К какому типу избирателей Вы себя относите?

1 — участвую обычно во всех выборах.

2 — участвую только в тех выборах, когда хорошо известны кандидаты и их предвыборные программы.

3 — участвую или не участвую в выборах по случайным причинам (на­строение, погода, занятость домашними делами и т.д.).

4 — обычно не участвую ни в каких выборах.

После того как мы проделаем все описанные выше манипуляции по заг­рузке файла в окно Word, соответствующее распределение ответов по пер­вой переменной будет выглядеть следующим образом13:

К какому типу избирателей Вы себя относите? - student2.ru

10 Сказанное ниже относится к результатам, полученным в версиях 4.0 и 6.0. В версиях 6.0 и 8.0 полу­ченные результаты можно экспортировать в Word непосредственно в табличном виде.

1 Output— конечная продукция, результат.

13 В классах НКИ на компьютерах установлена именно версия 6.0. С сохранением всех особенностей загрузки, включая тип шрифта (Courier New).

Понятно, что в таком виде полученные данные анализировать было бы доволь­но трудно, в особенности человеку, не искушенному в прикладной социологии Поэтому необходимо преобразовать их в привычный табличный вид. Вначале предстоит провести несколько подготовительных операций. Два последних столб­ца содержаттакие данные, которые нам в дальнейшем не пригодятся14. Избавитьо от них можно, вырезав (удалив) этот фрагмент. Мы рекомендуем такой прием ре­дактирования: нажмите клавишу <Alt>, после чего выставьте курсор в нижние (или верхний) правый угол последней колонки и, не отпуская клавиши <Alt> щелкните левой клавишей мыши и, удерживая ее в этом положении, обведи­те обе колонки (выделив тем самым фрагмент, подлежащий удалению):

К какому типу избирателей Вы себя относите? - student2.ru

После этого с помощью клавиши <Del> удалите выделенный фрагмент Точно так же удаляется и лишнее поле слева. Теперь можно удалить лишнж знаки и целые строки, после чего заготовка таблицы приобретет такой вид

VAR00001  
Value Frequency Percent
0,00 1,3
1,00 31,7
2,00 27,5
3,00 24,5
4,00 14,9
Total 100,0

Учитывая, что надписи в таблице должны быть сделаны по-русски, не­обходимо изменить англоязычные термины на русские. Поскольку фай; обычно содержит не одно распределение, а сразу все, лучше проделать соот­ветствующую замену одновременно для всего файла. Поэтому выберите ко­манду Правка-» Заменить;в окошке «Найти» наберите «Value», а в окошю «Заменить» — «Вариант ответа»; затем нажмите клавишу «Заменить все» Проделайте аналогичную операцию для всех остальных пар замены:

Frequency—»Частота

Percent -» Процент

Total -» Всего.

Хотяпоследний столбец (Cum Percent — кумулятивный процент) может использоваться при построениикумуляты.

Изменив характер шрифта (лучше выбрать Times New Roman) и задав со­ответствующий размер, вы получите такой вид:

Вариант ответа Частота Процент
0,00 1,3
1,00 31,7
2,00 27,5
3,00 24,5
4,00 14,9
Всего 100,0

Теперь поставьте знак [; ] (точка с запятой) в конце двух первых столб­цов (в последнем столбце не ставить!): Вариант ответа; Частота; Процент

0,00 11; 1,3
1,00 31,7
2,00 27,5
3,00 24,5
4,00 14,9
Всег о; 823 100,0

Выделите все три колонки и с помощью команды Таблица -» Добавить табли­цупоместите тем самым обрабатываемый материал во вновь созданную таблицу:

Вариантответа Частота Процент
0,00 1,3
1,00 31,7
2,00 27,5
3,00 24,5
4,00 14,9
Всего 100,0
Таблица будет лучше выглядеть, если в двух последних колонках мы про­изведем выравнивание «по центру»:
Вариантответа Частота Процент
0,00 1,3
1,00 31,7
2,00 27,5
3,00 24,5
4,00 14,9
Всего 100,0

Заключительная часть работы состоит в том, чтобы: 1) заменить номера вариантов ответов на их содержание, заданное анкетой (заменив при этом в формулировках вопросов первое лицо на третье и, по возможности, сокра­тив, выразив самую суть), 2) проставить ее порядковый номер и 3) сформу­лировать заголовок таблицы. Для придания более представительной и ком­пактной формы можно также выполнить команду Таблица -»Автоформат -> Сетка 1.Таблица приобретет окончательный вид:

К какому типу избирателей Вы себя относите? - student2.ru Таблица 3: Самоидентификация по типу избирателей

Вариант ответа Частота Процент
Не дали ответа15 1,3
Участвуют во всех вы борах 31,7
Участвуют, когда известны кандидаты 27,5
Участвуют по случайным причинам 24,5
Не участвуют нив каких выборах 14,9
Всего 100,0

Теперь, как нам кажется, табл. 35 стала вполне понятной, обозримой i удобной для анализа методами описательной статистики*6.

Несколько иначе выглядит процедура редактирования в текстовом редак торе Word комбинационных таблиц, рассчитанных средствами SPSS версш 4.0 и 6.0й. Рассмотрим этот процесс для кросстаба, отражающего в том ж< исследовании связь между возрастом и участием в выборах. Кросстабуляци; в данном случае представляла собою наложение двух переменных — участш в выборах (var00002ls) и возраст (var00055).

К какому типу избирателей Вы себя относите? - student2.ru

Предположим, что в упомянутом выш исследовании вы намереваетесь проверит гипотезу о наличии связи между возрастал опрошенных (респондентов) и их участи ем в выборах. Для этого вы производит' кросстабуляцию соответствующих пере менных — участие в выборах (по колонкам) и возраст (по строкам). В анкете со ответствующие вопросы выглядели так:

2. Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородскойоблает! летом этого года?

1—да

2 — нет

3 — не помню

Возраст

1— до 30 лет 2-30—39 лет 3—40—49 лет

4 — 50—59 лет

5 — 60 лет и старше

Произведя расчет кросстабуляции, вы открываете файл в текстовом ре дакторе Word, и в его окне отобразится следующая картина:

Значение 0 (или ,00) — как при вводе данных, так и при расчетах — означает «нет ответа».

Как описано в нашей работе: Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: Изл

во НКИ,1999.

Мы не рассматриваем здесь вариант версии SPSS 8.0, где таблицы непосредственно экспортируютс

путем копирования из окна SPSS в окно Word.

Var(variable) — сокращенное обозначение слова «переменная». 00002 означает порядковый номе

вопроса в анкете и в матрице базы данных SPSS.

К какому типу избирателей Вы себя относите? - student2.ru

Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. число респон­дентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, распо­ложенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выборах), стоит цифра 133, означающая, что из об­щего числа опрошенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердитель­ный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 че­ловека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец).

Однако нас в большей степени интересует процедура редактирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемости». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в текстовый редактор Word разделительные линии (изображенные в формате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) превратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с та­ким же числом строк и столбцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в соответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предла­гаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый.

Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лиш­ние белые поля, после чего исходная таблица приобретет такой вид:

  Ф 0,00 Ф 1,00 Ф 2,00 Ф 3,00 Ф Total
0,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 36,4 Ф 36,4 Ф 18,2 Ф 9,1 Ф 1,3
1,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 50,4 Ф 47,0 Ф 2,7 Ф 32,1
2,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 0,6 Ф 60,4 Ф 34,9 Ф 4,1 Ф 20,5
3,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 1,0 Ф 60,5 Ф 37,4 Ф 1,0 Ф 23,7
4,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 81,0 Ф 15,5 Ф 3,6 Ф 10,2
5,00 Ф Ф Ф Ф   Ф
  Ф 1,0 Ф 72,0 Ф 27,0 Ф   Ф 12,2
Column        
Total   1,0   60,4   36,2   2,4   100,0

Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помо­щью команды Правка -» Заменить,а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:

  0,00 1,00 2,00 3,00 Total
0,00
  36,4 36,4 18,2 9,1 1,3
1,00  
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00  
  1,0 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в таблицу (рис. 60), как было описано выше.

Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголо­вок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изменить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 36).

Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех случаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.


  0,00 1,00 2,00 3,00 Total
0,00
  36,4 36,4 18,2 9,1 1,3
1,00  
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00  
  1,0 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Рис. 60

Иногда в аналитических целях возникает необходимость ранжировать полу­ченные частоты и проценты с тем, чтобы сразу расставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали респондентам вопрос относительно их оце­нок изменения различных направлений деятельности администрации за истек­шие 100 дней правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расстав­лены просто в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть ценностный нейтрали­тет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы изменения в решении проблем, происшедшие после смены областного руководства (табл. 36а)?»

Таблица 36 Зависимость участия в выборах от возраста

Возраст Участие в выборах Всего
Нетответа Да Нет Не помнят
Нетответа
Процент 36,4 36,4 18,2 9,1 1,3
До 30 лет  
Процент   50,4 47,0 2,7 32,1
30—39 лет
Процент 0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
40—49 лет
Процент 1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
50—59 лет  
Процент   81,0 15,5 3,6 10,2
60 лети старше  
Процент 1,0 72,0 27,0   12,2
Всего
Процент 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Таблица 36а

Направления деятельности Стало лучше Стало хуже Осталось без изменений
38.Борьба с коррупцией  
39. Борьба с преступностью  
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий  
41. Прекращение спада производства  
42.Привлечение инвестиций  
43. Развитие материальной базы образования  
44. Развитие социальной сферы  
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения  
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы  
47. Создание новых рабочих мест  
48. Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам  
49. Строительство муниципального жилья  
50. Удержание цен на продукты первой необходимости  
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию  
52. Укрепление материальной базы здравоохранения  
53.Улучшение работы общественноготранспорта  

Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответству ющей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не при бавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше Отметим лишь, что в данном случае как раз и необходимо заготовить шаб лон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейю все полученные значения. Давайте отразим полученную в результате расче тов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значений каж дой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждыд из этих значений в ходе опроса; при этом мы пока сохраняем тот порядо) следования, который был принят в анкете (табл. 37).

В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значени: переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удоб ства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжи ровать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого ча стого — того значения переменной, который получил наибольшее число от ветов по варианту «стало лучше», до наименее частого — того, который по toi же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получиг несколько иную табл. 38, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделат вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы приоритеты деятель ности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельное ти. Здесь уже нет необходимости выделять модальные или, наоборот, самы низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низ;

19 D

и силу того, что переменная была неальтернативной (вопрос-меню), полученное в результате рас четов распределение ответов на каждый из вариантов представляло собою отдельную таблицу.

Таблица 37

Наши рекомендации