Социальная общность – совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и какими-либо общими признаками.
Главными образующими социальные общности признаками выступают: осознание людьми своей принадлежности к ней, схожие условия жизнедеятельности, наличие определенных пространственно-временных полей бытия, общность интересов. Такое довольно простое определение социальной общности обусловлено тем, что можно выделить две их разновидности, имеющие определенные отличия.
В социологии различают:
- Номинальные общности – выделяемые на основе чисто внешних признаков (возраст, образование, профессия и т.п.), когда обладающие ими люди не объединены устойчивыми социальными связями, а лишь фиксируются как некая статистическая совокупность;
- Реальные общности – достаточно устойчивые совокупности людей, характеризующиеся исторически сложившимися связями и отношениями (этнические, территориальные, религиозные, групповые и др.).
Реальная общность в наибольшей мере обладает признаками социальной системы. В них складываются общие интересы, формируются специфические социальные нормы, регулирующие поведение людей.
Реальные общности можно классифицировать по двум основаниям:
1) по величине, масштабу: большие и малые.
2) по содержанию: групповые (классы, социальные слои, социальные группы) и массовые (квазигруппы).
Изучением «Общности» в свое время занимался Фердинанд Тённис (1855-1936), ставший в 1921 г. Президентом немецкого социологического общества, и остававшийся он в этой должности вплоть до 1993 г., когда это общество было разогнано нацистами. В своей знаменитой работе «Общность и общество», принесшей ему мировую известность, он осуществляет анализ этих понятий.
Понятие «общность» (gemeinschaft) он рассматривает в тесной связи территории с общностью «крови» и «духа», животной и ментальной жизни. Т.е. по сути это (в современной трактовке) «община» - как форма социальной организации, возникшей на основе кровнородственных или соседских отношений и характеризующаяся коллективным владением средствами производства, самоуправлением.
Отношения в общности коренятся в эмоциях, привязанностях, душевной склонности. Для нее характерен органический тип связей. И принцип построения таков: социальное целое предшествует его частям.
«Общности» Ф. Тённис противопоставляет другое понятие – «общество» (gescllschaft), которое уже имеет осознанную природу и основывается на рациональном обмене, на формальных, механических связях. И здесь социальное целое складывается из совокупности частей.
Эту идею в дальнейшем развивал Э. Дюркгейм, воплотив ее в своих моделях обществ с органической и механической солидарностью. Схожую позицию разделял и П. Сорокин, который в своей работе "Система социологии" (1921) писал: "Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов". На точку зрения П. Сорокина отчасти могла повлиять российская специфика социальной общности, связанная с сельской общиной как ее основным типом.
Общность (gemeinschaft) | Общество (gescllschaft) | |
Отношения | коренятся в эмоциях, душевной привязанности и включают в себя: - родовые отношения; - отношения семейной жизни и соседства; - дружеские отношения | основаны на рациональном обмене между чуждыми людьми, формальными лицами – на основе полезности друг другу. |
Типы связей | Органические | Механические |
Принцип построения | Социальное целое предшествует частям | Социальное целое складывается из совокупности частей |
Социальные общности характеризуются такими понятиями как массовое сознание и массовое действие, которые являются объектом изучения многих наук: философии, социальной психологии, культурологии, политологии, в т.ч. и социологии.
Массовое сознание – это тип общественного сознания, связанный с жизнедеятельностью социальных общностей, в котором отражаются различные стороны общественной жизни, представляющие интерес для этих общностей. Массовое сознание отражает социальную реальность на обыденном уровне, на уровне здравого смысла, хотя и не исключает возможности использования элементов научного знания.
Вначале в отечественной социологии массовое сознание рассматривалось в соотнесении с «массовой культурой», для которой характерен упадок духовного развития общества, затем происходило его отождествление с понятием общественного или классового сознания, и только потом оно было соотнесено с сознанием социальных общностей, с их жизнедеятельностью.
Массовое сознание может находить свое отражение в массовых действиях, направленных на реализацию или достижение общей цели, решения конкретной задачи. Самая массовая и организованная форма социальных действий большой совокупности людей определяется как социальные движения, которые могут быть следующих видов: 1) реформаторские – выступающие за постепенное изменение в обществе; 2) революционные – стремящиеся к коренному изменению общества, его структуры, системы ценностей; 3) регрессивные – провозглашающие своей целью возвращение к прежним порядкам; 4) утопические – ставящие задачу построения некоторого идеального общества.
Социальные общности рассматриваются как более широкое, родовое понятие по отношению к понятию социальная группа. И можно сказать, что в настоящее время социальная общность как поле исследования и научная проблема отошла на задний план. В большей мере стало использоваться понятие «социальная группа», что было обусловлено процессом разделения труда и необходимостью выделения некоторого коллективного субъекта общественных отношений, осмысления его жизнедеятельности. Понятие социальная группа также используется при построении социальной стратификации в обществе.
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих на основе общих интересов, прямых или опосредованных взаимосвязей, которые при этом придерживаются принятых между ними социальных норм и образцов поведения.
При всем большом многообразии социальных групп системообразующим признаком для них выступают общие интересы. Некоторые авторы также правомерно указывают на существование внутри групп социального контроля по отношению к своим членам. Для того чтобы осмыслить это многообразие, попробуем осуществить классификацию социальных групп по различным признакам.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
1. По размеру:
- Малые группы – относительно небольшие и устойчивые образования, которые выстраиваются на основе непосредственного (а также эмоционального) взаимодействия.
- Большие группы – более многочисленные совокупности людей, строящиеся на основе как непосредственного, так и опосредованного взаимодействия.
Хочется здесь обратить внимание на тот факт, что мы, фактически, ушли от необходимости определять размер группы количественным способом (иначе неизбежно возникнет вопрос – а где проходит эта граница?), и дали «качественное» определение этим видам групп.
А, кроме того, следует заметить, что именно малая группа нередко избирается в качестве основной единицы для анализа социальной структуры общества, поскольку сосредотачивает в себе все виды социальных связей. И именно малая группа нередко выступает для индивида в качестве референтной группы – служащей образцом для подражания, а также для оценивания себя и других в соотнесении с принятыми в ней нормами и ценностями.