Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования

Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное иссле­дование, определяется в зависимости от основной цели, по преиму­ществу связанной с углублением научного знания о социальных про­цессах или же преимущественно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-прикладном иссле­довании социальный заказ часто имеет место как некая общественная потреб­ность, «взывающая» к ее изучению и удовлетворению. В прикладном же име­ется и конкретный заказчик, т.е. управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей.

Направленное на анализ актуальных общественных проблем, теоретичес­ки ориентированное исследование не менее практично, чем прикладное. Его результатами являются обнаружение взаимосвязей и тенденции в развитии социальных процессов, оценка условий, способствующих или, напротив, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества и его подсистем в соответствии с общественным интересом, программными целями социальной политики. Практическая составляющая такого исследо­вания состоит в том, что углубленное понимание социальных закономерно­стей позволяет принимать более обоснованные управленческие решения в области социальной политики. «По сути дела, — отмечает А.Г. Харчев, —тео­ретический и прикладной аспекты социологии неразделимы. Чем богаче и глубже исследование, тем более действенно оно в практическом плане, чем больше и точнее оно ориентировано на практические потребности, тем шире открывающиеся перед ним познавательные возможности, ибо сам объект познания, его сущность, закономерности полнее всего проявляются в прак­тическом действии».

Практичность прикладного исследования — в его непосредственной уст­ремленности на решение социальных проблем в их строго фиксированной

пространственно-временной локализации, т.е. именно «здесь» и «сейчас». Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управлен­ческих решений и в конечном счете — внедрением в практику социальных нововведений.

Отсюда вытекают их основные особенности.

(1) В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного,четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависитздесь от общей социальной ситуации на данном объекте и тех особых про­блем, с которыми сталкиваются органы его управления. Они могут поставитьперед исследователем четкую задачу, связанную с необходимостью разработ­ки определенных решений, но могут выдвинуть и общую проблему: выявитьвозможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иныхнововведений, и т.д.

Обобщая опыт работы социологической службы Пермского телефонно­го завода и всей отрасли, ее руководитель В.И. Герчиков выделяет два основ­ных типа прикладных исследований: (1) по разовым запросам руководства и (2) специализированные по проблемам, требующим последовательных и часто долгосрочных управленческих воздействий.

Короче говоря, в прикладном исследовании предметная область должна быть определена применительно к заданному социальному объекту, чтобы содействовать его нормальному функционированию и развитию.

(2) Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчиты­вается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем. В прикладномже исследовании, какими бы ответственными и сложными ни были постав­ленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемыезаказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствую­щих решений.

Следовательно, для повышения надежности итоговых выводов приклад­ного исследования необходимо тщательно обдумать, насколько ресурс вре­мени и отпущенных средств позволяет детализировать информацию и ее анализ. Всегда надо помнить, что меньший объем достоверной информации намного полезнее, чем большой объем сомнительных сведений.

(3) Положение социолога в прикладном исследовании облегчается тем, что ему предстоит изучать типичные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теоретико-прикладного или прикладных исследований. Поэтому целесообразно воспользоваться уже разработанными методиками или же их модификациями. В теоретико-при­кладном исследовании, напротив, оригинальность программы диктует нестан­дартность методик сбора первичных данных и логики их анализа.

(4) Немаловажная особенность прикладного исследования состоит и в том, что, выполняя социальный заказ, социолог концентрирует внимание на практическом решении определенных проблем, так что глубина их теорети­ческого осмысления в собственно социологических категориях отступает на второй план. Если имеются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, дру­гими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Ра­ботающий же по программе теоретико-прикладного исследования, напро­тив, должен не только стремиться к обоснованности своих выводов, но и к строгости их социологической интерпретации.

(5) Порядок действий, этапы работы определяются здесь в первую очередь логикой практического использования информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном поиске это прежде всего логи­ка осмысления социальных закономерностей, а затем уже практического приложения добытых знаний.

(6) Итоговый «продукт» теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится ми­нимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, макси­мум — о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

Этапы развертывания прикладного исследования могут быть представле­ны следующим образом. На первом этапе рекомендуется максимально ло­кализовать проблему и объект исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той части основного объекта, где пробле­ма воспринимается как особо острая. Например, это может быть вопрос об отстающих подразделениях предприятия, в отношении которых хотя бы в первом приближении надо выделить достаточно очевидные факторы, отли­чающие эти подразделения от большинства, и тем более от лучших. Такой предварительный анализ целесообразно провести на основе уже имеющейся информации и путем активного привлечения экспертов-специалистов раз­ного профиля и уровня управления.

Второй этап — разработка конкретной программы действий, которая мо­жет осуществляться параллельно несколькими путями: (а) целенаправлен­ным поиском передового опыта; (б) обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой, теперь уже с помощью целе­вых интервью со специалистами; (в) путем коллективного обсуждения воз­можных мероприятий методами так называемой «мозговой атаки», «групп исследования операций», т.е. особым образом называемой «мозговой атаки», «групп исследования операций», т.е. особым образом целенаправленного обсуждения. Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать и способы действий, и ответственных за их реализацию, иными словами, она должна вылиться в определенную систему практических реше­ний, взаимоувязанных по направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением.

Когда проект действий в основном разработан, выделены направления работы и объекты предполагаемого внедрения, снова уточняется теоретичес­кая концепция решения и продумываются возможные следствия его осуще­ствления для разных подразделений. Теперь целесообразно провести выбо­рочное обследование для выяснения реакции работников на предлагаемые нововведения.

На третьем этапе осуществляется внедрение предлагаемых решений, сна­чала опытное, на отдельном объекте, затем «базовое», с учетом накопленно­го опыта (возможно, еще до окончания эксперимента на опытном объекте), и, наконец, «полное внедрение», если предшествующие операции были ус­пешными и доказали свою эффективность.

На четвертом этапе осуществляется сбор дополнительной информации, нужной для обоснования возможных решений, а на пятом — предлагаются конкретные варианты решений — «дерево решений», мероприятий, иннова­ций, затем осуществляется экспериментальный шестой этап, за которым на

седьмом этапе следует прогноз возможных проблем, порождаемых нововве­дениями. Завершающий восьмой этап — собственно внедрение, которому предшествует разработка нормативных документов (регламентации, обязан­ности различных служб и подразделений).

Возврат от сбора дополнительной информации к «дереву решений» необ­ходим для того, чтобы уточнить варианты решений, а движение от экспери­мента к стадии принятия решений — путь их коррекции на основе практи­ческого опыта. Седьмой этап предполагает прогноз ситуации после осуще­ствления нововведений, что может привести к поправкам в процедуре внедрения.

Особое внимание в прикладном исследовании должно быть уделено обо­снованию оценки эффекта предлагаемых решений. Это самая трудная, но совершенно необходимая фаза работы социолога.

Программа и рабочий план прикладного исследования образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен. Поэтому содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и ар­гументацией. В отличие от программы теоретико-прикладного исследования, каковая может быть самостоятельной научной публикацией, программа при­кладного исследования — весьма краткий рабочий документ объемом в не­сколько машинописных страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесенные к любому из названных разделов или к каждому из них.

Организация прикладного исследования требует прежде всего установле­ния должного взаимопонимания с «заказчиком». Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения со­циолога, может быть реализовано несомненно, предположительно или вов­се не удастся. Если цель и задачи исследования не согласованы надлежащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в по­лезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обо­снованными, но случается и так, что они продиктованы ложным впечатле­нием заказчика о его информированности в данной области.

Прикладное исследование на предприятиях в большинстве своем прово­дится оперативно, за год нередко выполняется до 10 тем, некоторые одно­временно. Нет надобности каждый раз проводить обследование по класси­ческой схеме. Социологическая служба накапливает обширную информацию о своем объекте, пользуется статистикой предприятия, обращается кдругим службам за экспертизой, прибегает к целенаправленным интервью неболь­шой численности работников разного уровня и занятых в различных подраз­делениях. Отсюда следует, что, уточнив задачи исследования, надо подумать, не достаточно ли уже имеющейся информации, а если так, то какой именно не хватает? Это существенно сокращает сроки работы и позволяет сосредо­точиться на анализе проблем и разработке проектов решений в большей мере, чем на работе по сбору исходных данных.

Важный организационный вопрос — гарантия сохранения доверия респон­дентов — работников предприятия, к которым неоднократно приходится об­ращаться. Требование анонимности опросов здесь неприемлемо, и проблема доверия к социологической службе заключается, во-первых, в обеспечении очевидной эффективности проводимых обследований (т.е. их полезности) и

в безусловном соблюдении этических норм работы социолога. Обычно в ин­тервью или при анкетном опросе исследователь гарантирует использование по­лученной информации только в общественных целях. Нельзя пренебрегать и таким важным каналом поддержания доверия к социологической службе, как информация о проводимых обследованиях, и особенно об их результатах в мно­готиражной газете, по местному радиовещанию, в выступлениях на совеща­ниях руководящего персонала, но особенно — на общих собраниях трудового коллектива.

Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении ито­гового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преуве­личенном внимании к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями. Ито­говый отчет должен быть максимально кратким. Он концентрирует внима­ние на выводах и рекомендациях, которые относятся к осуществлению пред­лагаемых мероприятий.

Сокращено по источнику: Ядов В.А. Социологическое исследование: ме­тодология, программа. М.: Наука, 1987. С. 226—236.

РАЗДЕЛ II

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Социологический опрос

Экспертный опрос

Методология интервью

Виды и типы интервью

Технология интервью

Маркетинговое исследование

Наши рекомендации