Переменные, измерение, пропозиции
Респондент для социолога — не уникальная личность, а источник нужных сведений. Все, что он рассказывает о себе, рассыпается на отдельные переменные: пол, национальность, образование, отношение к театру. От респондента остается сочетание переменных, которые и формируют ту реальность, которую ученому предстоит интерпретировать.
Как мы выяснили, структура теоретического знания состоит из категорий, понятий и терминов. Однако известно, что при построении своего теоретического инструментария социолог оперирует и такими единицами, как переменные. По мнению Р. Дабина, теоретическая модель начинается именно с переменных, взаимосвязь которых образует предмет исследования9. Когда наука переводит слова в цифры, она прибегает к языку переменных.
Почти все понятия социологии нуждаются в переводе в систему переменных. Это означает, что социологические понятия и термины — прямо или опосредованно (через процедуру операционализации) — можно выразить на языке измерений, подобно тому как почти все понятия физики выражаются на языке чисел. Сразу оговоримся: категории практически не поддаются переводу на язык переменных. Это очень абстрактные понятия, которым практически невозможно приписать количественную размерность, предварительно их не конкретизировав, т.е. не переведя рангом ниже. Об этом недвусмысленно высказался один из основателей количественной методологии Г. Блейлок:
Trochim William M.K. An Introduction to Concept Mapping for Planning and Evaluation // http://
www.conceptsystems.com/papers/publications/eppl/eppl.htm
Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 7.
социологи-теоретики часто пользуются чрезмерно абстрактными понятиями, которые в корне отличаются от переменных, являющихся рабочим инструментом социологов-эмпириков. Стремясь преодолеть разрыв, Блейлок предложил называть переменные индикаторами абстрактных понятий10.
Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Например, доход или образование могут принимать множество значений, выраженных цифрами: доход в 100—500, 501—1000, 1001 — 1500 руб.; образование начальное (4 класса), неполное среднее (9 лет), полное среднее (11 лет), высшее (5 лет) или неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее незаконченное и высшее законченное и т.д. Пол имеет всего два значения — мужской и женский. Тем не менее это переменная. Возраст имеет целый ряд значений: 1 год, 20 лет, 75 лет и др. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную. Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0—5, 6—10, 11 — 15 лет и т.д. Их можно группировать иначе, все зависит от задач исследования: например, интервалы значений переменной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 до 60 лет.
Переменной величиной выступает также «принадлежность к социальному
классу», ибо классов в обществе может быть несколько. Такими же переменными являются собственность, статус, социальная напряженность и др. Среди наиболее часто применяемых социологических переменных — социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Переменная необязательно должна иметь количественное выражение. Пол — типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах. Количество значений многих переменных практически бесконечно. Переменная «национальность» включает сколь угодно много позиций — национальностей, «возраст» может фиксироваться самыми маленькими интервалами, «удовлетворенность» при желании идентифицируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен». Успешность карьеры можно измерить в шкале «очень успешная — успешная (средняя) — неуспешная — очень неуспешная»1'.
Как видим, некоторые понятия можно измерять, не применяя к ним процедуру операционализации, т.е. они сами по себе являются переменными. Некоторые важные понятия в науке немогут стать переменными. Например, «культура вообще» не является переменной. Но если мы говорим о культуре конкретной страны или общества, то данное понятие можно как-то измерить, а значит, сделать его переменной. Для этого нужно дать определение понятия.
10 Blalock H. Methodology in Social Research. N.Y., 1968. P. 3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М, 1995. С. 65.
Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразумевают словесную расшифровку или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные.
Под операциональным определением переменной (или понятия) подразумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной (или понятия) реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Первый тип определения переменной именуют также качественным, а второй — количественным, поскольку он предполагает процедуру измерения.
Другой пример: в качестве операционального определения понятия «политическая установка» может явиться указанием на инструмент — вопрос интервьюера: «Какая партия, по вашему мнению, выражает интересы народа?» Далее следуют сведения, что интервьюер выбирает одно или несколько наименований из предложенного ему набора карточек, что опрос проводится по месту жительства, что интервьюер — молодая женщина. Предполагается, что при иных условиях распределение ответов заметно изменится12.
Рис. 12. Спросите родителей: кем бы они хотели видеть своих детей через 10 лет
после окончания школы?
Операциональное определение должно включать три обязательных момента:
♦ описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкалаидр.);
♦ описание действий, которые должен предпринять ученый для применения данного инструмента (инструкция);
♦ описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту жительства, время проведения и др.).
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 55.
Первые два момента являются главными, третий — дополнительным, хотя и обязательным. Если операциональное определение понимается как серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной13, но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной.
Оба типа определения переменной — концептуальное и операциональное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследования можно ограничиться концептуальным определением, например, такого понятия, как «плотность проживания», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное определение с указанием числа людей на одну комнату или единиц площади. Таким образом, с концептуального определения эмпирическое исследование (в части создания ТМПИ) начинается, а операциональным оно завершается.
В культурной антропологии и социологии совмещают оба типа определения понятий, и оба типа измерения — качественное и количественное. Можно опросить 50- и 20-летних мужчин и женщин и узнать, что они считают для себя средним возрастом. В результате мы получим, скорее всего, качественные данные, т.е. концептуальное определение среднего возраста. Но если уточнить, во сколько лет наступает средний возраст, мы получим операциональное определение.
Врезка
Пример операционального определения
В книге X. Бернарда «Методы исследования в антропологии: количественный и качественный подходы» (1994) приведен пример операционального определения, позаимствованный автором из собственной практики изучения карьерных ожиданий на получение образования в племени чиканос.
«Идите в дом своих респондентов. На языке респондентов (может быть, это будет испанский или английский язык) спросите родителей о том, что они хотели бы, чтобы их дети, закончив среднюю школу, делали через 10 лет. Исследуйте каждый ответ как можно глубже и выясните, почему родители дают именно такой ответ. Обратите внимание, сообщают ли вам родители что они думают о том, что их дети будут делать или что они хотят, чтобы их дети делали. Если родители колеблются, скажите: "Предположим, что ничто не стояло бы на пути у Вашего [сына] [дочери], когда они будут исполнять задуманное, что Вам хотелось бы, чтобы они делали через 10 лет?" Запишите все, что родители говорят, и кодируйте ответы следующим образом: 1 = определенно выражают желание, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 2 = неопределенно выражают свое отношение к тому, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 3 = опре-
деленно выражают желание, чтобы их дети получили низко- или среднестатусную профессию. Используйте Nakao's occupation scale, чтобы решить вопрос, какой является выбранная родителями для своих детей профессия: высоко-, средне- или низкостатусной. Удостоверьтесь, что зафиксированное вами мнение родителей раскрывает причины выбора данной профессии.
Обратите внимание на то, как повлияли этнографические данные на ваш способ операцио-нализации понятий».
Адаптировано по источнику: Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.:Altamira Press, 1994. P. 30.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 56.
Измерение — это частный случай операционализации понятий (теоретических конструктов) в социологическом исследовании, когда термины, конкретизирующие это понятие, заменяются цифрами. Как бы мы ни операцио-нализировали переменную, ее обязательно надо измерить. Известны четыре основные шкалы: номинальная, ординальная, интервальная и ранжированная. Основное методологическое правило употребления этих шкал формулируется так: применяй наивысшую из тех шкал, которую можно применить в данном случае.
На вопрос одного из героев комедии Аристофана «Облака» о том, как высоко прыгает блоха (буквально это звучало так: «На сколько ног блошиных блохи прыгают?»), Сократ поймал блоху и погрузил ее лапки в растопленный воск. Так вот блоха получила башмачки, после чего философ снял их и измерил ими расстояние. Возможно, перед нами первое в истории человечества измерение того, что сегодня называют микромиром. Измерение, сделанное по всем правилам классической физики.
Однако самое удивительное в методологии научного измерения заключается в том, что одно и то же измерение можно провести множеством способов и все они могут оказаться правильными. Об этом интересно повествует польский логик Ян Лукасевич:
«Сколько же истин можно сказать о листе бумаги! Можно измерить его ширину и длину, определить его толщину и цвет, привести количество букв, находящихся на нем. Можно посчитать, сколько раз буква «в» появится на одной его стороне, и сколько раз — «г». Можно описать форму и размер каждой буквы и, взяв в руки лупу, отыскать различие между одним «в» и другим. Эти исследования можно было бы все более расширять и углублять и их результатами заполнить целые толстые тома. Точно также можно было поступить с каждой иной вещью»14.
X. Бернард полагает, что переменные {variables) измеряются своими индикаторами (indicators), а индикаторы определяются своими величинами (values). Некоторые переменные и их индикаторы легко наблюдать и измерять, в то время как другие являются более концептуальными. Это различие очень важно. Например, измерение переменной «тендер» (социальный пол) состоит в нашем решении, какой пол (какую величину) записать в паспорт. Однако здесь кроется источник ошибок: некоторые женщины одеваются, как мужчины, а некоторые мужчины, несмотря на свои первичные (физиологические) признаки, ведут себя или одеваются (вторичные, социально приобретаемые признаки), какженщины. Еще труднее решить вопрос о принадлежности к нему только по имени: имя Крис может быть как женским, так и мужским.
Некоторые понятия в социальных науках, считает X. Бернард, не имеют постоянного определения: власть, отчуждение, социальный класс, стремление к изменению. Часть из них не поддаются однозначному определению потому, что на самом деле являются многосоставными, или комплексными, переменными. Они определяются только концептуально, так как требуют разложения на совокупность более простых переменных, которые, в свою очередь, могут определяться операционально. Американский антрополог приводит в качестве примера понятие «аккультурация». Что означает вывод ученого «жители данной деревни в высокой степени аккультурированы»?
Лукасевич Я. О науке // http://ruthenia.rU/logos/number/1999_07/1999_7_10.htm#_ftnl
Может быть, это значит, что они — «билингвы», «трудятся в городе на крупном предприятии» или «ходят в школу». Более конкретные термины, входящие в состав комплексной переменной, могут быть выражены уже количественными величинами. Попробуйте это сделать сами.
X. Бернард уверен, что плохое измерение переменных, особенно если результаты исследования применяются на практике, приносит большой вред. Он приводит пример из своей деятельности консультанта:
«Я был однажды консультантом проекта, который призван был помочь старшеклассникам Chicano сформировать высокую мотивацию на карьеру. В исследовании сравнивались англо-американские старшекпасс-ники и старшеклассники Chicano. Тех и других спрашивали, кем бы они хотели стать по достижении 30-летнего возраста. На американском юго-западе белые, неиспаноговорящие американцы называются англо-аме-риканцами, или еще англами (Angles). Средний уровень карьерных ожиданий Chicanes был ниже, чем у англов. Опираясь на полученные данные, социальные ученые посоветовали местным властям укрепить карьерные стремления Chicano. (Снова мы сталкиваемся с образовательной моделью.)
Вопреки результатам выборочного опроса, этнографическое исследование показало, что родители Chicano обладали завышенными ожиданиями относительно карьеры своих детей, но их осуществление останавливали две вещи: (а) неимоверно дорогое обучение в колледже, и (Ь) деятельность школьных консультантов, которые систематически ориентировали молодых девушек Chicano стать домохозяйками, а юношей — заниматься торговлей или идти в армию.
Предполагаемая связь между зависимой переменной (уровень карьерных устремлений) и независимой переменной (уровень ожиданий родителей в отношении той карьеры, которую могут сделать их дети) была обратной. Но операциональная область определения переменной «карьерные устремления» устанавливалась некачественно. Спрашивая молодежь Chicano о том, кем они хотели бы быть в 30 лет, ученые использовали ответы в качестве операционального определения понятия «карьерные устремления», что было совершенно неправильно»13.
Понятия «конфликт» и «культура» не являются переменными, ибо им нельзя приписать множество значений, предварительно не переведя их в более конкретные понятия, которые уже можно количественно измерить. Такими переменными могут служить: тип конфликта, масштаб конфликта. В связи с этим американский антрополог X. Бернард дает такое определение переменной: «это нечто, что имеет более чем одно значение и значения могут выражаться словами или цифрами». К примеру, возраст выражается цифрой, а религия — названиями конфессий: буддист, методист и т.д.16
Переменные различаются тем, что одни из них можно измерить единственным способом (набором единиц измерения), а у других обнаруживается несколько способов. Так, «удовлетворенность» при желании идентифицируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен» и т.д. Успешность карьеры можно измерить по шкале «очень успешная — успешная (средняя) —
Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.:Altamira Press, 1994. P. 27-30. 16 Ibid. P. 20.
неуспешная — очень неуспешная». У многих переменных количество значений практически бесконечно17. Переменная «национальность» включает сколь угодно много позиций — национальностей (на нашей планете насчитывается от 3,5 до 5 тыс. национальностей), «возраст» может фиксироваться крупными (десятилетиями), средними (годами) и малыми (месяцами) интервалами. В результате методологи различают два типа переменных — одномерные и многомерные (multidimensional).
Все переменные суть понятия, но одни измеряются легче, а другие труднее. Измеряя в бытовых условиях, мы чаще всего полагаемся на жизненный опыт и интуицию. Однако ученый не ограничивается ими и пускает в ход дополнительные инструменты — правильно построенные вопросы и измерительные шкалы. Например, склонность к миграции мы можем измерить по ответам на вопрос: «Как часто Вы думали о том, чтобы уехать с этого места?» Другим источником данных служит наблюдение: верным признаком выступит наличие родственников, уже эмигрировавших из этой местности. Часто для измерения одной переменной ученым приходится использовать несколько методов.
Условно все переменные, используемые в социальных науках, можно подразделить нате, которые измеряются: 1) легко, 2) трудно и 3) практически не измеряются. Первые называются просто переменными, которым легко подобрать свойственные им индикаторы, а тем — количественные величины. Вторые и третьи называются концептуальными переменными. Иногда их разводят и трудно измеримые называют концептуальными переменными, а неизмеримые — категориями. В арсенале современной социологии насчитывается, судя по Sociological Abstracts, около 3700 концептуальных переменных. Одной из трудноизмеримых переменных считается «социоэкономический статус» (socioeconomic status — SES). Величина дохода ничего не покажет, поскольку есть очень богатые люди с низким статусом (мафиози) и наоборот (интеллигенты). И уровень образования не даст исчерпывающей картины, поскольку многие из крупных бизнесменов имеют низкое образование.
Первая задача, возникающая при построении социологического исследования, заключается в построении системы концептуальных переменных, которые впоследствии должны быть эмпирически проинтерпретированы, чтобы приобрести форму операциональных определений. Для этого к переменным пристраивают шкалы, с помощью которых они могут быть измерены. С этого момента концептуальные переменные, выраженные абстрактными понятиями, приобретают количественные характеристики и становятся измеримыми.
Способ измерения и их число по-разному влияют на судьбу переменных. В одном случае смена способа измерения никак не отражается на сущности переменной, а в другом она меняет ее природу. К примеру, расстояние можно измерять числом километров, сантиметров, миллиметров и т.д., от чего его пространственная сущность не страдает. То же произойдет с весом, порядком рождения, возрастом, брачным статусом. А вот политическую власть, стресс или благосостояние можно измерять по-разному, и каждый раз мы получим разные явления. Благосостояние можно выразить размером зарплаты, доходом на душу населения (до или после вычетов — разные явления),
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 65.
ценными акциями, маркой машины, престижностью района проживания, количеством загранпоездок, должностью и т.д.18
Наука не просто переводит явления в слова, а слова — в переменные, но ищет связи между последними, чтобы лучше объяснить и предсказать реальные события. Связь можно установить количественным способом — с помощью измерения, либо качественным — через логические процедуры (одна из них — пропозиция). Действительно, измерение — это определение отношения (связи) одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Простейший тип связи — соединение в одном пропозициональном суждении независимых и зависимых переменных. Методология действительно подразделяет переменные на два вида: независимые переменные — это те, на изменение которых никто и ничто другое не влияет; зависимые переменные— это те, на изменение которых влияют другие переменные. Возраст и пол — всегда только независимые переменные. Социальное, или классовое, происхождение играет роль независимой переменной, а склонность к преступной деятельности — зависимой (эмпирические исследования установили, что в низшем классе уровень преступности выше, нежели в среднем и высшем). Другой пример: низкое социальное происхождение влечет за собой низкий уровень образования и слабую приобщен -ность к культуре. Первая переменная — независимая, две вторых зависимые.
На практике ученым порой бывает непросто определить, какая из двух переменных является зависимой, а какая независимой. Между тем неправильный выбор влечет за собой серьезные ошибки при интерпретации собранных данных. Оскар Левис в 1961 г. провел многочисленные исследования обитателей трущоб в различных городах мира и выявил феномен, названный им «культурой бедности» (culture of poverty). Одной из ярких характеристик такой культуры является низкий уровень ориентации на будущее. Она проявлялась, в частности, в том, что бедняки делали каждодневные покупки предметов первой необходимости, например мыла, небольшими партиями в местных магазинах и никогда не прибегали к крупным покупкам впрок. Левис посчитал низкий уровень ориентации на будущее зависимой переменной, а бедность — независимой. Однако приобретение продуктов мелкими или крупными партиями может зависеть не от уровня материального благосостояния, а отчего-то еще, скажем, оттого, далеко или близко от магазина живет человек, имеет ли он машину или транспортное средство для того, чтобы доставить груз, какова численность его семьи и т.д.
В другом случае традиционная модель образования социальных изменений исходила из того, что мысль определяет действие. Согласно ей, образование выступает независимой, а поведение людей — зависимой переменной. Чтобы изменить поведение, надо вначале изменить образ мышления людей. Достаточно научить пользоваться средствами предохранения, как сократится число нежелательных детей и люди научатся контролировать уровень рождаемости19. И в этой модели также обнаружилось немало противоречий (попробуйте найти их сами).
Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 20-22. " Ibid. P. 22-24.
В строгом смысле социологическими переменными — независимыми и зависимыми — выступают только термины. Почему? Да потому, что понятия нам все равно приходится операционализировать до уровня терминов, приписывая им размерность (количественную меру) и, тем самым, придавая статус переменной.
Однако вопрос о том, является ли данное выражение термином или понятием, решается непросто. Возьмем переменную «возраст». Это понятие или термин? На первый взгляд, это термин, поскольку возраст имеет четкую шкалу измерения, или размерность: от рождения до 5 лет и от 5 до 10 лет и т.д. Можно брать меньший интервал и соответственно задавать иную мерность. Однако возраст не сводится лишь к психофизическому состоянию организма. Сегодня говорят о социальном, психологическом и даже о культурном возрасте. Можно услышать о ком-то, что по уровню интеллектуального развития этот 17-летний юноша находится на уровне 12-летнего подростка, а по уровню накопленных социальных навыков, умению отвечать за свои поступки и т.п. он стоит на уровне 10-летнего ребенка. В данном случае физический возраст не совпадает с психологическим и социальным. А есть еще юридический возраст. Правоведы выделяют два разных возраста — 14 и 18 лет. С правовой точки зрения, это разные юридические категории. В 18 лет индивид получает право голосовать, в 14 лет он получает паспорт и его могут привлекать к уголовной ответственности. А существует ли политический возраст? (Постарайтесь ответить на этот вопрос.)
Другой пример — «интенсивность (или частота) чтения». Можно ли ее рассматривать в качестве переменной? Чтение — это процесс. Интенсивность — его количественная характеристика. Интенсивностью обладают многие процессы, в том числе процесс чтения. Само чтение не выражается в количественных характеристиках, а вот интенсивность чтения таким свойством обладает. Как только мы подвергли уточнению и конкретизации более общее понятие «чтение», мы сразу вышли на его количественные характеристики, которые описываются через термин «интенсивность чтения».
Таким образом, нисхождение от понятий к терминам представляет собой процесс, который, в зависимости от целей анализа, именуется (а) конкретизацией, (б) операционализацией, (в) нахождением количественной мерности.
Другой пример — образование. Его можно измерять? Для того чтобы обнаружить количественные характеристики понятия «образование», мы должны его «сбросить» на уровень терминов. И тогда мы получим новое сингулярное теоретическое образование — «уровень образования». Уровень образования измеряется не в количестве или качестве дипломов, а в числе лет обучения. Индивид может проучиться 4 года и получить начальное образование, а может проучиться 15 лет и гордиться своим высшим образованием. Число лет обучения — международная единица измерения уровня образования. Качество же дипломов в разных странах разное. Оно различно в городе идеревне. Значит, здесь нет мерности, так как нет стандарта, единообразия. Количество лет обучения — размерность переменной «образование».
Допустим, что кто-то изучает английский, арабский и китайский языки. Это входит в понятие «образование»? Скорее всего, нет, как не входят в понятие «образование» умственные способности, интеллект, объем памяти. Они входят в другое понятие, скажем, «способности индивида». Под образованием социолог должен подразумевать процесс передачи знаний от старших к младшим, от учи-
теля к ученику, получивший институциональное закрепление в соответствующем своде законов, место в общественном разделении труда, а значит, специфические статусы и роли (статусы учителя, ученика, министра образования, завуча, работника департамента образования и т.д.), которые скреплены между собой определенным набором норм и правил. Вот что такое образование для социолога. Конечно, для педагога или правоведа образование будет чем-то иным. В социологическое понимание образования не должно входить то, что именно человек выбирает и какова степень сложности выбранного предмета.
Даже если социолог правильно выбрал уровень и способ измерения переменных, его еще поджидает множество ошибок. Самая известная называется эффектом Носнибора (Nosnibor effect). Первым его установил и описал Робинсон (1950). Корень ошибки — в неправильном выборе единиц анализа, в результате которого ученый делает обобщение об индивидах на основании собранных данных о группе. Предположим, пишет автор, вы проводите обследование ряда деревень в южной Индии. О каждой из них вы собрали такие данные, как число жителей, средний возраст мужчин и женщин, количество покупаемых товаров. Обходя деревни, вы регистрировали коли-
Рис. 13. Сбор данных для проведения социологического анализа и эффект Носнибора
чество холодильников, радиоприемников и керосиновых ламп, приходящихся в среднем на одну деревню. Однако вы не записывали, сколько их в каждом доме, так как единицей анализа в вашем исследовании выступала деревня. При обобщении результатов вы пришли к выводу о том, что деревни, где средний возраст жителей наименьший, приобретают предметов длительного пользования больше, чем в других деревнях. Вы пытаетесь как-то объяснить свой вывод, предполагая, что молодежь, видимо, больше стремится к благам современной цивилизации, чем пожилые. Но вывод ваш неправильный. В деревнях, расположенных недалеко от промышленных центров, молодежь меньше мигрирует в город, а родители, подрабатывая на городских
предприятиях, имеют более высокий доход. Естественно, что они помогают молодежи приобретать то, что ей хочется. Поскольку молодежь не мигрирует, средний возраст жителей такой деревни ниже, а жители — богаче. Хотя каждый человек стремится к материальным благам, только наличие работающих родителей позволяет молодежи накопить их. На основании этого следует заключить, что богатые деревни с низким средним возрастом жителей просто имеют больше обеспеченных пожилых жителей (родителей), нежели деревни с высоким средним возрастом жителей20.
В социологии наряду с переменными широко употребляются пропозиции — выводы, представляющие логически истинные дедукции21. В логике и методологии они называются пропозициональными функциями — выражениями с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональные функции и переменные — это язык эмпирического исследования.
Термин «пропозиция» восходит к лат. propositio, первоначально обозначавшему в логике суждение, а в лингвистике — предложение (ср. англ., франц. proposition), т.е. некоторую целостную единицу. Новое значение термин «пропозиция» начал приобретать в конце XIX — начале XX в. в работах по логическому анализу языка науки. Стимулом к формированию современной концепции пропозиции послужили идеи Г. Фреге, отделившего мысль от акта ее утверждения говорящим.
Между переменными и пропозициями много общего. Переменные могут иметь множество значений, как количественных, так и качественных. Иными словами, у них нет навсегда закрепленного за ними значения. Но и у пропозиций нет постоянных членов предложения-вывода. Благодаря своему непостоянству переменные и пропозиции становятся важным звеном построения языка измерения в социологии. Различия между ними заключаются в следующем. Во-первых, переменные — это те части или кирпичики, из которых строится пропозиция, во-вторых, если с переменных теоретическая модель начинается, то пропозициями ее построение заканчивается.
Пропозициональная функция может принимать самый разный вид: «6"есть Р», «P(x)z>K(x)>>, «P(x)z>K(y)» и т.д. Например, утверждение: «индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом» является пропозициональной функцией. Переменная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описывает огромное множество людей и никого конкретно. Вместо слова «индивиды» можно поставить любую социальную группу, а именно мужчин и женщин, стариков и молодых, водителей, поваров, менеджеров и т.д., а затем проверять на практике, в какой степени им соответствует свойство «быть в большей степени удовлетворенным трудом». Возможно, что некоторым категориям людей оно вовсе не присуще. Предположим, что вы вместо неопределенного слова «индивиды» поставили «менеджеров» и получили в итоге следующее утверждение: «менеджеры, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом».
Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 37-38. 21 Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8.
Многочисленные исследования подтверждают справедливость наших слов. В самом деле, менеджеры чаще удовлетворены работой, чем, например, неквалифицированные рабочие. Но в этом случае вы беретесь судить обо всех менеджерах и обо всех рабочих, независимо от отрасли, страны, региона, где они трудятся. Доказать подобное утверждение можно разве что в крупномасштабном (сравнительном) эмпирическом исследовании и лучше в нескольких и сопоставимых между собой, нежели в одном-единственном. Эмпирические исследования призваны находить в социальных процессах подобного рода закономерности. Им вполне подходит фундаментальная теория, оперирующая более абстрактными утверждениями: не менеджеры, а индивиды с высоким уровнем образования вообще. Ее содержание целиком строится на том, чтобы на доступном ей языке доказать правильность пропозициональной функции, прибегая к таким же абстрактным объектам.
Благодаря пропозициям две переменные могут вступить между собой в логическую связь, которая именуется дедуктивным выводом. Все переменные — вчерашние категории, понятия и термины —связаны между собой и только в таком виде способны образовать научную теорию. Характер связи передается термином зависимость. Подобное означает, что две или несколько переменных каким-то (а каким именно, предстоит узнать в исследовании) образом зависят друг от друга, например, уровень и масштабы воровства могут зависеть от классовой позиции таким образом, что чем ниже класс, тем выше уровень воровства или наоборот (если учесть, что богатые воруют по-крупному). Выражение «чем ниже, тем выше» как раз описывает характер зависимости, конкретные (вплоть до процентов и коэффициентов) параметры которой обнаруживаются только в эмпирическом исследовании.
При построении программы исследования социолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помощью теоретических рассуждений и логики .Логико-теоретическая система взаимосвязи переменных, образующих теоретическую модель предмета исследования, хотя и принципиально важна, не имеет количественной меры. Чтобы определить, насколько сильно связаны между собой две (или больше) переменных, скажем, невыплаты заработной платы и готовность к протестному поведению, надо провести эмпирическое исследование, опросить людей, собрать статистику, интерпретировать полученные данные и лишь после этого получить нужные цифры. Таким образом, связь между переменными устанавливается дважды — вначале логически (теоретически), а позже эмпирически.
Как устанавливается логическая связь переменных? Двумя способам и — при помощи теоретических гипотез и логического вывода. Обратимся к первому типу — теоретическим гипотезам. Когда ученый строит программу своего исследования, он еще не знает, существует ли взаимосвязь между воровством и классовой позицией. Он может только предположить, что, к примеру, бедные воруют чаще. Он постулирует: между двумя переменными существует определенная связь, а какая именно, покажет само исследование. Гипотетическое постулирование связи переменных очень распространено там, где социолог сталкивается с неизвестным, т.е. новым знанием, еще неизученными проблемами.
Второй тип —логический вывод — возможен только там, где все давно известно и не требует эмпирической проверки, т.е. самоочевидно. Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении. В социологии не нуждается в эмпирическом доказательстве зависимость коэффициента рож-
даемости от численности женщин в фертильном возрасте. Она уже была доказана сотни и тысячи раз.
Связь между двумя подобными переменными интерпретируется в логических категориях. Ее не надо переводить в термины гипотезы, поскольку о ней все давно известно. При разработке программы исследования такими зависимостями следует пользоваться как аксиомами, встраивать их в фундамент своего проекта, опираясь на который возводить уже новые этажи, прокладывая путь к неизвестному или малоизвестному. В итоге путь познания социолога выглядит как движение от известного к неизвестному, от давно доказанных аксиом и логических зависимостей к только еще