Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения

ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА

ЗАЧЕМ СОЦИОЛОГУ ШКАЛЫ? КОДИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ

Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от ана­лиза? Понятие шкалы. Номинальная, порядковая, «метрическая» шкалы. Измерение как кодирование. Псевдометричность. Факти­ческий и физический тип шкалы. Проблема социологического «нуля».

Вы регулярно в обыденной жизни сталкиваетесь с суждениями,
которые начинаются такими слова, как:

«Опрос общественного мнения показал, что ...»,

«Социологи утверждают, что ...»,

«Статистические данные показывают, что ...»,

«Социологический анализ подтверждает, что ...».

За этими суждениями кроется огромная работа социолога по анализу различных типов информации. Составной частью этого анализа является процедура измерения. С термином «измерение» мы уже сталкивались в различных контекстах. Например, при рас­смотрении 1-го типа информации речь шла об измерении соци­альных показателей, как процедуры формирования обобщенных, производных показателей называемых индексами. Во 2-м типе воз­никала необходимость в измерении эмпирических индикаторов. В третьем и четвертом типах измерение выступало как проблема в самых разных контекстах. В пятом из выделенных нами типов эм­пирических данных, логику анализа текстовой информации тоже можно, в определенной степени, обозначить как измерение в ши­роком смысле толкования этого термина. Процесс измерения для социолога начинается с построения модели изучения свойства со­циального объекта, т. е. с сугубо качественной модели.

Модель изучения свойства объекта, модель измерения свойства, модель анализа свойства тесно взаимосвязаны в рамках социологи­ческого исследования. Иногда эти понятия взаимозаменяемы. По­рой очень узкая трактовка отдельных составных этой триады приводит к нежелательным последствиям в эмпирической социоло­гии. Например, анализ интерпретируется только как применение математических методов, а измерение только как математическая теория измерения.

По этой причине мы и не будем здесь говорить о теории изме­рения, о систематизации методов измерения, считая, что вы пока не готовы к восприятию такого материала. Если же вас уже сегодня интересует история и теория становления проблематики измере­ния, можно обратиться к литературе [5,6, 24, 25]. Процедуру изме­рения можно обозначить и как диагностическую процедуру. Грубо говоря, поставить диагноз респонденту, группе респондентов и лю­бому (любым) другому эмпирическому объекту. Процедуру измере­ния можно обозначить и как процедуру шкалирования, т. е. созда­ние шкалы для измерения чего-либо или кого-либо.

Наша же цель состоит в рассмотрении различных исследова­тельских ситуаций и тех приемов измерения, которые при этом воз­никают. Вначале речь пойдет о самых простых ситуациях; а затем более сложных. Понятие «простота» относится лишь к технической стороне процедуры измерения. Мы намеренно пользуемся терми­ном «прием», а не употребляем термин «метод» измерения. Тем са­мым мы хотим подчеркнуть, что рассматриваем лишь верхнюю часть айсберга. Не рассматриваем ни становление проблемы измерения, ни обоснование различных подходов. У нас исключительно прагма­тический и достаточно поверхностный подход к измерению. Пыта­емся ответить на вопрос «Чем и как можно воспользоваться в той или иной ситуации?».

В силу того, что один из основных источников информации в социологии индивид, остановимся на проблемах измерения имен­но в этом случае. В рамках работы с информацией типов 2, 3 и 4 социолог оперирует достаточно простого вида эмпирическими ин­дикаторами. В качестве примера рассмотрим шесть эмпирических индикаторов, или шесть вопросов следующего вида:

Ваш пол?

— мужской А 1 0

— женский Б 2 1

2. На каком факультете вы учитесь?

— социологическом 1 А

— физическом 2 Б

— химическом 3 В

— математическом 4 Г

……………………………………….

……………………………………….

— историческом 13 Н

— юридическом 16 О

Насколько вы удовлетворены учебой ?

— полностью удовлетворен 1 5 19 2

— скорее удовлетворен, чем нет 2 4 18 5

— и да, и нет 3 3 11 4

— скорее неудовлетворен,

чем удовлетворен 2 2 7 3

— совершенно неудовлетворен 5 1 5 1

ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА

ЗАЧЕМ СОЦИОЛОГУ ШКАЛЫ? КОДИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ

Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от ана­лиза? Понятие шкалы. Номинальная, порядковая, «метрическая» шкалы. Измерение как кодирование. Псевдометричность. Факти­ческий и физический тип шкалы. Проблема социологического «нуля».

Вы регулярно в обыденной жизни сталкиваетесь с суждениями,
которые начинаются такими слова, как:

«Опрос общественного мнения показал, что ...»,

«Социологи утверждают, что ...»,

«Статистические данные показывают, что ...»,

«Социологический анализ подтверждает, что ...».

За этими суждениями кроется огромная работа социолога по анализу различных типов информации. Составной частью этого анализа является процедура измерения. С термином «измерение» мы уже сталкивались в различных контекстах. Например, при рас­смотрении 1-го типа информации речь шла об измерении соци­альных показателей, как процедуры формирования обобщенных, производных показателей называемых индексами. Во 2-м типе воз­никала необходимость в измерении эмпирических индикаторов. В третьем и четвертом типах измерение выступало как проблема в самых разных контекстах. В пятом из выделенных нами типов эм­пирических данных, логику анализа текстовой информации тоже можно, в определенной степени, обозначить как измерение в ши­роком смысле толкования этого термина. Процесс измерения для социолога начинается с построения модели изучения свойства со­циального объекта, т. е. с сугубо качественной модели.

Модель изучения свойства объекта, модель измерения свойства, модель анализа свойства тесно взаимосвязаны в рамках социологи­ческого исследования. Иногда эти понятия взаимозаменяемы. По­рой очень узкая трактовка отдельных составных этой триады приводит к нежелательным последствиям в эмпирической социоло­гии. Например, анализ интерпретируется только как применение математических методов, а измерение только как математическая теория измерения.

По этой причине мы и не будем здесь говорить о теории изме­рения, о систематизации методов измерения, считая, что вы пока не готовы к восприятию такого материала. Если же вас уже сегодня интересует история и теория становления проблематики измере­ния, можно обратиться к литературе [5,6, 24, 25]. Процедуру изме­рения можно обозначить и как диагностическую процедуру. Грубо говоря, поставить диагноз респонденту, группе респондентов и лю­бому (любым) другому эмпирическому объекту. Процедуру измере­ния можно обозначить и как процедуру шкалирования, т. е. созда­ние шкалы для измерения чего-либо или кого-либо.

Наша же цель состоит в рассмотрении различных исследова­тельских ситуаций и тех приемов измерения, которые при этом воз­никают. Вначале речь пойдет о самых простых ситуациях; а затем более сложных. Понятие «простота» относится лишь к технической стороне процедуры измерения. Мы намеренно пользуемся терми­ном «прием», а не употребляем термин «метод» измерения. Тем са­мым мы хотим подчеркнуть, что рассматриваем лишь верхнюю часть айсберга. Не рассматриваем ни становление проблемы измерения, ни обоснование различных подходов. У нас исключительно прагма­тический и достаточно поверхностный подход к измерению. Пыта­емся ответить на вопрос «Чем и как можно воспользоваться в той или иной ситуации?».

В силу того, что один из основных источников информации в социологии индивид, остановимся на проблемах измерения имен­но в этом случае. В рамках работы с информацией типов 2, 3 и 4 социолог оперирует достаточно простого вида эмпирическими ин­дикаторами. В качестве примера рассмотрим шесть эмпирических индикаторов, или шесть вопросов следующего вида:

Ваш пол?

— мужской А 1 0

— женский Б 2 1

2. На каком факультете вы учитесь?

— социологическом 1 А

— физическом 2 Б

— химическом 3 В

— математическом 4 Г

……………………………………….

……………………………………….

— историческом 13 Н

— юридическом 16 О

Наши рекомендации