X. Пилкингтон, Е. Омельченко Социолог и несоциологи (опыт применения интервью)
1сследовательское интервью значительно отли-ается как от вопросов журналистов, так и от фициального разговора. Журналисты, как счи-ают сами респонденты, спрашивают всегда для ого-то и для чего-то, поэтому они могут вывер-уть события наизнанку, исказить их. Один из еспондентов рассказал нам о журналисте, при-хавшем из Орла брать у переселенцев интер-ью. Он ходил по деревне, расспрашивал сель-ан, что-то наблюдал и все записывал. А позже оявилась статья в областной газете, где в ра-,ужных тонах рассказывалось о том, какие кра-ивые коттеджи были предоставлены пересе-енцам, как они хорошо в них «поживают». На амом же деле люди строили свои дома сами, IM никто не помогал. В статье было написано,
что сначала на 1 год им дали гостиницу, а рядом с коттеджем, который им якобы дали, были и сарай, и гараж. На самом же деле люди ютились в красном уголке, а дом представлял из себя четыре стены и никаких сараев и гаражей в помине не имелось.
К социологу у русскоязычных переселенцев, которых мы опрашивали, было иное отношение. Они чувствовали, что с ними откровенны и уважительны, их не пытаются поймать на слове, подвести события к «горячему» сюжету. В ответ респонденты были также искренни и откровенны. Их открытость еще более усиливалась благодаря эффекту включенного наблюдения. Переселенцы видели, что исследователи живут рядом с ними, разделяя общие лишения и не жалуясь. Возможно, что именно это исследовательское бескорыстие помогало людям почувствовать после общения психологическое облегчение.
исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.
Третья отличительная черта — цель опроса. Врач, журналист или следователь чаще всего не стремятся к обобщению информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь ее от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.
Полученные социологами данные, например, о закономерностях связи труда с отношением к работе и формой досуга освободит его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет за собой разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач) и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.
ВИДЫ ОПРОСА
Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности -анкетирование и интервью. Анкетирование — вопросно-ответная форме организации текста. Интервью — проводимая по заранее разработанном} плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы.
В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множестве подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный); 2) пс месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях — посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).
Исследовательское интервью выигрывает и по сравнению с официальным разговором. Работники миграционной службы опрашивали вынужденных переселенцев формально, по очень уз-
кому кругу вопросов. Переселенцы старательно скрывали от чиновников истинную информацию. Они утверждали, что причиной отъезда в Россию является притеснение со стороны казахов. Нам, социологам, проводившим опрос в Казах-
стане (1995), те же самые люди заявляли, чт< казахи русских не притесняли. Скрывать исти ну от чиновников им понадобилось потому, чте статус вынужденных переселенцев, соглаеж законодательному положению, предоставляла лишь в том случае, если человек подвергало! реальному притеснению. Желание добитьс: сопутствующих такому статусу льгот и преиму ществ подвигло массы людей к различного род: уловкам, преувеличению и даже лжи. Практичес ки каждый переселенец проходил по месту жи тельства своеобразное «обучения». Родные соседи, друзья наставляли отъезжающих: «Ecni хочешь получить нормальный статус, пиши так то и говори вот это».
Сокращено и адаптировано по источнику: Пил кингтон X., Омельченко Е. «Зачем мне врать? Опыт применения интервью к изучению русско язычной миграции // http://www. socnet. narod. ru/Rubez/10-11 /Pilkington. htm
Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).
Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондаж -ные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).
При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство — вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов — адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник — более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета — это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (Questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздается респондентам для самостоятельного заполнения.
Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15—20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения.
Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специальных условий, обеспечивающих психологический комфорт ситуации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где проводится опрос, должно быть психологически нейтральным (комната отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посторонних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои ответы индивидуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и возможные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходимости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.
В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75—80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата
при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.
Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.
За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу, и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса.
Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отождествляют с применением опроса. П рав-да, психологу, оперирующему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установлено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются в разных науках. Специалист подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.
Четыре вида опроса — индивидуальный и групповой, устный и письменный — взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, вклетка> которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 3).
Рис. 3. Логический квадрат основных видов социологического опроса
К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос — в клеточку ИП; телефонный опрос — в клеточку ИУ, а фокус-группа — в клеточку ГУ.
Логический квадрат — очень удобная и наглядная форма построения классификации или типологии чего-либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каждая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырьмя другими видами опроса — очным и заочным, индивидуальным и групповым — построить логический квадрат не удастся. Причина в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, трудно себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда-то и кем-то проводился, но остался в истории науки экзотическим примером, нежели устоявшейся практикой.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПРОСА
Социологические опросы — дорогостоящее мероприятие, особенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иногда проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единичного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то междугородний телефонный звонок, почтовое сообщение, телефакс.
Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди технических помощников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респондентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Второй в онлайн-режиме дает возможность опросить еще большее число людей по минимальной себестоимости и при этом быстро обработать данные с помощью специальных программ.
С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям использовать Интернет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство исследований, которые сейчас проводятся традиционными способами, будут проводиться в режиме онлайн. Здесь два очевидных преимущества: стоимость и сроки проведения. Понятие weft-интервью станет таким же традиционным, как/асе-?о-./асе-интервыо. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля.
О возможностях использования технических средств в социологическом опросе в нашей стране начале говорить давно, практически одновременно с институциализацией социологии в конце 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только стадией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.
Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходятся на вторую половину 70-х гг. Именно в это время за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться методики CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера), CATJ (Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ {Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — запол-
нение анкеты респондентом на компьютере), CASIIP {Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же интервью получили название РАР1{Paperand Pen Interview), т.е. «интервью с карандашо]у и бумагой»4.
В конце 1980-х гг. специалисты говорили о том, что в развитии методики сбора социологической информации уже достаточно четко обозначили^ три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с помощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе беседы использует различные технические средства; и, наконец, перспективное направление, при котором осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ.
Острая потребность социологии в технических средствах объясняется рядом причин. Одна из важнейших заключается в необходимости сократить затраты времени и средств на сбор, обработку, хранение и использование полученных результатов при проведении больших (по объему выборочной совокупности) исследований. При обработке вручную величина этих затрат часто обусловливала проведение опроса на небольших выборках, в противном случае результаты исследования можно было получить только очень не скоро. Иногда это время измерялось годами. Во-вторых, привлечение к опросам большого количества интервьюеров с разной подготовкой вело к получению ненадежных, нерепрезентативных данных и, в свою очередь, также стимулировало применение разного рода технических средств.
Телефон — одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследованиях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудиторий газет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на различные события. В перспективе при телефонном интервью будут применяться факсимильные аппараты. Использование таких аппаратов позволит соединить достоинства анкетирования с преимуществами телефонного интервью.
Телефоны, оборудованные автоматическими ответчиками и накопителями информации, а также селекторными и факсимильными установками, помогают организовать коллективный разговор, фиксацию сообщений в отсутствие респондента, передачу копий материалов. Кроме того, специальный блок телефонного устройства обеспечивает автоматический перенос вызова абонента при временной занятости линии.
В отличие от телефонного телевизионное интервью с его наглядностью практически снимает проблему длины вопросов и самого вопросника, необходимость ограничивать количество альтернатив. Однако в телеинтервью практически отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ориентироваться на «среднестатистического» опрашиваемого, использовать определенные приемы для завоевания доверия и расположения телеаудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи могут служить телевизионные производственные совещания — планерки — на некоторых крупных предприятиях нашей страны.
Бугенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100-106.
Рис. 4. Преимущества телефонного интервью
В 1980-е гг. в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять микрокалькуляторы, переносные кассетные магнитофоны и диктофоны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использование программируемых микрокалькуляторов (микро-ЭВМ) в некоторых случаях оказывалось более эффективным и экономичным, чем применение стационарных ЭВМ.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС1
Бесспорно, для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После Второй мировое войны в рамках теории управления (менеджмента] стала развиваться самостоятельная дисциплина — экспертные оценки. Экспертные оценки — это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертны> оценок — вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.