Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения

Когда мы строили теоретическую модель исследования инвестиционно­го поведения, то выделили в ней пять главных элементов: субъект, средства, мотивы, объект, результат. Но эти элементы чрезмерно абстрактны. Напри­мер, не было понятно, о каких именно субъектах, т.е. категориях населения, идет здесь речь. Необходимо было произвести конкретизацию элементов.

После приведения всех пяти элементов к одному уровню конкретности мы приступили к следующему шагу — операционализации. В инвестиционном поведении у нас участвовали бедные, средние и богатые слои населения. Но

что такое богатые? Каким должен быть семейный или индивидуальный доход, чтобы человека причислили к классу богатых — 2, 20 или 200 тыс. долл.1: В операционализации социолог устанавливает количественные контуры изу­чаемых явлений, выраженные в цифрах или наблюдаемых признаках. Мы го­ворим: высоким считается человек, имеющий рост свыше 180 см. Здесь заве­дены совершенно конкретные признаки. Их можно наблюдать и измерять. Как только социолог довел свои рассуждения именно до такого — самого низкогс уровня — конкретности, можно говорить, что он прошел этап операционали­зации. Слово «операционализация» подразумевает, что с тем или иным явле­нием или вещью вы способны совершать операции измерения: подошли к мужчине с метром, измерили рост и заключили, что это высокий человек, поскольку его рост составляет 193 см.

Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения - student2.ru

Рис. 9. Социологическая теория спускается до эмпирии при помощи двух процедур: конкретизации и операционализации. Выяснилось, что чем более конкретным является элемент теории,

тем их больше

На рис. 9 отмечены две особенности построения ТМПИ. Первая свиде­тельствует об обязательности прохождения двух этапов построения: конк­ретизации и операционализации. Вторая фиксирует количество полученных на каждом этапе элементов в составе теории. Наиболее абстрактных элемен­тов в теории всегда меньше, чем конкретных понятий, и еще меньше, чем эмпирически фиксируемых признаков, описываемых терминами.

Действительно, в нашем случае абстрактных понятий всего пять (субъект, мотивы, средства, объект, результат). Конкретных понятий, на которые рас­падаются абстрактные категории, уже в несколько раз больше: например, субъект инвестиционного поведения включал бедные, средние и зажиточные слои. В свою очередь, каждое конкретное понятие включало по нескольк> эмпирических признаков: к богатым следовало относить людей с семейным доходом свыше 200 тыс. долл. в год, обладающих собственностью и имею­щих иностранные счета.

Каждому эмпирическому признаку следует поставить в соответствие хотя бы по одному вопросу анкеты. Так, в ней должны быть вопросы о размерах дохода, о владении собственностью, об иностранном счете. Если какие-либс эмпирические признаки можно обнаружить не через анкетный опрос, а на

основе юридической документации или статистической информации, то его не надо переводить в термины анкетного вопроса. Он выводится самостоя­тельной строкой в статистическом документе.

Эмпирические признаки указывают на то, к каким методам сбора инфор­мации надо прибегнуть социологу. К примеру, как определить наличие де­нег: спросить респондента прямо, получить доступ к банковскому счету, опросить соседей или конкурентов? А как узнать о результатах инвестици­онного поведения? Скажет ли пенсионер или инженер о том, что он поло­жил деньги в банк, надеясь на «халявные» проценты, и прогорел? Видна и структура субъекта социального действия: как только вы установили, что в нее входят бедные, средние и богатые слои, вы определились с генеральной совокупностью, из которой выводите выборочную совокупность. Во всяком случае, вам стало ясно, кого именно опрашивать. Неизвестно только, где именно — на дому или в банке?

Обычно в структуру операционального определения включается описание трех его компонентов. Во-первых, речь идет об инструменте измерения. Приводятся точная формулировка вопроса либо комплекс вопросов (вклю­чая фильтры) с «закрытиями»; если вопрос открытый, указываются катего­рии кодирования. Описываются техника наблюдения, контент-анализа, экс­перимента'.

>езка

1ример операционализации, доведенной питерскими социологами* \ри изучении телевизионной аудитории

!можность просмотра телеканала — процент гдставителей генеральной совокупности*' ), домашние телевизоры которых удовлетво-ельно принимают вещание телеканала, ^аудитория — процент представителей ГС, превших телевизор в течение определенно-чнтервала времени (четверть часа, час, день Д.).

1итория телеканала — процент представите-i ГС, смотревших телеканал в течение опре-|енного интервала времени. 1Я аудитории канала в телеаудитории Санкт-ербурга — процентное соотношение аудито-

елевизионная аудитория Санкт-Петербурга // -анкт-Петербургский журнал социологических маркетинговых исследований «Телескоп»: на-людения за повседневной жизнью петербурж­ец, 1998, № 1; http://www.soc.pu.ru:8101/ ublications/telescope/1998/l/a7.html енеральная совокупность — население Петер-урга, включая пригороды, в возрасте 10 лет и гарше — 4 млн 284 тыс. человек.

рии телеканалов в общей телеаудитории, при­нятой за 100% в определенный временной ин­тервал.

Доля времени просмотра каналов — доля сред­несуточного времени, приходящаяся на про­смотр канала в общем времени просмотра те­леканалов, принятом за 100%. Операционализированные таким образом поня­тия использовались в исследовании, в котором данные были получены в результате ежедневных телефонных опросов 300 петербуржцев в воз­расте 10 лет и старше по методике «Day-after-

Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения - student2.ru

Recall». В неделю опрашивается 2100 респон­дентов, 110 тыс. респондентов — в год. Выбор­ка трехступенчатая, представительная, контро­лируемые показатели выборочной совокупнос­ти — пол и возраст.

1одробнее см.: Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для выс-шх учебных заведений. М., 1995.

Наши рекомендации