Дефиниция и особенности интервью
В словаре Ожегова по интересующему нас вопросу сказано: «Интервью — предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом». Слово «интервью» происходит от английского interview и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Действительно, вторая составляющая этого слова переводится как точка зрения, взгляд, мнение, а приставка «интер» обозначает нечто, происходящее «между» кем-то.
Однако обычную беседу считать «интервью» неверно — она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью.
Журналист, берущий интервью у звезды шоу-бизнеса, актера, политика и т.д., первым делом стремится получить сенсационные факты. Часто ими является информация о личной жизни знаменитости. Таким образом, в журналистике ценится такая информация, которая обладает новостным, сенсационным или интригующим смыслом.
Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции [www.socnet.ru]
С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить причины недуга. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник уголовного розыска опрашивает свидетеля или подозреваемого с целью получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Полученные сыщиком данные должны быть правдивыми и максимально полными.
Таким образом, интервью надо понимать в широком и узком значении. Интервью — 1)жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами, которая проводится в свободной манере для выяснения новых сведений, установления недостатющих подробностей, определения чьей-то позиции, взглядов на происходящее событие; 2) в науке — это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой. Интервью в руках ученого — такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп.
Рис. 8. Социолог — врач общества
Итак, научное интервью, в том числе социологическое, — это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота.
Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит бесе-
да. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.
Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное оформление материалов.
Определение места и времени проведения интервью либо задается предварительно социологом в программе исследования, либо осуществляется интервьюером «на поле», исходя из конкретной ситуации. При этом очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
Если сравнивать два самых популярных метода в социологии — анкетирование и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимуществ; последнего по отношению к анкетированию. Несмотря на то что интервьюирование уступает анкетированию по своей популярности (во всяком случае в нашей стране, в зарубежных странах ситуация иная), оно обладает некото рыми преимуществами перед ним. В частности, интервью опережает своеп конкурента по следующим параметрам:
♦ вопросов без ответов в нем практически не бывает;
♦ неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
♦ имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не толь ко его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
♦ получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнении с анкетой.
Интервью является не массовым, а индивидуальным или групповым ме тодом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит сред ством углубления или детализации полученной с ее помощью информациг В то время как социологическая анкета в сжатые сроки может дать эски общественного мнения нескольких тысяч человек, интервью обеспечивае ученого небольшой, но очень подробной информацией.
В отечественной практике интервью является вторым по популярност методом в социологии после анкетирования. Это обусловлено в первую оче редь недостаточным развитием сетей постоянных интервьюеров, имеющи специальную подготовку.
Но существуют ситуации, где интервью просто незаменимо: 1) зондая ные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда ра: рабатывается теоретическая модель предмета исследования и вьщвигаютс гипотезы; 2) пилотаж (пробное исследование), в котором проверяется кач< ство методического инструментария. Метод интервью незаменим ивп случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулиров!
вопросов таких терминов, которые могут представлять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера не обойтись.
В интервью более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы, поскольку интервьюер задает респонденту отдельный вопрос по каждой строке таблицы и сам же фиксирует полученные ответы. В ходе интервью такой вопрос будет повторяться столько раз, сколько тем указано в таблице. Причем интервьюер при переходе от одной темы к другой может изменять формулировку вопроса, не меняя его основной направленности19.
Главное различие между анкетированием и интервью состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Во время интервью контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает сформулированные исследователем вопросы, организует и направляет беседу, фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Для получения одного и того же объема информации при использовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании. Дополнительных затрат требуют здесь подбор и обучение интервьюеров, контроль качества их работы. Вместе с тем расширяются возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопросов, затруднений, связанных с припоминанием событий, интервьюер может тактично прийти ему на помощь: пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы20.
Наряду с неоспоримыми преимуществами описываемого метода существуют определенные его минусы.
Главные недостатки метода интервьюирования— его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость нанимать большое количество интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Международный стандарт техники исследования требует соблюдения следующего правила: «Вопросы следует задавать слово в слово так, как они сформулированы. Если респондент не понял вопроса, то хороший интервьюер не будет пояснять вопрос, а просто повторит его»21. Э. Ноэль использует такую формулу при определении идеального интервьюера: «общительный педант»22.
В исследованиях, проводимых в нашей стране, выдержать данный стандарт очень непросто. Существует целый ряд проблем, возникающих в связи
" Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 124.
20 Там же. С. 115.
21 Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1993.
с тем, что, во-первых, сама ситуация интервьюирования слишком богата для ответной реакции (реактивности) респондента, которая может оказать нежелательное воздействие на результаты исследования, и, во-вторых, поведение российских респондентов обладает рядом особенностей.
Нетерпеливостьреспондентов. Респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25, включая вопросы по демографическим характеристикам. Интервьюер должен либо ускорить темп работы, либо уговорить отвечающего продолжить интервью, либо пожертвовать точностью формулировки вопросов. Помимо того, что нетерпеливость респондентов вынуждает исследователя жертвовать глубиной проработки изучаемых проблем, возникает еще и проблема неконтролируемых отклонений в процедуре сбора информации.
Достаточно четко обозначилась проблема выбора респондентом ответа на закрытые вопросы. Международный стандарт требует, чтобы количество выборов было небольшим. Но как показывает практика, даже при выборе иэ пяти вариантов респондент испытывает трудности в восприятии вопросов и выборе ответов. Он начинает отвечать, не дослушав варианты ответов. Если интервьюер настаивает на том, чтобы были услышаны все варианты, респондент стремится выбрать из крайних альтернатив, выпуская средние значения. Здесь мы имеем дело с национальными особенностями ведения диалога Наши соотечественники стремятся быстро установить контакт, подтвержгш либо опровергая мысль собеседника уже с первых слов. При этом человек стремится более выразить себя в беседе, нежели выслушать другого. Следовательно, от интервьюера требуется исключительная добросовестность, ибс он может зафиксировать первые ответы и не настаивать на более внимательном отношении к другим вариантам.
Справедливости ради следует отметить, что вопросы, сформулированные в отечественных и зарубежных социологических анкетах, существенно отличаются. В зарубежной социологии формализованные варианты ответо! очень просты. В то же время в отечественной социологии часто встречают^ сложные варианты ответов, которые в совокупности раскрывают какой-тс существенный аспект проблемы, фактически являясь лишь слегка завуалированной формой исследовательского вопроса. В случае же, когда интервьюе{ уточняет, правильно ли понят ответ, он рискует вступить в собеседование ( респондентом, а следовательно, повлиять на ответ.
Мы получаем замкнутый круг: опрашиваемый не хочет отвечать на боль шое количество вопросов, и социолог, сокращая число вопросов, увеличи вает их сложность. Сложные же вопросы подталкивают респондента к пре кращению интервью.
Страхреспондента перед опросом. Степень скрытности респондентов i России гораздо выше, чем в других странах. Сказывается боязнь, что спра шивающий его человек может оказаться представителем власти и твой отка: отвечать может обернуться реакцией со стороны властей. Поэтому респон дент старается скрыть свои взгляды, пристрастия, выбирая либо нейтраль ный ответ типа «еще не определился», «затрудняюсь ответить», либо ответ который будет выглядеть «прилично» в глазах власти. Характерно, что тако! поведение типично для образованных людей23.
Геринг А.Г., Огородникова И.А. //www.omsu.omskreg.ru/vestnik/contents/a01-revw.html
Еще одна проблема для интервьюера — когда респондент пытается дать тот ответ, который (как думает опрашиваемый) ожидает от него социолог. Непосредственное присутствие интервьюера усиливает и без того существующий дисбаланс в общении с респондентом — прямым «глаза-в-глаза» контактом, что еще более обнаруживает искусственность сихуации и неравноправность субъектов, а отсутствие анонимности — естественную склонность любого человека быть «на уровне» ожиданий собеседника24.
В случае, когда респондент неискренен, интервьюер не должен обнаруживать своего отношения. Это уже задача исследователя, формулирующего серии вопросов таким образом, чтобы выявить степень искренности респондента. Поэтому к исследованиям политического характера лучше привлекать интервьюеров, не интересующихся политикой. В нашей действительности это могут быть студенты. Опытные интервьюеры, например школьные учителя, рождают эффект трансляции своего мнения именно потому, что поведение российских респондентов амбивалентно: пронизано страхом и наполнено стремлением к установлению доверительного отношения.
Эмоциональное поведениереспондентов. Международный стандарт говорит о том, что респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером. Но наделе эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно, особенно в российских условиях. Это связано с особенностями нашего национального характера.
В отчетах интервьюеров постоянно встречаются замечания о том, что опрашиваемая женщина сильно расчувствовалась и чуть было не заплакала, что респондент излагал свое мнение около часа и т.д.
Семантические трудности.Международный стандарт требует, чтобы слова, употребляемые в анкете, были понятны респонденту, удобочитаемы и имели однозначное толкование. Поэтому в словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга.
Международный стандарт также настаивает на том, что интервьюер не должен пояснять непонятные слова или условия задания. Результаты представленной выше практики фиксирования реакции на понятия подтверждают справедливость стандарта. Но в наших условиях, когда респондент нетерпелив, насторожен, импульсивен, отказ в объяснении непонятных слов воспринимается резко отрицательно и тоже влияет на результаты исследования. Можно сделать вывод, что каким бы ни был формат вопроса — открытым, полузакрытым или закрытым, — его словесная форма должна гарантировать возможность двусторонней коммуникации между исследователем и респондентом.
Таким образом, качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем. В наших условиях резко возрастает значение пилотажного исследования, в ходе которого должен быть не только апробирован опросный лист, но и создана сетка возможных вариантов собеседования с респондентом в предсказуемых ситуациях интервьюирования, а также правила поведения в непредусмотренных ситуациях. Данные варианты должны показать интервьюеру,
Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к русскоязычной имиграции [www.socnet.ru]
как необходимо работать, чтобы нивелировать личностный, эмоциональный контекст во взаимодействии с респондентом.
Из вышеизложенных особенностей метода становится очевиден тот факт, что на качество получаемых в ходе интервью данных интервьюер оказывает существенное влияние. В таком случае стоит говорить об определенных требованиях к человеку, который собирает информацию. Чем больше существует трудностей, связанных с особенностями поведения респондента, тем более высоким должен быть профессиональный уровень интервьюера. Поэтому в практической социологии немало внимания уделяется организации работы интервьюеров.
Организацию работыс интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация)25.
Поскольку установление контакта с респондентом — основа успешного интервью, существуют разные точки зрения на то, каким должен быть интервьюер. Считается, что самые добросовестные интервьюеры — это женщины старше 40 лет, часто — пенсионного или предпенсионного возраста. Эти женщины относительно свободны от домашних забот, имеют материальную заинтересованность, интерес (но не любопытство) клюдям. К тому же сказываются поко-ленческие особенности — интервьюеры старше сорока, как правило, ответственны и честны в работе. Конечно, сказанное скорее относится к идеальному типу.
Одна из причин, по которой в современной социологии интервью используется реже, чем анкетирование, — неразвитость сетей постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Каждый раз заново формировать и обучать коллектив интервьюеров не выгодно, так как это существенно увеличивает затраты времени на исследование. К тому же качество работы временных интервьюеров может оказаться более низким, нежели штатных работников. Часто бывает так, что людям необходим дополнительный заработок (к примеру, в летний период студентам) и вопрос о том, чтобы удержаться в одной социологической фирме, не стоит. Если интервьюера увольняют за некачественную работу, он обращается в другую фирму. Штатный же сотрудник дорожит постоянством и стабильностью своего рабочего места, поэтому он заинтересован работать качественно и профессионально.
Очень важным профессиональным качеством интервьюера является умение не влиять на качество получаемых в опросе результатов. Подобное влияние называется эффектом интервьюера. Чаще всего оно им не осознается и проявляется в различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок.
С другой стороны, у интервьюера заранее может сформироваться стереотипный образ определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенности опрашиваемых и может предвидеть возможные ответы. В результате слушает и отмечает в плане только то, что совпадает с его мнением. Долгое пребывание исследователя «внутри» изучаемой проблемы может привести к идентификации себя с респондентами и как следствие — к потере столь необходимой отстраненности26.
Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации // Социологический журнал. 1997. № 10.
Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к русскоязычной миграции [www.socnet.ru]
Удивительно, как влияет образование интервьюера на получаемые ответы. В исследовании, которое проводилось в Казани, была выявлена следующая закономерность: чем выше образование интервьюера, тем чаще он отмечает в анкете вариант «затрудняюсь ответить». Возможно, это связано с тем, что люди с высшим образованием менее терпеливы или менее склонны навязывать свою позицию опрашиваемому27.
Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж: излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам, правила заполнения вопроса табличной формы, напоминания о карточках и т.д. Так формируется стройная система контроля качества работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер.
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Например, С.Белановский28 считает главным достоинством интервьюера умение создать для своего собеседника комфортную атмосферу, чтобы у него сложилось ощущение собственной значимости и чрезвычайной важности своих высказываний. И. Назарова полагает, что дружелюбие во многом способствует тому, чтобы респондент размышлял над вопросами и отвечал на них29.
Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только социологам экстра-класса.
ИНТЕРВЬЮ В КАЧЕСТВЕННОЙ
И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Интервью — универсальный метод социологии. Он широко используется социологами независимо от методологической ориентации. Однако в обоих методологиях — качественной и количественной — к нему подходят по-разному. В качественной социологии интервью является главным методом, а содержание высказываний интервьюируемого не препарируется, т.е. не изменяется ученым. В количественной социологии интервью — вспомога-
Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов // Социологические исследования. 1999. № 11 •
28 С.А. Белановский //www.exlibris.ng.ru/printed/izdat/2001-06-28/6_improvisation.html
29 Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов // Социологические исследования. 1999. № 11 ■
тельный метод, а содержание высказываний препарируется, т.е. переводится ученым на общепринятый научный язык.
Приведем примеры.
В известной книге «Человек и его работа», выполненной по классическим канонам количественной методологии еще в середине 1960-х гг., помимо статистической информации приводится немало выдержек из якобы реальных интервью с рабочими30:
1. Вот как рассказывает о своей работе золыцик кожевенного цеха фабрики «Скороход» (29 лет, образование — 5 классов): «Я работаю золыциком около 12 лет. До этого 2 года работал слесарем. Специальность пришлось переменить, во-первых, по семейным обстоятельствам, во-вторых, из-за жилья (было очень далеко ездить и чтобы больше получать, так как умер отец, а мать получала мало). Устроился на «Скороход». Пошел в зольный цех. Здесь работа, конечно, очень трудная и вредная, но заработок хороший».
2. Обрубщик металлического завода имени XXII съезда КПСС (28 лет, образование — 7 классов): «Я молодой, могу много работать. А вот если кому за 50, то уже на нашей работе не выдержать. Но я тоже очень устаю. Рубка — это такая тяжелая специальность, что нет никакой другой, похожей на нее».
3. Вот мнение обрубщика Невского машиностроительного завода имени В.И. Ленина (25 лет, образование — 4 класса): «Я четвертый год работаю, нет ни одного выговора, ни замечания, ни нарушений. Два раза премию давали. Но еще и грамоты нужны, чтобы человек старался. А то заинтересованности нет никакой».
4. Грузчик транспортного цеха катушечной фабрики (28 лет, образование — 8 классов) говорит: «Работа у меня однообразная и малоквалифицированная, но очень важная. Я завожу детали для всей фабрики, и моя задача — чтобы не простаивали цехи по моей вине».
5. Обрубщик металлического завода имени XXII съезда КПСС, начало беседы с которым мы приводили выше, рассказывает далее: «Здесь я уже с коллективом сработался. Хорошие, дружные ребята. Если у нас какое недоразумение, идем «пробивать» всей бригадой. Вообще каждый из нас находится в зависимости друг от друга по работе. Вот если я не вышел, например, на работу, может так случиться, что они ничего не сделают».
6. Вот что говорит швейница (25 лет, образование — 10 классов): «Хотела бы, конечно, перейти на другую работу. Надоело здесь. Хочется, чтобы было разнообразие. Готова была бы даже сменить специальность, отношусь к ней посредственно. Тянет меня к технике. А к нынешней работе интереса бол ь-шого нет. Но надо пока работать здесь. В основном из-за материальных условий. Потом уйду — это твердое решение».
7. «Хочется чего-то большего. Стоять в наше время на одном месте просто нет смысла, потому что сейчас все движется вперед. И каждый из нас должен стараться сделать что-то новое, а не рассматривать свою работу как способ существования. Иногда целый год идет одна и та же модель тапочек или туфель, а ведь надо придумывать что-то новое. Тогда и работать будет интересно...» — говорит одна из работниц фабрики (26 лет, образование — 8 классов).
Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967. С. 204-209.
Приведенные тексты интервью с рабочими не являются дословной записью беседы. Первоначально они были совершенно иными, такими, какие они предстают в реальных интервью современных качественных социологов — корявыми, полуграмотными, литературно необработанными. Публиковать их в таком виде, особенно в 1960-е гг., было практически невозможно. Кроме того, подлинные тексты были не нужны ленинградским социологам, поскольку для них, ориентированных на естественно-научный метод, важно было обосновать выдвинутые гипотезы, а не донести до читателя подлинную народную речь.
Социологов интересовало отношение к труду различных категорий рабочих, а не их жизненный мир, образ мыслей или манера разговаривать. Ни один малоквалифицированный и малообразованный рабочий не станет употреблять в своей беседе выражения типа: специальность пришлось переменить: по семейным обстоятельствам; рубка — это такая тяжелая специальность, что нет никакой другой, похожейна нее; ячетвертый год работаю, нет ни одного выговора, ни замечания, ни нарушений; работа у меня однообразная и малоквалифицированная, но очень важная; каждый из нас находится в зависимости друг от друга по работе; готова была бы даже сменить специальность, отношусь к ней посредственно; каждый из нас должен стараться сделать что-то новое, а не рассматривать свою работу как способ существования и т.п. Эти выражения пришли из научного лексикона и отражают сложившийся к тому времени научный жаргон.
В заключение своей подборки выдержек из интервью рабочих ленинградские социологи решили привести самое характерное, на их взгляд, высказывание представителей низшего слоя рабочего класса: «Наконец, приведем высказывание еще одной работницы, весьма показательное тем, что в нем как бы собраны все основные характеристики, свойственные психологии работниц конвейерного труда. Обувщица (28 лет, образование — 7 классов): «Работа моя хоть и несложная, но нужная. Сознание того, что ты делаешь хоть небольшую, но полезную и нужную работу, помогает переносить неприятные моменты. У нас часто смеются, когда об этом говоришь. Но ведь нельзя же работать только ради одних денег. Не всем же удается работать там, где хочется. Но часто администрация уделяет внимание только тем, кто занят на очень ответственных операциях. Как будто от них одних зависит выполнение плана и хорошее качество»3'. Никаких характеристик, свойственных психологии работниц конвейерного труда, здесь нет. Подобный текст напоминает выступление на трибуне очередного партийного съезда ударника коммунистического труда. Но и те в повседневной обстановке, в быту или на работе, высказывались совершенно иначе. А речь для парадных выступлений им готовили специальные спичрайтеры.
Итак, приведенные фрагменты интервью нельзя считать подлинными по стилю (форме изложения). Но, может быть, их следует называть типичными? Во всяком случае, таковыми их считают ленинградские социологи. Они пишут: «Приведем типичный рассказ рабочего этой группы о своем труде. Машинист паровой турбины 14-й ТЭЦ (27 лет, образование — 10 классов, окончил техучилище): "Работа нравится тем, что чувствуешь пользу, кото-
31 Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967. С. 210-211.
рую приносишь. Моя турбина дает 50 мегаватт. И если я не досмотрю и придется ее отключить, — «сядет» Кировский район. Я даю производственны? пар также на Кировский завод. Звонят тебе, например, говорят: «Кировски? завод просит прибавить пол-атмосферы». Это приятно. Вот что еще хорошо у нас масса схем, которые можно изучать в рабочее время. Это разрешается Физического труда у нас нет. Но однообразие утомительно. Плохо и то, чтс трехсменная работа. Выбивает из режима. Свою специальность я менять не собираюсь. «Прописался» здесь постоянно. Только иногда приходят апатичные мысли. Например, наступает Новый год, а надо две смены работать"»32
Характеризуя представителей этой специальности, ленинградские социологи отмечают, что среди них немало вдумчивых и инициативных рабочю (по уровню инициативы эта группа занимает абсолютное первое место е выборке, среди опрошенных в контрольном интервью половина — рационализаторы и изобретатели). Для рабочих группы характерно стремление ь повышению знаний, продолжению образования: каждый четвертый учится в техникуме или институте по своей основной специальности, треть опрошенных в контрольном интервью высказала желание в ближайшее время поступить в вуз. Иными словами, доказательством типичности такой манерь выражаться для пультовиков-наладчиков является относительно высоки? уровень образования и инициативность. Однако к речевым характеристикаг* указанные качества не имеют прямого отношения. Нецензурная лексика, нескладность речи, неумение четко и ясно формулировать свои мысли присущи выпускникам вузов, кандидатам наук, а также, как сегодня нам сталс ясно, и политическим деятелям. Что же говорить о так называемых пэтэуш никах!
Даже стараясь выглядеть лучше, в интервью социологам они вряд ли высказали тот текст, который помещен в книге. Дело даже не в уровне образования, а в том, что социологический сленг тогда и теперь присущ очень ограниченному кругу людей. Даже социологи, общаясь между собой, не при бегают к книжной лексике. Такими образом, приведенные в книге классико] количественной методологии фрагменты «живой беседы» не являются т подлинными, ни типичными.
БЫТЬ БЛИЗКИМ РЕСПОНДЕНТУ
Одним из первых в индустриальной социологии применил интервью из вестный всему миру родоначальник НОТ Ф. Тейлор (1856—1915). Еще в кон це XIX в. при помощи этого метода он изучал поведение рабочих в малой груп пе, их мнения и взгляды. Особенно эффективным интервью оказалось npi изучении скрытого поведения, в частности, сознательного ограничения нор мы выработки. Тейлор называл его «работой с прохладцей», а современны* социологи — рестрикционизмом. Стоит, наверное, подробнее осветить тейло ровский метод.
Сегодня мы уже начали забывать о том, что Тейлор не просто технокра' и создатель методов интенсивной организации труда. Он был тонким пси
Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В. П. Рожина В-А. Ядова. М.: Мысль, 1967. С. 225.
хологом, хотя специального образования не имел. Все свои знания о человеческом поведении он добывал опытным путем. Но то были знания высокого качества. Он, в частности, призывал изучать «мотивы, влияющие на поведение людей», строго экспериментальным способом. В этой сфере, поучал он, нельзя руководствоваться лишь своей интуицией и здравым смыслом. Мотивы поведения рабочих имеют свою логику и закономерности.
Выдвинув «психологическую революцию» в качестве непременного условия внедрения своей системы, Тейлор пришел к необходимости теоретического и практического изменения убеждений, верований, взглядов, установок и мнений рабочих. Всего того, что обозначалось у него понятием «умонастроение». Конкретные социальные исследования не имели под собой заранее разработанного плана и соответствующей программы, в которой формулировались бы цели, задачи, гипотезы, т.е. всего того, чем вооружена профессиональная социология сегодня. Тейлор опирался на некоторые методологические правила, добытые опытным путем. При этом он достаточно широко пользовался интервью, включенным наблюдением, анкетированием, простым наблюдением и особенно экспериментом. Все многообразие методических приемов Тейлора рассматривать здесь, конечно же, нецелесообразно, остановимся лишь на одном из них.
Интервью Тейлор пользовался для выяснения скрытых от поверхностного наблюдателя черт поведения, в частности отношения к труду. Сознательно медленная работа защищала интересы рабочих, которые были убеждены, что, если они повысят свою выработку, предприниматель срежет расценки, иными словами, снизит зарплату.
Работать медленно им было выгодно. А раз так, то в присутствии администрации рабочие делали вид, что трудятся изо всех сил, но стоило ей уйти из цеха, как «работа с прохладцей» возобновлялась. Перед Тейлором, тогда еще молодым ученым, встала непростая задача. В отличие от скрытых для самого субъекта и неосознаваемых мотивов намеренное замедление темпа работы представляло осознаваемую субъектом, но скрываемую от посторонних установку. Тейлор считал, что обнаружение такого типа явлений должно опираться на соблюдение ряда методических требований. Беседа с рабочими должна проводиться с каждым индивидуально и с глазу на глаз. Главное — создать у респондента глубокую заинтересованность и мотивацию отвечать на вопросы искренне. Для этого, считал Тейлор, надо стать близким рабочему и «с первого десятка слов» заслужить его доверие. Только в этом случае достигается достоверность информации. Говоря иначе, появляется уверенность в том, что интервьюеру высказывается действительное убеждение. В работах Тейлора можно найти множество примеров проведения интервью, в которых приводится или полная запись беседы, или отдельные, наиболее важные места либо просто указывается его тема.
Тейлор строил свою беседу неспешно. Вначале он расспрашивал рабочего о его семье, близких и родных, интересовался тем, как он живет и проводит свободное время, кто его друзья и ладятся ли у него отношения с начальством. После такой предварительной или вступительной части он постепенно переходил к сути дела. Но не ставил лобовых вопросов, способных смутить собеседника, например «Как часто ты прибегаешь к методу <