Откуда мы родом и как нас зовут
Название маркетингового исследования происходит от англ. market—рынок и marketing—торговля, продажа, сбыт. Понятия «маркетинговое исследование» и «исследование сбыта» в англо-американской и немецкой литературе по маркетингу рассматриваются как синонимы, а термин «исследование рынка» имеет самостоятельное значение. Исходными выступают понятия: 1) Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое исследование; 2) Market Research — исследование рынка. Американская ассоциация маркетинга определяет Marketing Research и соответственно маркетинговое исследование как систематический поиск, сбор, обработку и интерпретацию информации, которая связана или относится к любым проблемам рынка товаров и услуг.
Английские термины Marketing Research и Market Research, хотя между ними существуют некоторые различия, в нашей литературе чаще всего используются в одном и том же значении. Поэтому термины «исследования рынка», «рыночные исследования», «маркетинговые исследования», «маркет ресерч» в современной литературе употребляются как синонимы.
1 Материал подготовлен в соавторстве с В.Ф. Ануриным.
Одним из определений маркетинга является «получение прибыли от удовлетворения потребностей». Поэтому одной из ключевых задач маркетолога является выявление и понимание потребностей рынка. Глубокое знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, т.е. скорректировать все компоненты комплекса маркетинга. Это знание позволяет выявить занятые и свободные рыночные ниши и определить свои возможности для победы в конкурентной борьбе.
Рынок — не только поле острой и бескомпромиссной борьбы. Он представляет собой важнейший социальный и экономический институт, от благосостояния и успешных действий которого зависят судьбы миллионов и миллиардов (если это международный рынок) людей.
На рынке происходят два важнейшим процесса, входящих в структуру экономики — обмен и потребление. Другой, не менее важный процесс, а именно производство, к маркетингу не относится, хотя и он касается судеб десятков миллионое людей на всей планете.
Итак, потребление и производстве затрагивают образ жизни, модели и тактики поведения, ценностные ориентации и установки больших социальны) групп, а они, как известно, всегда былг и останутся в будущем объектом изучения социологии.
Два экономических процесса, дв( научные дисциплины, сформировав Щиеся в рамках социологии и специали зирующиеся на их исследовании, — экономическая социология и социологи) труда. Если говорить кратко, то пред метная сфера экономической социоло гии — капитал, деньги, обмен, потреб Дение. Напротив, предметной областьк социологии труда выступает труд, производство, занятость. Первую интере суют бизнесмены и потребители, вторую — рабочие и крестьяне. Так они i сосуществуют бок о бок — то ли вращ, то ли братья.
В постиндустриальном обществе сфера действия потребления расширя ется, а материального производства сужается. Все большее число занятых пе рекочевывает из второй сферы в первую, стало быть, объект приложения мар кетинговых исследований будет постоянно расширяться. В экономичесю развитых странах численность работающих в сфере маркетинга приблизилас или даже превысила численность промышленных рабочих. В России компа нии, которые занимаются исследованиями рынка, можно пересчитать ni пальцам. Наши вузы готовят несколько десятков специалистов по всем спе
циальностям, связанным с маркетингом, при реальной потребности в сотнях тысяч.
Потребитель служит начальным звеном очень длинной экономической цепочки, охватывающей почти все области общественной жизни. Миллионы потребителей в качестве покупателей товаров и рабочей силы взаимодействуют с продавцами товаров и услуг, а также работодателями. Продавцы, совершив акт продажи, тем самым воздействуют на дистрибьюторов, которые в свою очередь воздействуют на производителей, а те — на поставщиков сырья. В этой цепочке не последнее место занимают банки, рынки, биржи, предприятия и т.п.
На протяжении 40 послевоенных лет никто из советских людей никогда не слышал этих слов: маркетинг, маркетинговые исследования. Соответственно не было у нас бизнесменов и экономической социологии. Зато существовало потребление, но почему-то не такое, как в цивилизованных странах, а какое-то свое, особое. Все распределялось по плану, цены устанавливались государством, игры спроса и предложения не было, а значит, не существовало и рынка в его истинном, экономическом смысле слова. Социалистическое государство поощряло теоретические разработки социологов, определявших меру и динамику разумных потребностей советских граждан, механизм действия возвышения потребностей, диалектику перехода от физических, низших, к духовным, высшим, потребностям. Библиотечные полки буквально ломились от подобной литературы, сегодня преданной забвению.
В начале 1990-х гг. вдруг выяснилось, что мы никогда не жили при настоящем рынке и никогда не были настоящими потребителями. Сверху предписывали, что, как и сколько должен потреблять средний советский гражданин. Когда рыночная стихия снесла преграды планового общества, неожиданно обнажилось безмерное поле приложения социологических сил. В Россию потянулись западные инвесторы, бизнесмены и политики, которые хотели знать, о чем думает российское население, за кого собирается голосовать, а самое главное — что, в каком количестве и по какой цене покупать. Не прошло и десяти лет, как на территории страны, от столицы до окраин, выросли компании, фирмы и фирмочки, службы, центры, лаборатории, фонды и многое другое, что изучало, прогнозировало, опрашивало, строило рейтинги, писало отчеты, составляло таблицы, а главное — пыталось найти новые заказы и длинные деньги. Видимо, эту, во многом стихийную, до конца не оформившуюся и
почти неуправляемую силу мы должны называть вполне научным и достаточно респектабельным термином — маркетинговые исследования, маркетинговое сообщество.
Каким бы плачевным ни было сегодняшнее состояние индустрии маркетинговых исследований, за 10 лет мы прошли довольно большой путь. Рос сийская экономика становится все более открытой, она интегрируется в ми ровую систему, а западный опыт становится доступным всем специализиру ющимся на рынке маркетинговых услуг — от студента и аспиранта д( профессора и руководителя исследовательской компании.
Маркетинг как наука появился у нас сравнительно недавно. Приказо1\ Госкомвуза РФ от 05.03.94 № 180 была утверждена новая специальность про фессиональной подготовки 06/500 — «Маркетинг». Обучение по специаль ности началось только с 1995 г. Хотя маркетинг, точнее маркетинговые ис следования, как вид коммерческой деятельности появились в России не сколько раньше — в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Именно в это время н российский рынок выходят со своими товарами и услугами ведущие запад ные производители, для которых постоянное изучение рынка и как следстви постоянное сотрудничество с исследовательскими маркетинговыми компа ниями стало своеобразной нормой. В это же время в России появляются спе циализированные фирмы, изучающие спрос и предложение на рынке при по мощи социологических методов.
Отечественный рынок создавался практически с нуля, сюда было при влечено большое количество высокоинтеллектуальных, образованных лю дей, имевших высшее (техническое) образование и опыт работы в научно сфере. На первых этапах наш рынок основывался на продвижении продух тов зарубежных производителей и многие российские компании развива лись как партнеры зарубежных поставщиков. Зарубежные производител привезли апробированные во всем мире технологии маркетинга, продвк жения торговых марок. При этом они уделяли большое внимание подгс товке персонала российских фирм-партнеров — открывались специальнь курсы по маркетингу, бизнес-управлению. Сегодня большинство из пра* тикуемых во всем мире исследовательских инструментов прижились и г российском рынке.
Поскольку отечественный рынок формируется в постиндустриальну эпоху, ему не приходится повторять ошибок прошлого и проходить те эт< пы, которые мучительно преодолевали западный рынок и западная наука рынке. Постиндустриальная эпоха буквально заставляет людей ценить ш формацию и информационные технологии. Это особенно важно в россий< ких условиях, где ведомственные барьеры и бюрократические инструкцш всевластие чиновников служило постоянным, а порой и непреодолимы препятствием на пути научной мысли. Нынешний чиновник прекрасно ада! тировался к рынку. Он не только берет взятки и коррумпирован, но уме! извлекать прибыль из любого дела, за которое берется. Если таким деле является маркетинговое исследование, он откроет ему все двери. Никоп прежде российский чиновник не имел такой свободы предпринимательскс деятельности и ориентированного на рациональную выгоду менталитета. С еще не всегда ладит с компьютером, умеет оперировать с потоками инфо мации, но он отслеживает тенденции изменения моды, в курсе междунаро,
ных стратегий, в большинстве своем ориентирован на западный тип цивилизации.
За 10 лет экономических реформ в стране сформировался профессиональный слой маркетологов, пока еще тонкий, со своей субкультурой, системой личных связей, официальных признаний и прочей атрибутикой научного сообщества. Рынок маркетинговых услуг в основном и целом поделен между лидерами — самыми крупными и авторитетными исследовательскими компаниями, а незаполненные ниши, не сулящие огромных барышей, отданы на откуп малым, не успевшим себя зарекомендовать или вновь возникающим центрам. Крупный и авторитетный центр — это, как правило, высокопрофессиональный и опытный (более 10 лет работы в науке и на рынке) персонал, налаженные связи с зарубежными коллегами, а также — призы, дипломы, лицензии, сертификаты, международные стандарты качества, участие в зарубежных стажировках, обучении, конференциях и совместных проектах. Именно они задают интеллектуальную моду и ориентиры на внутреннем научном рынке.
Рынок маркетинговых исследований развивается невообразимыми темпами. Растет грамотность директорского корпуса, владельцев отечественных компаний и наемных руководителей, менеджеров маркетинговых и рекламных отделов. Сейчас уже редко кого можно удивить мудреными словами типа «ресечер», «маркетолог», «фокус-группа» или «пост-компэйн». На полках кабинетов громоздятся красивые глянцевые отчеты, а стены увешаны цветными диаграммами. Они могут на равных поговорить с социологами о преимуществах 10 или 20% контроля поля. По данным эмпирических исследований лишь 20—30% российских бизнесменов ничего не знают о книгах Ф. Котлера «Основы маркетинга» или М. Мескона и др. «Основы менеджмента».
Мощным толчком для осознания преимуществ не производственного (продавец), а маркетингового (покупатель) подхода к решению задач, стоящих перед компаниями, был августовский кризис 1998 г. Можно упомянуть десятки фирм, которые добились замечательных успехов именно после этого, перестроив работу так, что маркетинг стал фундаментом всех действий фирмы.
В сфере маркетинга в целом и маркетинговых исследований в частности уже формируется собственная субкультура с налаженными сетями неформального общения, иерархией (лидеры, середняки, аутсайдеры), модой на исследовательские технологии, специализированным языком. Здесь стали использоваться такие термины, как «копирайтер», «промоушн», «контроллинг», «пиаровский проект», «креативный директор», «медиа-байер», «паблисити», «PR», «маркетинг-микс» и др.