Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА
ЗАЧЕМ СОЦИОЛОГУ ШКАЛЫ? КОДИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ
Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Понятие шкалы. Номинальная, порядковая, «метрическая» шкалы. Измерение как кодирование. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема социологического «нуля».
Вы регулярно в обыденной жизни сталкиваетесь с суждениями,
которые начинаются такими слова, как:
«Опрос общественного мнения показал, что ...»,
«Социологи утверждают, что ...»,
«Статистические данные показывают, что ...»,
«Социологический анализ подтверждает, что ...».
За этими суждениями кроется огромная работа социолога по анализу различных типов информации. Составной частью этого анализа является процедура измерения. С термином «измерение» мы уже сталкивались в различных контекстах. Например, при рассмотрении 1-го типа информации речь шла об измерении социальных показателей, как процедуры формирования обобщенных, производных показателей называемых индексами. Во 2-м типе возникала необходимость в измерении эмпирических индикаторов. В третьем и четвертом типах измерение выступало как проблема в самых разных контекстах. В пятом из выделенных нами типов эмпирических данных, логику анализа текстовой информации тоже можно, в определенной степени, обозначить как измерение в широком смысле толкования этого термина. Процесс измерения для социолога начинается с построения модели изучения свойства социального объекта, т. е. с сугубо качественной модели.
Модель изучения свойства объекта, модель измерения свойства, модель анализа свойства тесно взаимосвязаны в рамках социологического исследования. Иногда эти понятия взаимозаменяемы. Порой очень узкая трактовка отдельных составных этой триады приводит к нежелательным последствиям в эмпирической социологии. Например, анализ интерпретируется только как применение математических методов, а измерение только как математическая теория измерения.
По этой причине мы и не будем здесь говорить о теории измерения, о систематизации методов измерения, считая, что вы пока не готовы к восприятию такого материала. Если же вас уже сегодня интересует история и теория становления проблематики измерения, можно обратиться к литературе [5,6, 24, 25]. Процедуру измерения можно обозначить и как диагностическую процедуру. Грубо говоря, поставить диагноз респонденту, группе респондентов и любому (любым) другому эмпирическому объекту. Процедуру измерения можно обозначить и как процедуру шкалирования, т. е. создание шкалы для измерения чего-либо или кого-либо.
Наша же цель состоит в рассмотрении различных исследовательских ситуаций и тех приемов измерения, которые при этом возникают. Вначале речь пойдет о самых простых ситуациях; а затем более сложных. Понятие «простота» относится лишь к технической стороне процедуры измерения. Мы намеренно пользуемся термином «прием», а не употребляем термин «метод» измерения. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что рассматриваем лишь верхнюю часть айсберга. Не рассматриваем ни становление проблемы измерения, ни обоснование различных подходов. У нас исключительно прагматический и достаточно поверхностный подход к измерению. Пытаемся ответить на вопрос «Чем и как можно воспользоваться в той или иной ситуации?».
В силу того, что один из основных источников информации в социологии индивид, остановимся на проблемах измерения именно в этом случае. В рамках работы с информацией типов 2, 3 и 4 социолог оперирует достаточно простого вида эмпирическими индикаторами. В качестве примера рассмотрим шесть эмпирических индикаторов, или шесть вопросов следующего вида:
Ваш пол?
— мужской А 1 0
— женский Б 2 1
2. На каком факультете вы учитесь?
— социологическом 1 А
— физическом 2 Б
— химическом 3 В
— математическом 4 Г
……………………………………….
……………………………………….
— историческом 13 Н
— юридическом 16 О
Насколько вы удовлетворены учебой ?
— полностью удовлетворен 1 5 19 2
— скорее удовлетворен, чем нет 2 4 18 5
— и да, и нет 3 3 11 4
— скорее неудовлетворен,
чем удовлетворен 2 2 7 3
— совершенно неудовлетворен 5 1 5 1
ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА
ЗАЧЕМ СОЦИОЛОГУ ШКАЛЫ? КОДИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ
Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Понятие шкалы. Номинальная, порядковая, «метрическая» шкалы. Измерение как кодирование. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема социологического «нуля».
Вы регулярно в обыденной жизни сталкиваетесь с суждениями,
которые начинаются такими слова, как:
«Опрос общественного мнения показал, что ...»,
«Социологи утверждают, что ...»,
«Статистические данные показывают, что ...»,
«Социологический анализ подтверждает, что ...».
За этими суждениями кроется огромная работа социолога по анализу различных типов информации. Составной частью этого анализа является процедура измерения. С термином «измерение» мы уже сталкивались в различных контекстах. Например, при рассмотрении 1-го типа информации речь шла об измерении социальных показателей, как процедуры формирования обобщенных, производных показателей называемых индексами. Во 2-м типе возникала необходимость в измерении эмпирических индикаторов. В третьем и четвертом типах измерение выступало как проблема в самых разных контекстах. В пятом из выделенных нами типов эмпирических данных, логику анализа текстовой информации тоже можно, в определенной степени, обозначить как измерение в широком смысле толкования этого термина. Процесс измерения для социолога начинается с построения модели изучения свойства социального объекта, т. е. с сугубо качественной модели.
Модель изучения свойства объекта, модель измерения свойства, модель анализа свойства тесно взаимосвязаны в рамках социологического исследования. Иногда эти понятия взаимозаменяемы. Порой очень узкая трактовка отдельных составных этой триады приводит к нежелательным последствиям в эмпирической социологии. Например, анализ интерпретируется только как применение математических методов, а измерение только как математическая теория измерения.
По этой причине мы и не будем здесь говорить о теории измерения, о систематизации методов измерения, считая, что вы пока не готовы к восприятию такого материала. Если же вас уже сегодня интересует история и теория становления проблематики измерения, можно обратиться к литературе [5,6, 24, 25]. Процедуру измерения можно обозначить и как диагностическую процедуру. Грубо говоря, поставить диагноз респонденту, группе респондентов и любому (любым) другому эмпирическому объекту. Процедуру измерения можно обозначить и как процедуру шкалирования, т. е. создание шкалы для измерения чего-либо или кого-либо.
Наша же цель состоит в рассмотрении различных исследовательских ситуаций и тех приемов измерения, которые при этом возникают. Вначале речь пойдет о самых простых ситуациях; а затем более сложных. Понятие «простота» относится лишь к технической стороне процедуры измерения. Мы намеренно пользуемся термином «прием», а не употребляем термин «метод» измерения. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что рассматриваем лишь верхнюю часть айсберга. Не рассматриваем ни становление проблемы измерения, ни обоснование различных подходов. У нас исключительно прагматический и достаточно поверхностный подход к измерению. Пытаемся ответить на вопрос «Чем и как можно воспользоваться в той или иной ситуации?».
В силу того, что один из основных источников информации в социологии индивид, остановимся на проблемах измерения именно в этом случае. В рамках работы с информацией типов 2, 3 и 4 социолог оперирует достаточно простого вида эмпирическими индикаторами. В качестве примера рассмотрим шесть эмпирических индикаторов, или шесть вопросов следующего вида:
Ваш пол?
— мужской А 1 0
— женский Б 2 1
2. На каком факультете вы учитесь?
— социологическом 1 А
— физическом 2 Б
— химическом 3 В
— математическом 4 Г
……………………………………….
……………………………………….
— историческом 13 Н
— юридическом 16 О