Как вы понимаете эти выражения? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений?

· Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя

· Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях – подавляя и развивая ее.

· Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

· Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение стихии бессознательных инстинктов – разнузданность, невоспитанность, несдержанность.

8. Раскройте содержание термина «общество» как

· Определенную группу людей, объединяющихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

· Конкретный этап в историческом развитии страны;

· Обособление от природы

9. Вопросы и задания

1. Определите элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, аэрофлот, недра, леса, благосостояние, валовый национальный продукт.

2. Примените указанные признаки (страна, государство, общество) к следующими объединениям людей: предприятие, городской банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

3. Какие две большие группы являются самыми большими?

4. Можно ли примитивное племя размером с небольшую деревушку назвать малой группой? А обществом?

Тема 4. Культура как система ценностей и норм

Форма практического занятия: практический доклад или творческое задание в группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Социологические концепции культуры.

2. Содержание, структура духовной культуры.

3. Состояние современной культуры: проблемы и пути их решения.

Тема 4.1. Социология воспитания и образования

Основные вопросы:

1. Роль воспитания в социализации личности.

2. Социальные функции образования.

3. Школа и общество.

Работа со словарем: культура, материальная и духовная культура, культура этносов, национальная культура, классовость культуры, социальная коммуникация, интеллигенция, народная культура, элитарная культура, массовая культура, субкультура, конркультура, Восточная и Западная культура, идеология, образование, обучение, гуманизация образования, гуманитаризация образования, дифференцированное образование, система образования.

Темы докладов:

1) Культура как социальное явление.

2) Культура как регулятор общественных отношений.

3) Противоречия современной духовной культуры.

4) Возрастание роли науки как производительной силы общества.

5) Социальная сущность, природа религии.

6) Социальные функции искусства.

7) Гуманизация культуры.

8) Культура как исторически развивающееся явление.

9) Э.Б. Тайлор «Первобытная культура».

10) Европейская культура: этапы развития.

11) Феномен Западной цивилизации: доминанты исторического развития.

12) Многоликий Восток: культуры и цивилизации.

13) Особенности Восточных цивилизаций и культур.

14) Языческая культура древних славян.

15) Византия и Русь.

16) Православие и русская культура.

17) »Золотой век» русской культуры.

18) Наука и образование в России.

19) Россия: характерные особенности становления культуры.

20) Культура и цивилизация: глобальные проблемы современности.

21) Культурные коды. От письменной к «экранной» культуре.

22) Основные направления развития системы образования.

23) Социальная сущность образования.

24) Взаимосвязь воспитания с другими социальными процессами.

25) Научно-техническая революция и образование.

Задания для самостоятельной работы

1. Контрольные вопросы

1. В чем, с точки зрения социологии, смысл понятия «культура»?

2. Каковы функции культуры?

3. Что такое аккультурация?

4. В чем заключается смысл понятий «этноцентризм» и «культурный релятивизм»?

5. Что входит в понятие «культурная статика»?

6. Что входит в понятие «культурная динамика»?

7. Что такое культурные универсалии?

8. Какие элементы культуры относятся к базисным?

9. Какие факторы являются главными в динамике культуры?

10. Что такое «культурный лаг»?

11. В чем состоят различия между элитарной, массовой и народной культурой?

12.Что такое субкультура и контркультура?

2. Классифицируйте указанные элементы культуры:



  Материальная культура Духовная культура Культурный комплекс
1. Фабрика      
2. Глобус      
3. Диспут      
4. Медаль      
5. Школа      
6. Карнавал      
7. Книга      
8. Кукла      
9. Часы      
10. Гостеприимство      
11. Дом      
12. Университет      
13.Церковь      
14. Автомобиль      
15. Банк      

3. Вопросы для размышления:

1. Приведите примеры проявления этноцентризма в поведении отдельных людей, в средствах массовой информации, в рекламе.

2. Покажите на конкретных примерах, как проявляются культурные универсалии.

3. Какие произведения искусства Вы можете привести в качестве примеров элитарной, массовой и народной культуры?

4. Приведите примеры социальных групп, демонстрирующих контркультурные установки.

Тема 5. Личность как социальная система

Форма практического занятия: проблемная дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы цивилизованного человека. Личность и научно-техническая революция.

2. Социализация личности. Проблемы самореализации и самоактуализации личности.

3. Социальный статус личности и его формирование.

Работа со словарем: человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, адаптация, интериоризация, агенты социализации, ресоциализация, девиация, стигматизация, социальный контроль, авторитаризм, конформизм, толерантность, демократизм, самореализация, самоактуализация, экстериоризация, аномия, социальная структура личности, социальная активность, социальные типы, самосовершенствование, индивидуализм, эгоцентризм.

Темы докладов:

1) Пути и средства гармонизации интересов личности и общества.

2) Социальная структура личности.

3) Проблема устойчивости личности.

4) Причины девиации в современной России.

5) »Пансексуалистская» концепция человека З. Фрейда.

6) Материальная и духовная деятельность человека.

7) Проблема становления личности. Общение и обособление.

8) Свобода и ответственность личности.

9) Теория «Зеркального Я» Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида.

10) Ж. Пиаже о когнитивном развитии личности.

11) В.А. Сухомлинский о значении коллектива в становлении личности.

12) Гуманистическая теория личности К. Роджерса.

13) Концепция личности А.Н. Леонтьева.

14) Концепция развития личности Э. Эриксона.

15) Понимание личностного развития по Э. Фромму.

16) Социокультурная концепция личности П.А. Сорокина.

17) Теория аномии Э. Дюркгейма.

18) Теория аномии Р.К. Мертона.

19) Л. Колберг о стадиях нравственного развития личности.

20) Проблемы социализации личности в современной России.

21) Проблема самореализации личности в современном мире.

22)Детство - фундамент социального становления личности.

Задания для самостоятельной работы

1) Как вы считаете, каждый ли человек является личность? Может ли человек не сформироваться как личность? При каких условиях это возможно?

2) Ниже приведены суждения. Определите, какие из них правильные, а какие – нет:

- Социализация есть способ изменения и развития культуры;

- Социализация – это совокупность традиций, обычаев, норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра;

- Главная функция религии – социализация членов общества;

- Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает;

- Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники – агентами вторичной.

3) Сравните, как протекает процесс социализации у мальчиков и девочек. Есть ли отличия? С помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы мужского и женского поведения? Каковы будут социальные последствия?

4) Взрослые и дети отличаются друг от друга множеством признаков: соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов; объемом приобретенных знаний; умением принимать необходимые решения в сложных ситуациях; умственными способностями; отношением к опасности. Добавьте еще 3 – 4 положения.

5) Используя ролевые характеристики Т. Парсонса, сравните между собой следующие роли:

- лектор и аудитория

- начальник и подчиненный

- отец и сын

- профессор и сосед

6) Опишите, какие статусы вы занимаете на настоящее время, какие роли играете. Выберите главные из них.

7) Приведите примеры рационализации, разделения и регулирования ролей.

Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация

Форма практического занятия: доклад в формате презентации или работа в малых группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема социального неравенства.

2. Социальная стратификация.

3. Социальная мобильность.

4. Половозрастное неравенство.

5. Этническое неравенство.

Наши рекомендации