Ошибки, совершаемые заказчиком
При проведении маркетинговых исследований множество ошибок совершается не только учеными, но и заказчиком. Вот лишь две из них. Ошибка первая: неправильная мотивация. Очень часто исследования заказываются ради самих исследований. Например, для того чтобы сказать с умным видом на каком-нибудь форуме: «Основываясь на результатах исследования, которое заказала наша компания и которое обошлось нам в триста, или нет, в пятьсот тысяч, я могу точно сказать, что наши автомобили покупают люди с доходами выше среднего уровня». Или еще пример из той же серии. Около года назад один наш потенциальный заказчик так обозначил цели исследования: «Вообще-то, мне всего этого не надо, я и сам все знаю. Но вот мой заграничный инвестор заставляет какие-то там исследования провести. Или, говорит, денег тебе не дам».
Ошибка вторая: неправильное взаимодействие заказчика с исследователем. Здесь тоже можно встретиться с двумя крайностями: заказчик либо вообще не общается с исследователем, либо, что
еще хуже, общается слишком активно. Это ког да телефонная «долбежка» начинается на второь день исследования и продолжается, кажется бесконечно. Доходит до абсурда: некоторые ком пании-заказчики настаивают на том, чтобы и: представители сами контролировали работу ин
тервьюеров. Например, полтора года назад ор,т наш заказчик назначил человека, который произвел стопроцентный контроль поля, то есть повторно опросил всех респондентов. Информация с веб-сайта ООО «Социс»: http:// subscribe.ru/archive/ad.sresearch/200106/
17121513.html
14 Кддонь В. Типичные ошибки маркетологов // http://www.bma.ru/lib/libl9.htm; Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999; Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер 2000; Burns Alvin С, Bush Ronald F. Marketing Research. New Jersey: Prentice Hall, 1995; Kotler Philip Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control: 9th ed. Prentice Hall, 1997.
Наряду с традиционными вопросами — закрытыми, открытыми, вопросами-меню и др. — в опросный лист могут входить фирменные товарные знаки и каталоги товаров, как изготовленные типографским способом, так и с изображениями товаров, снятыми с фотографий при помощи сканера и отпечатанными на цветном принтере. Опросный лист может служить одновременно бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов.
Вопросы делятся на несколько групп:
♦ социальный и гражданский статус потребителя (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей, форма занятости, если работает, то руководитель он или исполнитель, и т.п.);
♦ уровень достатка в семье потребителя;
♦ товары, реально приобретенные потребителем за последнее время;
♦ товары, которые потребитель приобрел бы, если бы у него была финансовая возможность;
♦ частота приобретения товаров по их видам;
♦ какие потребительские и стоимостные характеристики товаров привлекают потребителя и какие его не устраивают;
♦ где потребитель реально приобретает товары: у частных лиц, в магазинах (каких), на рынках (каких);
♦ какие места приобретения товаров потребитель знает: наименования магазинов и рынков;
♦ какую роль в выборе товара играет сервис и способ обслуживания в магазине или на рынке.
В результате проведения маркетингового исследования выявляются потребительские предпочтения различных групп населения в определенном секторе рынка. Выясняется, «что, где, когда», кем и по каким причинам приобретается.
Например, выясняется, что данная категория населения приобретает такие-то виды товаров в таких-то местах, а приобрела бы и такие, но если бы цена на них была более приемлемая.
На основе этой информации может быть разработан план закупок или производства товаров, определена потенциальная емкость рынка на данный момент и перспективу, а также спрогнозирована его динамика, товар может поставляться адресно в те торговые точки, которые пользуются популярностью у конкретных категорий потребителей.
♦ ♦ ♦
Подводя краткие итоги рассмотрения методов, этапов и принципов организации маркетингового исследования, приведем общую схему основных стадий такого исследования в подаче специалистов фирмы «Гортис»:
1. Постановка задачи, разработка методики исследования (формирование и согласование технического задания).
2. Разработка и согласование с заказчиком основных методов сбора информации, в том числе анкет, бланков регистрации и принципов формирования выборок.
3. Реализация комплекса мероприятий по сбору информации (опросы, запросы, перлюстрация и т.п.).
4. Мероприятия по контролю качества работ по сбору первичной информации (анкетирования, интервью).
5. Обработка результатов опросов, интервью, фокус-групп.
6. Анализ и структурирование всего комплекса информации по проблеме (предметной области), в том числе «внутренней» информации заказчика.
7. Формулирование выводов, прогнозов, рекомендаций.
8. Подготовка печатного отчета, содержащего необходимую текстовук информацию, таблицы и графики.
9. Презентация результатов исследования. Передача заказчику всех первичных материалов, аудио- и видеозаписей, если таковые планировались.
10. Консультационная поддержка по результатам исследования.Таким образом, несмотря на огромное многообразие исследовательски)
методик и техник, общая схема мероприятий, реализуемых в рамках маркетинговых исследований, достаточно проста и понятна. Она приближается ъ программе традиционного социологического исследования, правда, с определенными коррективами.