Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич Телефонный опрос

елефонный опрос занимает промежуточное оложение между очным и почтовым сразу в ескольких отношениях. Число задаваемых воп­росов в нем обычно несколько больше, чем в оптовом опросе, но меньше, чем в очном. Ско-ость получения ответа, как правило, ниже, чем очном, но выше, чем в почтовом опросе. Хотя юточники искажения информации, обусловлен-|ые личностью интервьюера, устранены не пол-юстью, все же голос в телефонной трубке ме-iee способен привести к искажениям в ответах, ем живой человек. Наконец, и требования к юдготовке обслуживающего персонала нахо-

дятся в промежутке между тем, чего требует опрос очный, и тем, чего требует почтовый. К преимуществам телефонного опроса принад­лежат относительная быстрота получения отве­та, наличие контроля над респондентом и хоро­шие возможности по обеспечению более адек­ватных ответов. Его основной недостаток связан с трудностью получения несмещенной выборки. Ведь те люди, у которых телефона нет или теле­фоны которых не указаны в телефонном справоч­нике, могут быть не менее релевантными для ис­следования, чем остальные. И поэтому исключе­ние их из выборки может привести к искаженным результатам. Например, в справочнике часто не указываются домашние телефоны должностных лиц, а многие неимущие люди вообще не имеют

Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологи­ческий журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.

Groves R. Actors and questions in telephone and personal interview survey // Public Opinion Quarterly. 1979. Vol. 43. No. 2. P. 193; Fox J.A., Tracy P.E. Randomized response: A method for sensitive surveys. Beverly Hills, CA.: SQASS, 1986. P. 15.

Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологи­ческий журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142. 7 Там же.

Полученные данные позволяют утверждать, что доля неискренних отве­тов на вопросы о предполагаемом электоральном поведении респондентов в телефонных интервью заметно выше (в среднем на 16%), чем в традицион­ных анкетных опросах. Уровень искренности респондентов при ответах на вопросы, требующие оценок известных политических деятелей или государ­ственных органов, в телефонных интервью заметно ниже, выше удельный вес уклончивых ответов. В телефонном интервью ответы по отношению к орга­нам власти неестественно сдвинуты в положительную сторону. В том случае, когда от респондентов требовали дать прямую оценку деятельности Прези­дента, число одобрительных ответов, полученных по телефону, превысило количество анкетных одобрений в 1,72 раза. Получается, что в телефонном интервью конформизм и социальная желательность — более частые явления, чем в обычном анкетном опросе.

Процесс коммуникации в телефонном интервью, по мнению А.Ю. Мяг­кова58, обобщившего данные многочисленных исследований, отличается сле­дующими особенностями:

1. Опосредованный характер общения и связанный с ним «дефицит ле­гитимности» во взаимоотношениях между сторонами.

2. Заметная «аффективная дистанция» между участниками телефонного интервью, возникающая в связи с отсутствием прямого визуального контакта.

3. Отчужденный характер коммуникации сторон, участвующих в интервью.

4. Исключительно вербальные способы коммуникации, невозможность использования иных средств общения.

5. Ускоренная интеракция при отсутствии вербальных инструментов ре­гулирования «разговорного потока».

телефонов. И это может решающим образом по­влиять на итоги такого опроса, целью которого является, например, изучение зависимости меж­ду величиной личных доходов и политическим по­ведением индивида. То, в какой степени при те­лефонном опросе достижима репрезентатив-

Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич Телефонный опрос - student2.ru

ность выборки, зависит в основном от особенно­стей той совокупности людей, в отношении ко­торой требуется сделать обобщение. Смещение выборки, связанное с отсутствием не­которых телефонных номеров, удается преодолеть с помощью метода рандомизированного набора телефонных номеров {random digit dialing) (т.е. с

применением датчика случайных чисел), который к тому же увеличивает скорость проведения теле­фонного опроса. Организации, профессионально занимающиеся телефонными опросами, широко используют специально разработанные компью­терные технологии. Их применение позволяет со­кратить число ошибок, так как, во-первых, пользу­ясь программой, интервьюер точно следует от воп­роса к вопросу, а во-вторых, ответы запоминаются автоматически, по мере того, какони заносятся оп­рашивающим. Современное оборудование также используется для высококачественного контроли­рования. Для этого существует 2 способа. Первый: контролер группы может прослушивать любое ин­тервью в любое время, чтобы исправить замечен­ную ошибку спрашивающего. Второй: поскольку данные заносятся в компьютер по мере поступле­ния, легко заметить, в какой мере репрезентатив­на получаемая информация, и внести необходимые коррективы еще в ходе работы. Источник: Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политоло­гия. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997 С. 206-208.

Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологи ческий журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.

6. Восприятие респондентами телефонного интервью как механического процесса «задавания вопросов и формулирования ответов».

7. Повышенный риск возникновения коммуникативной неадекватности в ответах в связи с ограниченной «канальной способностью» телефона как средства общения.

8. Напряженность коммуникативных отношений в связи с состоянием «микростресса» респондентов.

Среди недостатков телефонного интервьюирования можно назвать и су­губо национальные. В России недостаточная осведомленность людей о со­циологическом опросе, в том числе телефонном интервью, а также низкая культура интервьюирования подчас приводят к неожиданным результатам. Так, один интервьюер, позвонив по телефону, по ошибке попал в отделение службы госбезопасности, сотрудники которой возмутились: кто посмел их опрашивать? Вычислив по своим каналам адрес социологической фирмы, они приехали и устроили грандиозный скандал.

Требования к методу.Существуют обязательные требования к методу те­лефонного интервьюирования:

1) предварительное изучение карты города, мест компактного прожива­ния представителей разных социальных групп, расположения АТС;

2) разработка специального инструмента, включающего картограмму оп­роса, опросные бланки и кодировочные листы, дневник и протокол опроса, обстоятельную инструкцию интервьюерам;

3) наличие телефонных справочников;

4) соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе но­мера телефонов одной АТС;

Зрезка

Наши рекомендации