Ролевые функции и мотивация повеления в интервью

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкети­рование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, предназ­начены прежде всего для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает знания, мне­ния, ценностные ориентации и установки респондентов, их отношение к собы­тиям, явлениям действительности. И то, что данная информация основывает­ся на индивидуальном интересе опрашиваемых и может быть весьма субъектив­ной, отнюдь не противоречит научному характеру ее получения. Напротив, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте иссле­дования. Например, выявить группы читателей по степени их интереса к раз­личным рубрикам газеты либо дифференцировать студентов по уровню их ак­тивности на занятиях и т.д. Таким образом, в ходе массового опроса источни­ком социологической информации, дающей оценку тем или иным сторонам объекта исследования, выступают представители этого же объекта2.

Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли,

В подготовке материалов главы принимал участие А.А. Гнутов. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 149.

преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев по­ведения. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет про­фессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — интер­вьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специаль­ными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интер­вьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах — тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно — перечень вопросов, которые он собирается задавать. Обыч­но интервьюеры — наемные работники, которых опросная фирма привлекает по контракту. Основная задача, которую обязан выполнить интервьюер для адекватной оценки его труда, состоит в том, чтобы: а) добиться участия оп­рашиваемого в интервью; б) получить от него необходимую для направив­шей его организации информацию. Интервьюеры обычно не участвуют в поиске опрашиваемых, составлении программы и вопросника, обработке и анализе полученных данных. Они специалисты в узкой области и выполня­ют, выражаясь терминами промышленной социологии, частичный труд (ог­раниченный набор операций). Как правило, у них нет заинтересованности в конечном результате, а главный мотив — заработать деньги.

Опрашиваемый не является наемным работником опросной фирмы, не отвечает за деньги либо иное вознаграждение, участвует в исследовании доб­ровольно, а потому вправе отказаться от него. В принципе он никак и ничем не мотивирован, кроме оказания помощи попросившим его людям, отказать которым ему с этической точки зрения неудобно. Он ведет себя не как эко­номический индивид, заинтересованный в изготовлении продукции и полу­чении максимально высокой зарплаты, а как интеллигентный человек, не желающий нарушать сложившихся в обществе правил приличествующего поведения. В определенном смысле его модель поведения можно считать филантропической деятельностью. Он тратит на чужое интервью свое лич­ное время, которое мог бы инвестировать совсем на другие цели с большей выгодой.

Наряду с филантропическим мотивом для интервьюера стимулом может выступать также честолюбие. Очень многие опрашиваемые респонденты причисляют себя к клану избранных, полагая, что если серьезная организа­ция обратилась именно к нему, то в нем есть что-то особенное. Обращение к себе респондент часто воспринимает в терминах особого, повышенного, исключительного внимания к своей персоне.

Наконец, третьим мотивом участия в интервью надо считать комфорт­ность общения. Наличном опыте неоднократно приходилось убеждаться в том, что многие респонденты воспринимают интервью и анкетирование как повод поговорить по душам. В повседневной жизни, особенно представите­лям рабочего и низшего классов, не всегда удается встретить вежливое об­ращение. Начальство редко считается с их мнением, а родственников и дру­зей интересуют вовсе не философские вопросы о смысле жизни или их мне­ние об устройстве общества.

Вспомним пример, как, оказавшись на больничной койке, респондент прихватил с собой еще не заполненную анкету. Когда интервьюер вновь по­встречался с выздоровевшим рабочим, тот спросил его: зачем он два месяца не выпускал из рук анкету? Оказалось, что обыкновенный с научной точки зрения опрос респондент рассматривал как доверительный диалог. Им, ни­кому не известным работником, не раз попадавшим в вытрезвитель, инте­ресовались «серьезные люди». И конечно, захотелось высказать все, что «на­кипело». Дома его не понимают, на работе — отшучиваются.

В отчетах интервьюеров омские социологи постоянно встречали такого рода пометки: «Опрашиваемая женщина заплакала; респондент чуть не час изла­гал мне свои взгляды; я прослушала целую лекцию об омских театрах»3. Не­редко вопросы, задаваемые интервьюером, воспринимаются как приглашение к изложению своих взглядов на смысл жизни, политическую ситуацию в стране и мире, об отношениях между полами, уровне жизни и т.д. Респонденты не просто отвечают, сухо и лапидарно. Часто, особенно на периферии, они на­чинают подробно объяснять, почему они так ответили, какой смысл вклады­вали в свои слова, приводят в защиту своей позиции многочисленные случаи из жизни, причем не только своей, но и соседей, близких и дальних родствен­ников, знакомых. Диалог незаметно превращается в исповедь, биографичес­кое повествование, своеобразный отчет о своей жизни.

Врезка

Наши рекомендации