Так мы проводим исследование
Особенность рынка компьютеров — преобладание корпоративного сегмента над частным. Основными потребителями компьютерной техники, услуг в этой области являются юридические лица. Поэтому в 99% случаев для изучения рынка информационных технологий применяются только методы персонального интервью (face-to-face). Здесь не годится метод телефонного опроса, так как IT — это очень сложная тематика. Получаются достаточно большие, объемные анкеты, в которых очень подробно выясняется информация о рынке, фирмах. Интервьюерам приходится носить с собой карточки с подробным описанием техники, иллюстративный материал. Невозможно держать человека у телефона полчаса или сорок минут, чтобы взять у него интервью, а тем более показывать какие-либо материалы.
При исследовании среди юридических лиц наш интервьюер после отбора фирмы, соответствующей заданным критериям, прежде всего выясняет, кто в этой фирме принимает решения о закупках компьютерной техники, т.е. определяется человек, с которым нужно вести интервью. Иногда интервью с одной фирмой разбивается на две части. Одна часть заполняется в процессе беседы с должностным лицом фирмы, непосредственно отвечающим за финансирование закупок, а другая — с тем, кто принимает решение о необходимости таких покупок. По телефону это осуществить невозможно. Недавно мы получили данные, подтверждающие правомерность нашего отказа от телефонного метода при работе с юридическими лицами. Фирма «Крона Корсинто» опубликовала в журнале «Телескоп» (1997, № 6) данные исследования рынка компьютеров, проведенного среди юридических лиц по телефону. Мы срав-
рынок, определенная группа потребителей, конкретная система, фирмы-конкуренты, внутренняя среда предприятия и т.д. В качестве предмета исследования могут выступать конкретные товары, услуги, потенциал или имидж предприятия и др. Под проблемной ситуацией понимают конкретное рыночное противоречие, которое требует определенного воздействия для его разрешения или альтернатив маркетинговой стратегии.
Постановка задачи — чрезвычайно важная процедура в процессе проведения подобного исследования. От того, насколько четко поставлена задача, часто зависит качество конечного результата. Именно поэтому при подготовке маркетингового исследования не следует жалеть время и усилия на формулирование технического задания. В идеале оно подготавливается совместными усилиями заказчика и исследователя и представляет собой подробное описание того, чтс клиент хочет получить в конечном счете, т.е. на что он тратит деньги.
Построение технического задания в маркетинговом исследовании (егс называют брифом, а встречу исполнителя и заказчика при обсуждении задания — брифингом), а именно так можно назвать очень сложный, трудозат ратный и требующий немалого мастерства процесс, представляет собой осо бую тему, особую главу в методологии практической социологии, поэтом; мы поговорим о нем отдельно.
Поскольку стоимость исследования определяется выбранным MeTOflON анализа, то способ его проведения выбирается на стадии формулирована проблемы. При полевых исследованиях это: опрос, наблюдение, экспери мент, панель, экспертная оценка. При кабинетных — анализ документов прежде всего экономико-статистических.
В отличие от фундаментальной социологии программа маркетинговой исследования не содержит громоздкой, многоходовой и сложно разветвлен ной методологической части. Скорее, она напоминает легкий танк, которьи мгновенно набирает нужную скорость, прост в управлении, приспособлен решению оперативных задач, очень мобилен и дешев в изготовлении. По скольку маркетологи к повторяющимся ситуациям часто применяют стан
нили их данные с нашими, полученными по аналогичным вопросам методом face-to-face. К примеру, на вопрос: «Какие фирмы, торгую-
щие компьютерами в Петербурге, вы знае-те?» — при телефонном опросе на каждые 100 опрошенных называлось 30 фирм, т.е. более 70% не дали вообще никакого ответа. При на-
шем опросе каждые 100 респондентов назыв; ли 300-310 фирм. Выходит, что, сэкономив t методике в два раза, можно получить даннь в 10 раз меньше и с большой погрешности Это достаточно яркий и убедительный приме разных возможностей различных методик. Др' гое дело, что далеко не всякая компания, npi водящая маркетинговые исследования, име< средства и возможности для применения ну) ной методики. Бывает, что в борьбе за клие та исследовательская фирма может предги жить ему более дешевую методику, несмот[ на ее явную непригодность для решения П' ставленной задачи. Компания ТОЙ-ОПИНИС по такому пути никогда не шла, хотя, случалос такая принципиальность приводила к време ной потере клиента (затем он возвращался, н ученный горьким опытом). Источник: Как проводятся маркетинговые иссле,п вания // http://www.ci.ru/inform6_98/toy_opin.htn
дартные программы и методики, им не приходится каждый раз заново проводить логический анализ понятий и строить научную теорию, напоминающую сложно пересеченную местность. Правда, гипотезы чаще всего выдвигаются, но они нацелены не на прирост научного знания, а на объяснение вполне конкретной и очень приземленной ситуации.
Маркетинговое исследование — процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап — разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап — сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап — анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и разного рода взаимосвязей. Пятый этап — представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения9.