Методы обработки и анализа данных
В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.
Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно считаются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумеющимся, привычным, знакомым для каждого профессионального социолога. Эм пирические данные появляются только на определенном этапе — после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).
С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анализировать; 4) интерпретировать.
Этап анализа данных — комплекс процедур, составляющих стадии преобразования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки дан-
ных, проверки надежности информации, формирования описательных данных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относительно самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании отличается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки гипотез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы данных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответственно, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь общее направление цикла анализа данных.
Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей процедуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соответствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линейных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, которые будут получены на ЭВМ.
Рис. 6. Анализ данных — наиболее важная часть социологического исследования
Анализ данных — основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.
Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, установить направления и формы их практического применения.
Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических требований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надежности информации и продедур достоверности результатов исследования; систематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет использования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и информационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованности информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное использование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.
Программа анализа данных является составной частью программы социологического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление способов практического применения результатов исследования.
Измерение — это приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и качественная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической системы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение измеряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.
Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала — основной инструмент социального измерения, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно разнородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа используются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления признака по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интервалы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).
Организационный план исследования
Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, тра-
диционной для любого плана работы, включающего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.
Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:
♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого исследования (время, помещение, условия, оргтехника);
♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;
♦ тиражирование методического инструментария;
♦ проведение пробного исследования;
♦ проведение основного исследования;
♦ обработка результатов исследования;
♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;
♦ обоснование теоретических выводов исследования;
♦ разработка практических рекомендаций;
♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;
♦ внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедрением;
♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.
Таким образом, в методическую часть программы социологического исследования входят три важных компонента, по отношению к которым другие элементы занимают второстепенное место:
♦ Методы выборки.
♦ Методы сбора данных.
♦ Методы анализа данных.
НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ
Программа исследования играет важную роль и при оформлении итоговы> документов исследования. По форме и назначению различают три основны? вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации i средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.
Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой а его структура повторяет в основных чертах программу исследования.
Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частноста маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методоло гический раздел. Его структура также приближается к структуре программь прикладного исследования. Тот и другой наряду с полной формой имеют егя< краткую. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состой' из 22—24 страниц. Краткий вариант прикладного отчета не превышает К страниц.
Структура, объем и содержание научного отчета ориентированы на своеп потребителя — профессиональных коллег в первом случае и менеджеров ком пании заказчика во втором. Коллег больше интересует описание методики ис
следования, используемых понятий, способ их операционализации, репрезентативность данных и иные атрибуты академического исследования. Ничего такого администрации компании не нужно. Главное для них — простой и ясный язык изложения, четкость и практическая эффективность рекомендаций.
Свой научный отчет академический ученый сдает руководству своего института (факультета) либо представителям научного фонда, от которого получен грант на исследование. Прикладник же отправляет свои документы непосредственно заказчику — администрации области или частной компании.
Материальное благополучие прикладника определяется тем, насколько удачным показался его отчет заказчику. Даже если исследование проведено недостаточно хорошо, некоторые его огрехи можно прикрыть прекрасно выполненным отчетом.
Судьба академического ученого прежде всего зависит от количества и качества научных публикаций. Ими определяются статус и социальный ранг специалиста, авторитет и уважение в профессиональном сообществе. На основе опубликованных данных решается основной вопрос — о научной новизне и приоритете.
Какой бы ни была судьба научного отчета, он является главным итоговым документом, включающим всю содержательную информацию, полученную в результате исследования.
Структурно заключительный отчет делится натри части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.
Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуальности его проведения.
Врезка
Г.А. Черчилль