Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич Телефонный опрос
елефонный опрос занимает промежуточное оложение между очным и почтовым сразу в ескольких отношениях. Число задаваемых вопросов в нем обычно несколько больше, чем в оптовом опросе, но меньше, чем в очном. Ско-ость получения ответа, как правило, ниже, чем очном, но выше, чем в почтовом опросе. Хотя юточники искажения информации, обусловлен-|ые личностью интервьюера, устранены не пол-юстью, все же голос в телефонной трубке ме-iee способен привести к искажениям в ответах, ем живой человек. Наконец, и требования к юдготовке обслуживающего персонала нахо-
дятся в промежутке между тем, чего требует опрос очный, и тем, чего требует почтовый. К преимуществам телефонного опроса принадлежат относительная быстрота получения ответа, наличие контроля над респондентом и хорошие возможности по обеспечению более адекватных ответов. Его основной недостаток связан с трудностью получения несмещенной выборки. Ведь те люди, у которых телефона нет или телефоны которых не указаны в телефонном справочнике, могут быть не менее релевантными для исследования, чем остальные. И поэтому исключение их из выборки может привести к искаженным результатам. Например, в справочнике часто не указываются домашние телефоны должностных лиц, а многие неимущие люди вообще не имеют
Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.
Groves R. Actors and questions in telephone and personal interview survey // Public Opinion Quarterly. 1979. Vol. 43. No. 2. P. 193; Fox J.A., Tracy P.E. Randomized response: A method for sensitive surveys. Beverly Hills, CA.: SQASS, 1986. P. 15.
Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142. 7 Там же.
Полученные данные позволяют утверждать, что доля неискренних ответов на вопросы о предполагаемом электоральном поведении респондентов в телефонных интервью заметно выше (в среднем на 16%), чем в традиционных анкетных опросах. Уровень искренности респондентов при ответах на вопросы, требующие оценок известных политических деятелей или государственных органов, в телефонных интервью заметно ниже, выше удельный вес уклончивых ответов. В телефонном интервью ответы по отношению к органам власти неестественно сдвинуты в положительную сторону. В том случае, когда от респондентов требовали дать прямую оценку деятельности Президента, число одобрительных ответов, полученных по телефону, превысило количество анкетных одобрений в 1,72 раза. Получается, что в телефонном интервью конформизм и социальная желательность — более частые явления, чем в обычном анкетном опросе.
Процесс коммуникации в телефонном интервью, по мнению А.Ю. Мягкова58, обобщившего данные многочисленных исследований, отличается следующими особенностями:
1. Опосредованный характер общения и связанный с ним «дефицит легитимности» во взаимоотношениях между сторонами.
2. Заметная «аффективная дистанция» между участниками телефонного интервью, возникающая в связи с отсутствием прямого визуального контакта.
3. Отчужденный характер коммуникации сторон, участвующих в интервью.
4. Исключительно вербальные способы коммуникации, невозможность использования иных средств общения.
5. Ускоренная интеракция при отсутствии вербальных инструментов регулирования «разговорного потока».
телефонов. И это может решающим образом повлиять на итоги такого опроса, целью которого является, например, изучение зависимости между величиной личных доходов и политическим поведением индивида. То, в какой степени при телефонном опросе достижима репрезентатив-
ность выборки, зависит в основном от особенностей той совокупности людей, в отношении которой требуется сделать обобщение. Смещение выборки, связанное с отсутствием некоторых телефонных номеров, удается преодолеть с помощью метода рандомизированного набора телефонных номеров {random digit dialing) (т.е. с
применением датчика случайных чисел), который к тому же увеличивает скорость проведения телефонного опроса. Организации, профессионально занимающиеся телефонными опросами, широко используют специально разработанные компьютерные технологии. Их применение позволяет сократить число ошибок, так как, во-первых, пользуясь программой, интервьюер точно следует от вопроса к вопросу, а во-вторых, ответы запоминаются автоматически, по мере того, какони заносятся опрашивающим. Современное оборудование также используется для высококачественного контролирования. Для этого существует 2 способа. Первый: контролер группы может прослушивать любое интервью в любое время, чтобы исправить замеченную ошибку спрашивающего. Второй: поскольку данные заносятся в компьютер по мере поступления, легко заметить, в какой мере репрезентативна получаемая информация, и внести необходимые коррективы еще в ходе работы. Источник: Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997 С. 206-208.
Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологи ческий журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.
6. Восприятие респондентами телефонного интервью как механического процесса «задавания вопросов и формулирования ответов».
7. Повышенный риск возникновения коммуникативной неадекватности в ответах в связи с ограниченной «канальной способностью» телефона как средства общения.
8. Напряженность коммуникативных отношений в связи с состоянием «микростресса» респондентов.
Среди недостатков телефонного интервьюирования можно назвать и сугубо национальные. В России недостаточная осведомленность людей о социологическом опросе, в том числе телефонном интервью, а также низкая культура интервьюирования подчас приводят к неожиданным результатам. Так, один интервьюер, позвонив по телефону, по ошибке попал в отделение службы госбезопасности, сотрудники которой возмутились: кто посмел их опрашивать? Вычислив по своим каналам адрес социологической фирмы, они приехали и устроили грандиозный скандал.
Требования к методу.Существуют обязательные требования к методу телефонного интервьюирования:
1) предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;
2) разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросные бланки и кодировочные листы, дневник и протокол опроса, обстоятельную инструкцию интервьюерам;
3) наличие телефонных справочников;
4) соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;
Зрезка