://tender.org.ua/additional/full.html?8&10
(research brief) создают под конкретные научно-поисковые цели специалисть (менеджеры) отделов рекламы или маркетинга компании.
Первое совещание между заказчиком и исполнителем маркетингового ис следования на профессиональном языке называется исследовательским бри фингом. Оно представляет собой достаточно сложный ритуал опробование сил исполнителя, знакомства с его возможностями, их правильную и точнук оценку, торг вокруг цены будущего исследования. «Процедура брифинга по зволяет заказчику пообщаться с одним или несколькими исследовательски ми агентствами на основе брифа, проконсультировать их по предстоящем1 проекту и представить все необходимые элементы информации таким обра зом, чтобы компания-исследователь смогла глубже проникнуть и осознат: маркетинговый контекст ситуации и управленческой проблемы заказчика узнать о рамках и практических ограничениях исследования, а следователь но, занять такую позицию, в которой оказалась бы возможной подготовк релевантного предложения, полностью адаптированного к проблеме заказ чика. Чем точнее бриф заказчика — тем действеннее подход исследователей Чем больше информированы исследователи о размерах риска (или выигры ша) заказчика в случае плохого (или хорошего) решения, тем более реалис тичным и соразмерным по цене будет предлагаемый бюджет исследования»"
У брифа нет стандартной формы, но его содержание предполагает нали чие некоторой обязательной информации. К обязательным элементам бри фа относят:
♦ описание маркетингового контекста;
♦ определение управленческой проблемы;
♦ информирование о практических ограничениях.
Хороший бриф требует точного научного мышления, ведущего к: а) пра вильной постановке проблемы исследования; б) выявлению всех гипоте: которые следует проверить, а также типов информации, которые будут сл> жить подтверждением каждой гипотезы.
Итак, бриф — ознакомительный документ, заявка на будущее сотруднн чество, брифинг — ознакомительная встреча клиента и исследователей.
Технология проведения брифинга в маркетинговом исследовании, пос ледовательность и логика его этапов, согласно Иву Марбу17, выглядит еле дующим образом (рис. 19).
Брифинг предоставляет возможность сформировать взаимоотношения kon пании заказчика с компанией исследователя. Это особенно важно, если зака: чик еще никогда не работал с данной исследовательской компанией. Иссл< довательский брифинг устанавливает будущее пространство кооперации межг компаниями заказчика и исследователей. Первое правило —- конфиденциал1 ность. Агентство не должно открывать каким-либо конкурентам заказчиь информацию, полученную на брифинге. Исследователь должен точно выпет нять то, что описано в предложении, до тех пор, пока клиент не попросит сд< лать иначе. Оплата должна производиться в согласованное время. Обычн агентство предъявляет счет на предоплату 50% от общей стоимости договор что идет на оплату полевой работы. Предпочтительно, чтобы на брифинге ил
Марбу И. Маркетинговое исследование начинается с грамотного брифинга// http://marketing.spb.г lib-research/b riefing.htm 17 Там же.
вскоре после него заказчик проинформировал агентство о желаемых параметрах обслуживания. Ему следует сообщить, какой тип отчета он ожидает, какую структуру должен иметь отчет, вся ли компьютерная обработка должна быть выполнена или выборочная, какой стиль презентации ему нужен18.
Рис. 19. Определение проблемы в исследовательском процессе
18 Марбу И. Маркетинговое исследование начинается с грамотного брифинга // http://marketing.spb.ru/ lib-research/briefing.htm
МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1
В маркетинге одинаково часто используются методы как количественной, так и качественной социологии. Выбор в пользу того или иного подхода диктуется задачами, которые заказчик ставит перед исполнителем. Но еще чаще причиной выбора служит бюджет, который выделяется на проведение исследования. Затраты на качественное исследование ниже, особенно в его упрощенном варианте — фокус-группах. Поскольку количественные методы, обеспечивающие репрезентативную информацию и требующие опроса сотен и тысяч респондентов, стоят дороже, клиент предпочитает выбрать менее затратную форму. Нередко заказчики говорят маркетологам: «Мы понимаем, что в данном случае нужен массовый опрос, но денег на него у организации нет. Мы можем выделить на исследовательский проект только 1,5 тыс. долл., поэтому ограничимся 2-3 фокус-группами». Попытки ученых объяснить, что проведение двух фокус-групп для решения поставленной задачи ничего не дает, не приводят к успеху: бизнесмен на первое место ставит финансовую сторону дела. Но нужна ли репрезентативность в маркетинговых исследованиях? Если бы, к примеру, продукция Черкизовского молочного комбината равномерно распределялась по всей России, то тогда нужна была бы репрезентативная информация о сбыте товаров. Но так никогда или почти никогда не происходит. Исследование должно покрыть те регионы, где происходит сбыт продукции данной фирмы или которые выступают «сферой жизненных интересов», т.е. те, что фирма собирается осваивать в будущем и где происходит конкурентная борьба. Исследование должно отражать сегментацию рынка товаров и услуг, т.е. соответствовать распределению текущих продаж или планам их распределения. Кроме бесперспективных районов следует отбросить еще труднодоступные, куда невозможно или затратно перевозить наземным и воздушным транспортом продукцию данной организации.
о написании главы принимали участие В.Ф. Анурин и А.А. Гнутов. При подготовке материалов использовалась информация с веб-сайтов: www.gortis.ru; www.netservice.ru; www.webplan.ru; www.cfin.ru; www.marke-tingresearch.ru; http://ipmconsult.ru; http://subscribe.ru; www.bma.ru; www.rusinfomar.ru; http://ispr.org