Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения
Когда мы строили теоретическую модель исследования инвестиционного поведения, то выделили в ней пять главных элементов: субъект, средства, мотивы, объект, результат. Но эти элементы чрезмерно абстрактны. Например, не было понятно, о каких именно субъектах, т.е. категориях населения, идет здесь речь. Необходимо было произвести конкретизацию элементов.
После приведения всех пяти элементов к одному уровню конкретности мы приступили к следующему шагу — операционализации. В инвестиционном поведении у нас участвовали бедные, средние и богатые слои населения. Но
что такое богатые? Каким должен быть семейный или индивидуальный доход, чтобы человека причислили к классу богатых — 2, 20 или 200 тыс. долл.1: В операционализации социолог устанавливает количественные контуры изучаемых явлений, выраженные в цифрах или наблюдаемых признаках. Мы говорим: высоким считается человек, имеющий рост свыше 180 см. Здесь заведены совершенно конкретные признаки. Их можно наблюдать и измерять. Как только социолог довел свои рассуждения именно до такого — самого низкогс уровня — конкретности, можно говорить, что он прошел этап операционализации. Слово «операционализация» подразумевает, что с тем или иным явлением или вещью вы способны совершать операции измерения: подошли к мужчине с метром, измерили рост и заключили, что это высокий человек, поскольку его рост составляет 193 см.
Рис. 9. Социологическая теория спускается до эмпирии при помощи двух процедур: конкретизации и операционализации. Выяснилось, что чем более конкретным является элемент теории,
тем их больше
На рис. 9 отмечены две особенности построения ТМПИ. Первая свидетельствует об обязательности прохождения двух этапов построения: конкретизации и операционализации. Вторая фиксирует количество полученных на каждом этапе элементов в составе теории. Наиболее абстрактных элементов в теории всегда меньше, чем конкретных понятий, и еще меньше, чем эмпирически фиксируемых признаков, описываемых терминами.
Действительно, в нашем случае абстрактных понятий всего пять (субъект, мотивы, средства, объект, результат). Конкретных понятий, на которые распадаются абстрактные категории, уже в несколько раз больше: например, субъект инвестиционного поведения включал бедные, средние и зажиточные слои. В свою очередь, каждое конкретное понятие включало по нескольк> эмпирических признаков: к богатым следовало относить людей с семейным доходом свыше 200 тыс. долл. в год, обладающих собственностью и имеющих иностранные счета.
Каждому эмпирическому признаку следует поставить в соответствие хотя бы по одному вопросу анкеты. Так, в ней должны быть вопросы о размерах дохода, о владении собственностью, об иностранном счете. Если какие-либс эмпирические признаки можно обнаружить не через анкетный опрос, а на
основе юридической документации или статистической информации, то его не надо переводить в термины анкетного вопроса. Он выводится самостоятельной строкой в статистическом документе.
Эмпирические признаки указывают на то, к каким методам сбора информации надо прибегнуть социологу. К примеру, как определить наличие денег: спросить респондента прямо, получить доступ к банковскому счету, опросить соседей или конкурентов? А как узнать о результатах инвестиционного поведения? Скажет ли пенсионер или инженер о том, что он положил деньги в банк, надеясь на «халявные» проценты, и прогорел? Видна и структура субъекта социального действия: как только вы установили, что в нее входят бедные, средние и богатые слои, вы определились с генеральной совокупностью, из которой выводите выборочную совокупность. Во всяком случае, вам стало ясно, кого именно опрашивать. Неизвестно только, где именно — на дому или в банке?
Обычно в структуру операционального определения включается описание трех его компонентов. Во-первых, речь идет об инструменте измерения. Приводятся точная формулировка вопроса либо комплекс вопросов (включая фильтры) с «закрытиями»; если вопрос открытый, указываются категории кодирования. Описываются техника наблюдения, контент-анализа, эксперимента'.
>езка
1ример операционализации, доведенной питерскими социологами* \ри изучении телевизионной аудитории
!можность просмотра телеканала — процент гдставителей генеральной совокупности*' ), домашние телевизоры которых удовлетво-ельно принимают вещание телеканала, ^аудитория — процент представителей ГС, превших телевизор в течение определенно-чнтервала времени (четверть часа, час, день Д.).
1итория телеканала — процент представите-i ГС, смотревших телеканал в течение опре-|енного интервала времени. 1Я аудитории канала в телеаудитории Санкт-ербурга — процентное соотношение аудито-
елевизионная аудитория Санкт-Петербурга // -анкт-Петербургский журнал социологических маркетинговых исследований «Телескоп»: на-людения за повседневной жизнью петербуржец, 1998, № 1; http://www.soc.pu.ru:8101/ ublications/telescope/1998/l/a7.html енеральная совокупность — население Петер-урга, включая пригороды, в возрасте 10 лет и гарше — 4 млн 284 тыс. человек.
рии телеканалов в общей телеаудитории, принятой за 100% в определенный временной интервал.
Доля времени просмотра каналов — доля среднесуточного времени, приходящаяся на просмотр канала в общем времени просмотра телеканалов, принятом за 100%. Операционализированные таким образом понятия использовались в исследовании, в котором данные были получены в результате ежедневных телефонных опросов 300 петербуржцев в возрасте 10 лет и старше по методике «Day-after-
Recall». В неделю опрашивается 2100 респондентов, 110 тыс. респондентов — в год. Выборка трехступенчатая, представительная, контролируемые показатели выборочной совокупности — пол и возраст.
1одробнее см.: Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для выс-шх учебных заведений. М., 1995.