Дружеский разговор с сельчанами
Изучение общественного мнения жителей села Даниловка Саратовской области было организовано в ходе кампании по выбору кандидатов в Государственную Думу в сентябре-декабре 1995 г. Использовались в основном качественные методы: беседа, неструктурированное интервью, наблюдение. Особенность методики заключалась в достаточно длительном этапе «вживания». В течение первого месяца исследователи присматривались к местным обычаям, групповым нормам, выявляли лидеров, знакомились с крестьянами с целью преодолеть психологические барьеры в их общении с «чужаками», сформировать сеть респондентов, определить наиболее важные объекты наблюдения и т.д. Собственно, работа по программе началась после того, как были установлены соседские, деловые и дружеские связи с будущими респондентами. Первичные материалы собирались в ходе бесед непосредственно в семьях, на рабочих местах и в «общественных центрах» села (магазин, клуб, автобусная остановка, площадка перед конторой бывшего колхоза). Исследователи присутствовали при обсуждениях предстоящих выборов на сельских сходах, агитационных мероприятиях, собраниях в трудовых коллективах, участвовали в спонтанно возникающих дискуссиях между односельчанами. Респондентами выступали как представители сельских властных элит (руководители сельско-
хозяйственных предприятий, местной администрации, наиболее влиятельные и авторитетные жители села), так и рядовые работники, занятые в сельской инфраструктуре (торговля, образование, коммунальные службы), пенсионеры. Общее число респондентов — около 160 человек, из них постоянных (то есть тех, кого опрашивали с периодичностью два раза в месяц) — около 50 человек. На первом этапе изучения мнений жителей села по поводу предстоящих выборов специальные вопросы о предпочтениях сельчан относительно той или иной партии не задавались. Важно было проследить динамику процесса формирования суждений под влиянием средств массовой информации, в ходе межличностного общения в условиях, когда вмешательство исследователя сведено к минимуму. Примерно за месяц до выборов беседы с респондентами приняли более целенаправленный характер, задавались вопросы об их мнениях и оценках. Записи высказываний об электоральных предпочтениях респондентов отражали динамику процесса формирования общественного мнения сельчан.
Использованный нами метод неструктурированного интервью предполагает не утомительные «экзамены» по заранее составленным вопросам, а неформальный дружеский разговор. К тому же длительное пребывание исследователей в селе и многократные встречи с респондентами воспринимались ими уже как обычные беседы с пришедшими в гости людьми, с которыми установились хорошие отношения-
дивидуальных особенностей того, кто проводит опрос. Совокупность опрашиваемых невелика (редко превышает 10—20 человек). Полученная информация не подвергается статистической обработке, она ценна своей уникальностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.
При проведении подобного опроса предполагается предварительная разработка примерных ключевых направлений беседы. Формулировка вопросов, а также их последовательность вырабатываются в процессе интервью в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого. Такое интервью мало чем отличается от непринужденной беседы двух приятелей, доверяющих друг другу самые сокровенные помыслы. Различие, пожалуй, заключается в целях беседы. Свободное интервью призвано уловить, помимо рационально организованной информации, например, сведений знатоков-экспертов, быть может, самое дорогое, что есть у человека и что сегодня резке возросло в своей научной цене, а именно непосредственные реакции индивида. Сторонники так называемой радикальной микросоциологии не удовлетворяются традиционным интервью. В качестве источников достоверной информации они отбирают естественные беседы и разговоры, фиксированные с помощью аудио- и видеозаписывающей техники. Современная аппа-
Именно такой метод, согласно результатам специального социологического опроса, проведенного ВЦИОМом в Воронежской области в 1996 г., в наибольшей степени располагает человека к открытому выражению своей точки зрения*.
Тот факт, что наши исследователи прожили длительное время в селе, можно с полным правом охарактеризовать как решающий фактор успеха опроса. Шесть месяцев регулярного общения с респондентами перевели вопрос о пользе и интересе к нашему исследованию в иную плоскость. Многим было интересно беседовать с городскими «образованными» людьми вообще, а не только непосредственно по данной теме. Каждый респондент стремился удовлетворить свою потребность в общении с участниками проекта: кто-то ждал конкретной помощи в виде совета или ходатайства в органы власти, а иногда и материальной поддержки (не обязательно Деньгами), кто-то испытывал информационный голод (в селе практически перестали выписывать газеты и журналы) и использовал исследователя как живой источник информации, а кто-то нуждался в том, чтобы выговориться, поделиться своими сомнениями и мыслями. Тема выборов шла у нас наряду с другими темами, как
Романович Н.А. Отказы респондентов в зависимости от восприятия ими опроса и его методов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 42-45.
это бывает в обычном общении между людьми Как правило, переход к ней начинался с вопроса: «А что там у вас в городе говорят про выборы?» Кстати, фактор длительности общения с респондентом, как считают Л. Шацман и А. Стросс смягчает проблему взаимодействия респонден-
та и интервьюера с разными тактиками и сти
лями общения".
Сокращено по источнику: Штейнберг И.Е. «Спи
раль молчания» или когнитивный диссонанс
формирование электоральных установок сель
ских жителей // http://www.nir.ru/socio/scipubl,
sj/4schtnb.htm
" Schatzman L., Strauss A. Field research. Strategie. fora natural sociology. New Jersey: Prentice-Hall 1973.
ратура позволяет регистрировать то, что пропускает или не учитывает обычный интервьюер: это эмоциональный тон беседы, ее темп и ритм, позы и жесты людей.
Микросоциологи убеждены, что самое достоверное в человеческом поведении — это спонтанные действия, а самая надежная информация — та, что получена из первых рук. Объект изучения они называют «микрособытием». Это, по определению Р. Коллинза, реальное взаимодействие людей, разворачивающееся в «секундной зоне». Отвечая на вопросы анкеты, респондент обязан точно формулировать свои ценностные ориентации и правила поведения. Но в реальной ситуации он не всегда способен осмыслить их. На помощь ему приходит специалист по «ультрадетальным эмпирическим исследованиям», который с помощью новейшей техники интервьюирует человека в естественной ситуации.
Метод свободного интервью активно используется представителями эт-нометодологии. Как известно, методы этнографии и культурной антропологии были сформированы под специфику изучаемого объекта — быта и образа жизни примитивных племен, к которым ученые выезжали на полевые исследования. Так продолжалось более ста лет, пока в 1967 г. Г. Гарфинкель, написавший книгу «Исследования по этнометодологии», не попытался перенести в современное цивилизованное общество процедуры, применявшиеся антропологами при изучении примитивных культур. Сотни лет ученые считали, что нужно изучать те процессы и структуры, которые существуют в социальной реальности и обусловлены ею. Действительно, манеры поведения, язык, форму одежды, образ жизни любого человека, скажем инженера или предпринимателя, определяются его социальным, в частности классовым, положением, т.е. социальной реальностью. Но Г. Гарфинкель поставил под сомнение самую социальную реальность. С этой целью он перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью. Если обычно социолог стремится задавать простые и понятные респонденту вопросы, чтобы получить четкую и ясную информацию о том, где он, к примеру, проводит свой досуг или какие газеты читает, то необычный социолог Г. Гарфинкель намеренно ставил опрашиваемых в тупик, задавая «дурацкие» вопросы. Так, например, он спрашивал юношей, почему они придерживают дверь, пропуская вперед девушку. Большинство студентов (а он, как и многие другие американские социологи, чаще всего именно их и опрашивал) отвечали: «Я считал, что такова формула учтивости и способ выказать девушке свое уважение». Подобные ответы интерпретировались им как стереотипы массового сознания, которые, не задумываясь над содержанием, отражают то, что считается само собой разумеющимся.
Интервью является не массовым, а индивидуальным методом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.
Свободное интервью применяется в тех случаях, когда социолог только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Например, планируя исследование читательских интересов (к прессе), исследователь может провести серию свободных интервью, чтобы выяснить, какая пресса издается либо завозится в город, каковы условия ее приобретения, каковы традиции ее чтения и др.
Такое интервью по своей научно-познавательной функции следует назвап предварительным или подготовительным. Подготовительное интервью используется для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иньп вопросах, и т.д.
На свободное интервью очень похож метод беседы. И тот и другой методы являются беседами как таковыми, но между ними нужно видеть различия. Во время проведения опроса методом беседы собеседники находятся i равном положении. Активность исследователя не обязательна, он может т задавать вопросов, а только слушать. Нет и официальной ситуации опроса предполагающей необходимость получения определенной информации. Различие между методом свободного интервью и беседы может быть раскрытс следующим образом: интервью в большей мере ориентировано на субъект-объектный подход (субъектом является интервьюер, а объектом — респонденты), беседа же — субъект-субъектное взаимодействие12.
Рис. 13. Респондент, готовый для свободного интервью
Цель беседы — получить представление об интересах респондента, егс взглядах или трудностях и проблемах. Совместное обсуждение обозначенны? в ходе беседы вопросов позволяет понять, чем они вызваны, как они переживаются, видится ли путь их решения и если видится, то какой именно.
Достоинства и недостатки метода беседы. Метод беседы позволяет 1) проводить исследование без заранее сформулированного сценария; 2) общаться с респондентом, используя привычную для его слуха лексику; 3) получать глубоко индивидуальную информацию; выявлять субъективное отно-
12 Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. 1989. № 4.
шение к чему-либо; 4) предоставлять респонденту возможность стать экспертом и сотрудничать, что не всегда возможно при традиционном интервью; 5) получать качественную информацию по широкому кругу вопросов.
Однако у него множество недостатков: он 1) громоздкий и трудоемкий; 2) требует длительной подготовки и обучения; 3) применяется лишь на небольшой выборке (200—300 человек); 4) сопряжен со значительными трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации; 5) предполагает глубокое знание интервьюером обсуждаемых вопросов13.
Беседа применяется прежде всего на этапе ознакомления с объектом при поисковых исследованиях. Ее использование полезно при апробации других методов и методик, так как позволяет оценить их надежность и валид-ность. Метод беседы незаменим, когда речь идет об интимных отношениях, деликатных вопросах и т.п. Специалисты советуют: повсюду, где главной чертой выступает уникальность объекта исследования, предпочтение надо отдавать гибким, неформализованным приемам, в том числе методу беседы14. Этот метод активно используется представителями качественной социологии.
Разновидностью свободного интервью выступает нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование), представляющее собой произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа. Практически в любом неформализованном интервью можно найти нарратив — дискретную единицу с четким началом и окончанием, выделяющуюся из остального текста15.