Трудности в общении заказчика и исследователя
Взаимоотношения между заказчиками и исполнителями научного иссле дования никогда не были безоблачными. Они и в принципе не должны бып таковыми, поскольку это поле столкновения различных, а иногда и проти
воположных интересов. Как в совет ские, так и в постсоветские времена со циологи жаловались на недопонимание их стараний и заслуг со стороны дирек торского корпуса, равнодушие к науке конъюнктурное использование инфор мации (для парадных отчетов, лично! выгоды) либо ее полное игнорирована (положить «под сунко»). Времена изме нились. Но изменились ли проблемы, которые возникают в ходе непростой диалога клиента и маркетолога?
Приведем краткий перечень проблем, составленный нами на основе ана лиза многочисленной литературы.
♦ Иногда бывает трудно объяснить заказчику результаты, полученньп сложными методами. Поэтому на первый план выходят простые методы, по зволяющие наглядно представить результаты исследования.
♦ Очень часто заказчики и маркетологи по-разному смотрят на одни и т же маркетинговые проблемы. Поэтому в последние годы все чаще проводятс: совместные встречи-обсуждения заказчиков и исследователей.
♦ Неразвитость российского рынка позволяет западным компаниям на вязывать свои стандарты в маркетинговых исследованиях, не всегда отража ющие национальную специфику страны.
♦ Неразвитость рыночного менталитета у заказчика — у большинства рос сийских предпринимателей средства на маркетинговые исследования про ходят по статье «затраты», в то время как на Западе — это стратегические ин вестиции.
♦ Устаревшая стратегия маркетинга: для россиян он — все еще жестокая борьба с конкурентом, в которой выживает сильнейший, для Запада — игра по соответствующим правилам, где надо не уничтожить соперника, а переиграть его.
♦ Преобладание устаревших технологий маркетинга: в России хорошо освоена только ценовая конкуренция, а более современные методы маркетинга, как, например, брэндинг, не прижились.
♦ Острый дефицит опытных кадров и неравномерность их распределения: лучшие кадры оседают в: а) иностранных компаниях; б) столичных городах.
♦ Расхождение ориентации исследователей и заказчиков: предприниматели, некогда добившиеся значительного успеха, считают, что и в будущем они будут жить хорошо; от маркетологов они требуют таких технологий, которые позволят увеличить прибыль на 50,70 и даже 100%. На самом деле условия на рынке постоянно меняются, а исторический этап первоначального накопления, характеризовавшийся непомерными заработками, прошел или подходит к концу.
♦ Сохраняется недоверие к маркетинговым исследованиям со стороны руководителей бизнеса, которым ученые не могут дать четких гарантий. Исследовательские компании, которые предлагают свои услуги, вполне резонно отвечают, что если бы в бизнесе существовали гарантии, то они сами бы им занялись.
♦ В стране очень мало квалифицированных маркетологов, а те, которые все умеют, понимают свою исключительность и берут за исследования огром -ные деньги; малому бизнесу такие консультанты недоступны, а крупный обходится без них.
♦ Несоответствие ожиданий заказчика и предоставляемых услуг: бизнесмен, приглашающий маркетолога, ожидает от него решения всех своих проблем, но часто получает развернутый научный отчет, непонятные формулы и множество таблиц.
♦ Сотрудники отдела маркетинга иногда не могут поставить адекватные вопросы и выдвинуть гипотезы; работая в своей компании, в своей отрасли, они зачастую имеют искаженные представления о рынке вообще, поскольку знают о нем гораздо больше потенциальных потребителей.
♦ Маркетингом на фирмах занимаются иногда довольно случайные люди. Хотя по своей сути отдел маркетинга должен быть одним из основных подразделений компании, чаще всего он влачит жалкое существование либо потому, что его сотрудники некомпетентны, либо потому, что для руководства наличие отдела маркетинга — всего лишь дань моде.
♦ Необходимость проводить исследования за короткий срок, оставаясь при этом в рамках определенного бюджета.
Опрос 1690 компаний Великобритании выявил, что 36% из них пользуются услугами маркетинговых агентств, а 64% — не пользуются. Основные причины, из-за которых фирмы не обращаются в агентства, — это неуверенность в достоверности исследований и желание сохранить конфиденциальность полученных данных, что, как полагают в фирмах, может быть достигнуто только при проведении исследования силами собственных отделов маркетинга. Если говорить об общих трудностях, с которыми сталкиваются сегодня западные маркетологи в исследовательских фирмах, то можно выделить три основные проблемы:
♦ Нежелание потребителей, чтобы вторгались в их личную жизнь, и какследствие отказ отвечать на вопросы интервьюеров.
♦ Этические трудности формирования тех или иных вопросов при проведении исследования, касающегося интимных сторон жизни респондента
♦ Глобализация маркетинга — необходимость учитывать мировые тенденции при изучении того или иного рынка.
Но немало трудностей создают и сами маркетологи. Первая среди них -добросовестность исполнителя. При массовом опросе, когда фирма набирает случайных людей, например желающих подзаработать студентов, часто ан -кеты заполняют сами анкетеры, а не респонденты. Однако и при найме более взрослых анкетеров, постоянно сотрудничающих с исследовательской фирмой, риска не избежать. Некоторые из них, желая заработать легкие деньги, что называется, рисуют ответы, не отходя от кассы.
Много проблем возникает при отборе участников фокус-групп. Нередкс одни и те же лица кочуют из одной фокус-группы в другую, представляясь то владельцем мобильного телефона, то иномарки, то курильщиком «Мальборо» и т.д. Здесь несколько причин: а) стремление респондента заработать если за участие в исследовании сулят подарок или денежное вознаграждение б) желание рекрутеров заработать — рекрутируют одних и тех же респондентов (как правило, своих знакомых), в) нерегулярный или плохо организованный контроль поля (качества заполнения анкет).
Среди затруднений, создаваемых себе маркетологами, нужно назвать также несовершенство инструментария, в частности чрезмерно длинные списки закрытий к анкетным вопросам. Когда респонденту предлагают выбрать
Врезка