Советское общество как особый тип цивилизации
Вконце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты попытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной стратификации во взаимосвязи формационного, цивилизационного и институционального подходов в контексте исторического опыта России. Эта новая социально-экономическая и политическая система сложилась к началу 1930-х гг. и сохранилась без существенных изменений до 1990-х гг. [Ионин, Шкаратан, 1989; Шкаратан, 1990; Радаев, Шкаратан, 1991; Radaev, Shkaratan, 1992; Shkaratan, 1992]. Она не являлась ни капиталистической, ни социалистической, а по присущим ей специфическим и устойчиво воспроизводящимся чертам ее можно именовать этакратической...
Первооснову этакратического общества составляют следующие характеристики:
• обособление собственности как функции власти, доминирование отношений «власть-собственность»;
• преобладание государственной собственности,., исчезновение практически всякой (кроме теневой) экономической деятельности, не подвластной государственному регламентированию;
• государственная собственность на рабочую силу..;
• государственно-монополистический способ производства;
• реализация государством собственности через переуступку ее ведомствам, точнее, бюрократическому аппарату..;
• корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений..;
• подчинение хозяйственных ведомств и их руководителей общеноменклатурным (= общеэтакратическим) интересам через партию как разработчика стратегии социально-экономического развития и координатора-контролера действий ведомств-монополистов в общегосударственном и региональном масштабах;
• доминирование централизованного распределения;
• целевая функция экономической деятельности в этакратической социетальной системе — воспроизведение и усиление власти правящего слоя..;
• наличие теневой экономики как необходимого элемента этакратической системы;
• зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
• милитаризация экономики;
• сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти;
• система социальных гарантий для низших слоев населения, обеспечивающая стабильность социума;
• социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
• отсутствие гражданского общества, правового государства и, соответственно, наличие системы подданства, партократии;
• имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее «по крови», а не по культуре или самосознанию).
Из концепции этакратического характера обществ советского типа вытекает признание доминирования в них властно-собственнических отношений. Это означает, что отношения по поводу собственности выражаются не в оппозиции «собственник — несобственник», а в континууме, отражающем меру присвоения собственности в зависимости от места во властной иерархии... Поэтому в советском
обществе отсутствовали классовые отношения, а доминировали слоевые отношения по поводу места в системе «власть — собственность».
Правящие слои образовали этакратию, распоряжавшуюся государственной собственностью. Этакратия не являлась совокупностью замкнутых слоев. И попасть в нее в принципе могли представители буквально всех социальных групп. Непременные условия — политическая лояльность и личная преданность руководству. В Советском Союзе этакратия имела четкое организационно-иерархическое построение в виде номенклатурной системы...
Исторические предпосылки этакратизма в России...
Существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном итоге основывается на различиях двух доминирующих типов макроцивилизаций, которые условно можно именовать «азиатской» и «европейской». Первый тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. Центральной его характеристикой, точно так же как и советского этакратизма, были отношения «власть-собственность»... Основа восточной структуры — полное поглощение личности коллективом. Типичная восточная община определяет макроструктуру государства.
Второй тип макроцивилизации идет от античного полиса; это цепочка обществ, которые характеризуются частной собственностью, балансом отношений «гражданское общество — государственные институты», развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма...
В мировой истории и пространственно, и во времени преобладал первый тип цивилизации, доминировали социумы, основанные на отношениях «власти-собственности». Именно в тех странах, где исторически доминировала неевропейская линия развития, в середине XX в. ненасильственно установился этакратизм...
Если попытаться предельно коротко изложить результаты анализа, проведенного многими исследователями, то получим следующее. Специфичность отечественной истории, организации экономической и социальной жизни, национальной культуры и менталитета сформировалась под решающим влиянием таких факторов, как: рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально
слабые связи между территориальными общностями; исключительная значимость борьбы за выживание в условиях сурового северного климата; наконец, и это самое важное, — многовековой процесс собирания земель, то есть экстенсивный рост на протяжении примерно шестисот лет. Постоянная территориальная экспансия требовала государственности в форме самовластия и милитаризации страны, а как следствие — огромного напряжения народных сил...