Эмпирические, научные и социальные факты

Эмпирические факты играют особую роль в формировании научного зна­ния, поскольку именно они образуют эмпирический базис, на который опи­раются научные теории. Эмпирическая схема, как следует из ее названия, ориентирована на проведение определенных действий с эмпирическими фактами. По сути, эго практические действия, например, составление вы­борочной совокупности, отбор респондентов, применение таблицы случай­ных чисел и т.д. Однако они направляются теоретической моделью предме­та исследования, ибо только она может указать, что или кого именно надо отбирать в выборочную совокупность, какие объекты наблюдать или каких экспертов опрашивать. Теории, таким образом, играют направляющую роль. С их помощью социолог-горнопроходчик добывает из пустой руды редкие вкрапления ценных пород — факты, орудуя вопросником или бланком ин­тервью. А сетью, при помощи которой социологу-рыбаку удается вытащить свой улов, служит эмпирическая схема объекта исследования. Она нацелена на изучение реальных фактов. Факты — это события, которые можно непо­средственно (эмпирически) наблюдать. Такие факты называются эмпиричес­кими. Эмпирический факт выражается в науке единичным суждением о кон­кретном событии. Однако не все, что можно наблюдать, есть факт: отдель­ные предметы или действия (машина, квартира, человек, посещение, встреча, поцелуй и т.п.) сами по себе — еще не факты. Факт имеет место только тог­да, когда указаны конкретные объекты (или субъекты), конкретный способ их взаимодействия (или взаимоотношения), конкретное место и конкретное время. Например, водитель Николаев Н.Н. в 9 часов утра проехал на крас­ный свет перекресток улиц Малоярославская и Кировская в городе Нижние Углы. Если же конкретные данные не указаны, то это не факт.

Без фактов нет науки, ибо ученые наблюдают множество фактов, обна­руживают между ними повторяемость и выводят закономерности. Повторя­емость — важное свойство фактов. Единичные факты ученых не интересу­ют, ведь их нельзя подвергнуть статической обработке.

Кроме повторяемости факты должны обладать еще одним свойством — быть объективными. А для этого они должны быть конкретными и точны­ми. Только такие факты можно проверить и перепроверить. Утверждение о том, что начальник станции Петров П.П., как правило, приходит на работу с опозданием, говорит о чьей-то субъективной оценке, которую нельзя про­верить, но не о факте. Другое дело, когда бесстрастный наблюдатель точно

зафиксировал время, место, действие и лицо, совершившее его. Такого рода конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориентации, называют протокольными предложениями. Суть их в точном протоколировании конкретного события. Если тот же на­блюдатель в течение длительного времени, скажем, полугода, точно фикси­рует время прихода Петрова П.П., а затем, обобщив наблюдения, делает вывод о том, что он действительно опаздывает, то он в итоге получает эмпи­рическую тенденцию, касающуюся одного объекта. Если социологи, прове­дя наблюдение или опрос по репрезентативной выборке, установили, что большинство (73%) начальников станций страны не опаздывают на работу, то они установили эмпирическую тенденцию, касающуюся определенной социальной группы. А если вдобавок к этому они теоретически объяснили, почему начальники станций не опаздывают на работу исходя из характера и содержания труда, статусных характеристик, должностной иерархии и др., то это означает, что они вывели определенную закономерность, которая сви­детельствует о том, как в большинстве случаев типичные представители дан­ной социальной группы ведут себя в типичных ситуациях. Поэтому социо­логию так и называют — наукой о социально типичных явлениях.

Принято считать, что это единственная наука, которая точно знает о том, что думает и чего хочет среднестатистический человек. Действительно, при помощи количественных распределений ответов на анкету социология по­казывает среднетипичное мнение большой группы людей. Как наука, она отражает объективную реальность своеобразным, присущим только ей спо­собом. А поскольку социология имеет дело с поведением достаточно боль­ших масс людей, то задача социолога — обнаружить индивидуальные разли­чия людей, носящие систематический характер, обобщить их в закономер­ности, освободившись от всего случайного, не главного. Тем самым он описывает устойчивые свойства социального явления или процесса.

Результаты выборочного исследования подвергаются математической обработке, после чего они принимают форму числовых выражений, которые описывают один или несколько фактов. Их называют статистическими фак­тами. Статистический факт определяется как типические сводные числовые характеристики, полученные в ходе массового наблюдения. Это сырой, не­обработанный материал науки, поэтому он не может служить эмпирической основой социологии. Ее эмпирической базой выступают социальные факты.

Социальный факт — это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых были получены числовые характеристики. Например, мы провели расчеты доходов населения и установили, что 78% этих доходов находится ниже отметки 2 тыс. руб., тем самым только сравнив две цифры: 78 и 2 тыс. Социологическая теория нам подсказала, что 2 тыс. руб. — это прожиточный минимум, отделяющий бедных от нищих. Только теория, т.е. система научных понятий и проверенных утверждений, дает нам четкие кри­терии того, что считать прожиточным минимумом, бедностью и нищетой. В результате мы смогли сделать вывод, что 78% россиян по уровню доходов на определенный момент находились за чертой бедности.

Таким образом, статистический факт выявил некоторую тенденцию, но мы еще не знаем, о чем она говорит и является ли устойчивой или законо­мерной. Знание о закономерном дает нам социальный факт, фиксирующий устойчивые тенденции.

Его называют еще научным фактом зато, что он облекает цифровой материал в теоретически обоснованные формы. Научный факт, как и научная теория, пред­ставляет вершину научного творчества. К накоплению первых и созданию вто­рых стремятся все науки, однако получение того и другого — долгий и нелегкий труд. Эмпирических фактов бесчисленное множество, их надо лишь правильно фиксировать. Статистических фактов уже гораздо меньше, но они есть почти во всех науках — от биологии до политологии. Социальных фактов гораздо меньше, поскольку профессионально работать с ними может только социолог. Научные факты хотя и встречаются в каждой науке (причем, в каждой специфические), крайне дефицитны. На их получение направлены все усилия ученых. Дело в том, что в научном факте слиты воедино теория и опыт, наука и практика, единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Научными являются не только неопровер­жимые, но и обоснованные всей мощью теоретического аппарата науки факты. Они свидетельствуют не о зависимостях, тенденциях или закономерностях, но прежде всего о законах — законах объективной реальности.

Предметом социологического исследования, основанного на обобщении статистических фактов, выступает выявление закономерности, т.е. меры веро­ятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Слабым видом закономерности выступает тенденция, показывающая основное направление развития событий, приближение реального процесса к объектив­ной закономерности. При многократном наложении различных тенденций об­наруживается устойчивая связь, которая и формулируется как закон. Законы выражают то, что существует объективно, т.е. независимо от сознания людей, их статистических расчетов и выкладок. В законах запечатлевается сущность явлений, поэтому их выявление служит предметом теоретической социологии.

Как видим, понятия тенденции, закономерности и закона отражают по­вторяющуюся и устойчивую связь социальных явлений. Но тенденция оп­ределяет лишь возможность, своего рода склонность тех или иных событий развиваться в данном направлении, а закономерность — уже ставшую реаль­ным фактом ту же самую возможность (связь событий), получившую статус необходимости. Тенденция и закономерность характеризуют массовые про­цессы, которые проявляют себя в среднем. Это значит, что индивидуальные отклонения в ту или иную сторону взаимопогашаются.

Например, социологи провели исследование и установили, что на данном предприятии уровень удовлетворенности составляет 60,5%. Это эмпиричес­кий факт, выраженный единичным суждением В нем говорится о конкрет­ном предприятии и конкретном уровне удовлетворенности. Суждение о по­добном факте — лишь начальная ступенька научного познания. Затем следует установление причинно-следственных связей: в дальнейшем исследовании социологи установили, что на повышение уровня удовлетворенности влияют благоприятные условия труда, а на понижение — неблагоприятные. Такая связь появилась в ходе нескольких замеров двух переменных, выражающих два фак­тора — условий труда и удовлетворенности трудом. Всякий раз, когда в иссле­довании обнаруживались благоприятные условия труда, фиксировался вы­сокий уровень удовлетворенности. Такая зависимость обнаружена в 8 из 10 случаев. Два случая отклонения статистически незначимы, так как хотя они и влияли на общую тенденцию, но не отменяли ее достоверности. Два исклю­чения только снизили вероятность обнаружения связи двух явлений: без них вероятность была бы 100%-ной, а при их учете — всего лишь 80%-ной.

Для того чтобы от эмпирических фактов перейти к теоретическому зако­ну, необходима серия наблюдений или массовых опросов, подтверждающих предполагаемую в научной гипотезе связь двух явлений. Гипотезы, как мы знаем, формулируются в виде теоретических суждений. Возьмем теоретичес­кое суждение «Плотность населения тем больше, чем выше урожайность пшеницы». В нем говорится о некоторой зависимости между двумя перемен­ными — плотностью населения и урожайностью. Рядом поместим другое суждение: «В стране D урожайность — 16 центнеров с гектара и плотность населения — 30 человек на 1 км2, а в стране Rурожайность — 8 центнеров, с гектара и плотность населения — 15 человек на 1 км2». Ясно, что второе суж­дение — эмпирическое. В нем говорится о двух конкретных странах, конк­ретных цифрах плотности населения и урожайности пшеницы.

Для того чтобы подтвердить первое суждение при помощи второго, нужно брать не две страны, а десятки с разной плотностью и урожайностью, а затем срав­нивать их между собой. Желательно взять все страны, чтобы исчерпать весь класс эмпирических фактов. Тогда у ученого не останется сомнений в том, что он про­пустил какую-либо страну, где зависимость другая. Таким образом, вам нужно проверить всю совокупность изучаемых фактов, исчерпать все множество конк­ретных явлений, ничего не упустив. И вот когда вы проделали подобную проце­дуру и удостоверились, что изучен весь класс явлений, вы можете обобщить свои

(резка

Э.Дюркгейм: Социальные факты

'. незначительным преувеличением социологию южно назвать наукой о том, чего нет. Действи-ельно, в природе нет жилых зданий, аэропор-ов, водопровода и туалета, как нет праздников, югребений, семидневной недели, диеты, укра-^ний и многого другого, что объединяет лю-1ей и отделяет их от животных. Человеческое :ущество, созданное природой, с какого-то мо­мента перестало слушаться ее законов и созда-ю свою «природу» — социальную реальность, юстоящую из социальных фактов. Это понятие впервые употребил в конце XIX в. |еликий французский социолог Эмиль Дюрк-ейм, так было положено начало социологичес-:ому подходу к миру. Физик объясняет одни физические факты на основе других физичес-:их фактов; он не имеет право объяснять элек-ромагнитные колебания на основе биологичес-:их или психологических причин. Психолог, эбъясняющий эмоции, восприятия, мотивы или ютребности при помощи философских, биоло-ических или физических аргументов, в этот момент перестает быть психологом. Не так ли должен поступать социолог? Соци­альные факты должны объясняться при помощи других социальных фактов. Социальная мобиль­ность, статус, роль, социальная структура и т.п. являются социальными фактами. Социальную структуру можно объяснить только через стату-

сы и роли, но не через ссылку на психологичес­кие эмоции, философскую субстанцию или ге­нетику человека.

Э.Дюркгейм продемонстрировал эффектив­ность своего метода на примере самоубийства. Велик соблазн объяснять количество само­убийств различием полов, рас, религий, климата или отношением к браку. Почему уровень само­убийств ниже у католиков, а не у протестантов,

эмпирические, научные и социальные факты - student2.ru

у женатых, а не у холостых? Дюркгейм прибег­нул к понятию «социальная интеграция», описы­вающему степень причастности или включенно­сти индивида в деятельность группы. Католи­ческая община так же, как и семья, развивает чувство коллективизма, единения людей, а про­тестантизм культивирует в людях индивидуа­лизм. В одиночестве человек чаще думает о самоубийстве. Современные исследования под­твердили гипотезу об охранительной функции социальных связей, таких, как брак, родитель-ство, занятость, принадлежность к общине, организации.

наблюдения, констатировав, что всякий раз, когда урожайность высокая, высо­кой является и плотность населения. Но некоторые классы эмпирических явле­ний столь огромны, что социологу может не хватить целой жизни для их изуче­ния, например, мнение о войне женщин Земли. На Земле проживает более 3 млрд женщин. Ясно, что сплошным опросом такую совокупность не охватить. Как уже говорилось во 2-м томе, в таких ситуациях применяется выборочное обследова­ние, при котором опрашивают типичных представителей данного множества. Специальные математико-статистические процедуры помогут социологу отобрать именно типичных, а не исключительных представителей.

Но как отличить эмпирический факт от простого факта? Простой факт — это любая конкретная информация. Эмпирический факт представляет ту квинтэссен­цию, рациональное зерно, которое удалось выжать из этой информации и при­дать ему статус знания. Из окружающих нас событий делается выборка, которую осуществляет ученый при помощи своего инструмента. Итак, эмпирические фак­ты — это конкретные события, высвеченные при помощи научного инструмен­тария. Если событие не зафиксировано научным инструментом, вы не имеете права говорить о том, что это эмпирический факт. Социолог по специапьной методике наблюдает однотипные события и фиксирует: в 70% случаев эти собы­тия имеют такую-то форму или вид, а в 30% правило нарушается. Статистически повторяющаяся регулярность, зафиксированная инструментом, дает эмпиричес­кий факт. Таким образом, эмпирический факт — это не единичное событие, а целый класс однотипных событий, получивших одно наименование.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные — первичная информация, полученная в резуль­тате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспер­тов, результаты наблюдения в т.п. Данные можно также определить как со­вокупность значений переменных, приписанных единицам исследования — объектам (людям, вещам, учреждениям).

Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебни­ках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счита­ются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разу­меющимся, привычным, знакомым для каждого профессионального соци­олога. Эмпирические данные появляются только на определенном этапе — после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах), они содержатся в заполненных анкетах, протоколах наблюдения. опросных листах, бланках интервью. В узком смысле слова термин «данные» относится только к данным из регистрационных документов (анкет, блан­ков интервью, протоколов наблюдения и т.п.). В качестве данных выступа­ют как обработанные, так и не обработанные на компьютере результаты ис­следования. Обработкой социологической информации называют математи-ко-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработ-

ки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения при­знаков, классифицировать и т.д.; 3) анализировать и 4) интерпретировать14. В широком смысле термин «данные» применим к результатам не только эмпирического, но и теоретического исследования. Различие между ними заключается в следующем. Социолог-эмпирик пользуется собственными данными, т.е. результатами проведенного лично им опроса или наблюдения. Социолог-теоретик использует чужие данные, т.е. результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати. Собственные дан­ные получили название первичных данных, чужие — вторичных данных. Как правило, те и другие представляют собой уже обработанные при помощи математики результаты исследования, поэтому выражение «первичные дан­ные» в строгом смысле не употребляется по отношению к сырому материа­лу, например, к заполненным анкетам или бланкам наблюдения. Первичны­ми данными называется полученная в эмпирическом исследовании статис­тическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

эмпирические, научные и социальные факты - student2.ru

Рис. 21. Социолог-теоретик использует результаты чужих исследований

По отношению к данным можно ставить вопрос об их репрезентативно­сти. В таком случае социолог спрашивает самого себя либо его спрашивают другие о том, можно ли распространить сведения, полученные в его иссле­довании, на другие категории людей, учреждения, объекты? К примеру, опрашивая москвичей об их отношении к президенту, социолог обязан себя спросить, может ли он распространить полученные сведения на жителей всей страны, жителей крупных городов либо ограничиться столицей или его дан­ные относятся только к тем, кто был опрошен по телефону в Москве.

Методическое пособие социолога-практика (словарь-справочник)/ Под ред. Д.А. Шевченко,А.И. Крав­ченко. М., 1990. С. 86.

эмпирические, научные и социальные факты - student2.ru

АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ1

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей про­цедуры социологического исследования, ее результат, ради которого все собственно и проделывается. Этому этапу исследования посвящен ог­ромный пласт специальной литературы3. Может возникнуть вопрос — зачем же нужна еще одна работа, что в ней можно сказать нового, тако­го, что еще не было сказано другими авторами? Дело в том, что абсолют­ное большинство работ на эту тему, написанных на достаточно высоком теоретическом уровне, предназначены главным образом для специали­стов. И даже специальные учебники и учебные пособия адресовань, прежде всего студентам социологических специальностей. Между тем сегодня все чаще прикладные социологические исследования становятся инструментом профессиональной деятельности маркетологов, финансистов, политологов, журналистов и др. Поэтому мы и поставили пе­ред собой задачу максимально краткого изложения основных методов со­циологического анализа на достаточно элементарном уровне —для непро­фессиональных социологов и студентов несоциологических специальностей.

Наши рекомендации