Анализ линейных распределений (FREQUENCES)
Анализ линейных распределений чаще всего используется для получения обобщенных данных об объекте исследования или каких-либо его частей.
Для выполнения анализа линейных распределений и получения описательной статистики необходимо:
1. Выбрать в меню: Statistics -» Summarize -» Frequencies (рис. 33).
Рис. 33
1. В открывшемся диалоговом окне из представленного перечня перемен ных выбрать те, по которым нужно получить описательную статистику. Дл этого необходимо выделить с помощью «мыши» анализируемые переменны и нажать на кнопку ►. Она позволяет переместить выбранные переменны в отдельное окно.
3. В том случае, если кроме определения центральной тенденции (выявления наиболее часто встречающихся значений переменных) исследователю необходимы дополнительные статистические показатели, рекомендуется выбратопцию Statistics. В появившемся подокне можно выбрать различные вид.1описательной статистики, представленные в виде четырех блоков статистиюразброс ответов, дисперсия (Dispersion), центральная тенденция (Centr;Tendency), форма распределения (Distribution), процентали (Percentile Values
4. Практика показывает, что в большинстве случаев анализ одномерныраспределений необходим для определения центральной тенденции в распределении значений по рассматриваемой переменной. Поэтому после выборнеобходимых переменных исследователи обычно переходят к процедурвывода на экран результатов анализа данных, нажимая кнопку ОК.
Рассмотрим результат анализа одномерных распределений на пример вопроса об оценке материального положения своих семей студентами зао^ ного отделения Нижегородского коммерческого института. Допустим, чт переменная № 12 рассматриваемой базы данных соответствует следующем вопросу в анкете:
Как Вы оцениваете нынешнее материальное положение Вашей семьи?
1 — едва сводим концы с концами, часто не хватает денег на необход! мые продукты питания.
2 — на еду денег хватает, но в остальном приходится себя ограничиват
3 — на ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже вызывает трудности.
4 — на еду и одежду хватает, но при покупке телевизора, холодильника и т.п. приходится влезать в долги.
5 — достаточно обеспечены материально, но покупка автомобиля и дорогой отдых не по карману.
6 — материально обеспечены, практически ни в чем себе не отказываем.
7 — затрудняюсь ответить.
Результат анализа данных по переменной № 12 выводится в окно Output-SPSS Viewerв форме табл. 21.
Таблица 21 Frequency Table
Valid | Frequency | Percent | Valid Percent | Cumulative Percent |
10,0 | 10,0 | 10,0 | ||
26,2 | 26,3 | 36,3 | ||
24,4 | 24,5 | 60,8 | ||
18,5 | 18,5 | 79,3 | ||
15,0 | 15,0 | 94,3 | ||
4,4 | 4,4 | 98,7 | ||
1,3 | 1,3 | 100,0 | ||
, | 0,2 | Missing | ||
Total | 100,0 | 100,0 |
Источник: Аналитический отчет по исследованию, проведенному среди студентов заочного отделения одного из нижегородский вузов в сентябре-октябре 1999 г.
При анализе одномерных распределений на экран выводятся пять столбцов, содержание которых требует рассмотрения.
Valid (валидный, значимый) — содержит варианты ответов на вопрос, соответствующий переменной № 12 в базе данных. Номер анализируемой переменной находится чуть выше надписи Percent.Обратим внимание, что рассматриваемый вопрос о материальном положении студентов подразумевает семь вариантов ответа. В то же время в столбце Validмы можем встретить запятую, а также номер варианта ответа, которого нет в вопросе, например, 8 или 9. В случае, если высвечивается запятая, это означает, что в конце базы данных есть одна или несколько пустых строк, которые необходимо удалить. При появлении вариантов ответа, не существующих в вопросе, необходимо в базе данных выделить столбец, соответствующий переменной № 12, а затем воспользоваться опцией Findв меню Edit.Эта опция поиска числовых значений переменной. В открывшемся диалоговом окне нужно набрать с клавиатуры цифру 8 и нажать опцию Search Forward.Она позволит произвести поиск искомого значения переменной во всех введенных анкетах. Если в процессе поиска нужно вернуться назад, то для это есть опция Search Backward.Выявив ошибочное значение, необходимо определить номер анкеты, при вводе данных которой допущена ошибка, найти эту анкету (напомним, что каждой анкете присваивается идентификационный номер) и исправить ошибку в базе данных. Подобная процедура необходима при нахождении каждой ошибки.
Frequency (частота) — показывает абсолютное число респондентов, отметивших тот или иной вариант ответа. В нашем примере 15 студентов заочного отделения НКИ отметили вариант 6. Это означает, что из общего массива респондентов лишь 15 студентов-заочников материально обеспечены и практически ни в чем себе не отказывают.
Percent (процент) — содержит процентное отношение респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа к их общему количеству. Так, 15 обеспеченных студентов-заочников составляют 4,4% общего массива респондентов в 338 человек.
Valid Percent (значимый процент) — процентное отношение респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа к их общему количеству без учета значений, выведенных в разряд пропуска (Missing Values).Например, при выделении вариантов ответа 8, 9 и 7 в ранг пропущенных значений удельный вес респондентов, отметивших варианты с 1 по 6, рассчитывается без их учета. Это ведет к увеличению удельного веса каждой группы респондентов в общем массиве. Увеличение происходит на то количество, которое равно удельному весу случаев с вариантами ответов 7, 8 и 9.
Cumulative Percent (кумулятивный процент) — это суммарный процент. Сумма в каждой строке получается путем сложения процента по предыдущему варианту и процента по следующему. Этот показатель удобен, если нужно определить удельный вес сразу нескольких групп респондентов. Так, в нашем примере удельный вес первой группы опрошенных составляет 10,0%, второй — 26,3, третьей — 24,5%. Суммарный вес всех трех наименее обеспеченных групп студентов-заочников высвечивается в третьей строке и составляет 60,8%.
В последней строке таблиц одномерных распределений обычно выводится итоговое значение показателей (Total).Так, общее количество (Frequency)студентов-заочников, принявших участие в опросе, равно 338. В столбцах Percentи Valid Percentитоговое значение равно 100,0%, так как оно образуется с помощью суммирования процентов по каждой строке.
Отдельного рассмотрения требует анализ одномерных распределений по вопросу, предполагающему, что можно дать одновременно несколько вариантов ответа. Таким, например, является вопрос о содержании досуга среди студентов заочного отделения одного из нижегородских вузов:
Как Вы обычно проводите свое свободное время?
(На этот вопрос можно дать несколько вариантов ответа).
1 — встречаюсь с друзьями в кафе, за игрой в карты и т.д.
8 — хожу в сауну.
2 — занимаюсь образованием.
9 — просматриваю телепередачи, слушаю музыку.
3 — занимаюсь в спортивном клубе.
10 — хожу на концерты эстрадных артистов.
4 — посещаю ночные клубы.
11 — хожу на охоту.
5 — хожу в театр, кино.
12 — читаю книги.
6 — хожу на концерты симфонического оркестра.
13 — другое (укажите, что именно) .
7 — посещаю казино.
Каждому варианту ответа на этот вопрос в базе данных присвоена отдельная переменная. Поэтому при анализе частотных распределений мы получа-
ем информацию отдельно по каждой переменной. На экран выводятся данные по двум группам: тем, кто при ответе на вопросы анкеты отметил переменную (цифра 1 в графе Valid), и тем, кто ее пропустил (0 в графе Valid).
Таблица 22
Frequency Table V1
Valid | Frequency | Percent | Valid Percent | Cumulative Percent |
51,1 | 51,1 | 51,1 | ||
48,9 | 48,9 | 100,0 | ||
Total | 100,0 | 100,0 |
Таблица 23 V2
Valid | Frequency | Percent | Valid Percent | Cumulative Percent |
74,9 | 74,9 | 74,9 | ||
25,1 | 25,1 | 100,0 | ||
Total | 100,0 | 100,0 |
Исходя из данных табл. 22 и 23, делаем вывод о том, что 48,9% студентов в свободное время встречаются с друзьями в кафе, за игрой в карты и т.д. (vl), а 25,1 % — занимаются образованием (v2).