Теория мировой системы (И.Валлерштайн)

Отдельные государства   Экономичес-кие системы   Военные Империи  
  Современный капитализм, как мировая экономическая система (центры и периферии) Экстенсивный путь развития всей мировой системы завершился!?
Теория глобализации: есть объективный исторический процесс сближения наций и народов, постепенного стирания традиционных границ и превращения человечества в единую политическую систему.   Теория пассионарности: есть естественный процесс рождения, развития и умирания этносов и суперэтносов. Сближение этносов возможно лишь при положительнойкомплиментарности. (Л.Гумилев)

Место России в мировом сообществе

Россия - между Западом и Востоком.

Каковы альтернативные путей выхода ее из нынешнего социально-экономического кризиса, и занятия подобающего ее богатейшей культуре и потенциалу места в мировом сообществе.

Социал-демократический вариант

строить “социализм с человеческим лицом”!?

Эконом-либеральный вариант

стать “нормальным капиталистическим обществом с социально-ориентированной рыночной экономикой”!?

Умеренно-западнический вариант

идти путем “догоняющей” модернизации! ?

Технократический вариант

прорыв в постиндустриальное общество на базе все еще мощного

военно-промышленного потенциала !?

Имперский вариант

строить новую империю, исходя из понимания, что Запад нам враждебен, а Восток населен комплиментарными этносами!?

Почвеннический вариант - построение Всеславянского союза!?

Вариант особого пути

возрождение российской мир-экономики и мир-культуры! ?

ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные и надежные данные об изучаемом явлении для их последующего использования в практике социального управления.

Виды социологических исследований

Разведывательные ОписательныеАналитические Эксперимент. Теоретические Прикладные   Разовые(точечные) Повторные: панельное, лонгитюдное Качественные Количественные

Общий алгоритм социологического исследования:


Разработка программы исследования Сбор первич-ной социологи-ческой инфор-мации Обработка информации на ЭВМ Анализ полученной вторичной информации Выводы, предложения, соц. проект и пр.


ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологический раздел

1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования.

2. Формулировка объекта и предмета исследования. Их системный анализ.

3. Уточнение и интерпретация основные понятий.

4. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел

5. Выбор и обоснование методов сбора информации.

6. Определение выборочной совокупности.

7. Разработка инструментария исследования.

8. Разработка программы обработки результатов на ЭВМ.

9. Разработка основных процедур сбора и обработки информации.

10. Разработка организационно-технической части исследования (сроки, деньги, графики и пр.)

Формирование выборочной совокупности

Генеральная совокупность (ГС)-весь объект, вся совокупность людей, на которых распространяются выводы исследования.

Выборочная совокупность (ВС)-часть ГС, люди, отобранные для опроса.

Выборкадолжна бытьрепрезентативна(представительна), т.е. в момент исследования ВС должна быть относительно точной копией, микромоделью ГС по ряду характеристик, важных для целей исследования. Перечень этих характеристик определяется гипотезами исследования.

Единицы отбора- области, районы, предприятия, подразделения, в которых опросу подлежит то или иное количество людей.

Единицы анализа - люди или группы, подлежащие, например, опросу.

Объем и качество выборки - определяется целями и аналитическими задачами исследования. Фактически зависит: от меры однородности социального объекта, от степени дробности группировок анализа, от целесообразного уровня надежности выводов данного исследования.

Основа выборки- документ, содержащий все единицы анализа.

Виды и методы выборки

- метод случайной бесповторной выборки (ГС : ВС = шаг отбора )

-метод серийной выборки(Разбивают ГС на однородные части – серии по заданному признаку (% мужчин и женщин) и ведут отбор респондентов в каждом отделении отдельно, пропорционально общему числу элементов в ней.)

-метод гнездовой выборки (Отбирают гнезда (подразделения или группы) как целостные объекты. В них ведется сплошной опрос.

-метод квотной выборкинабирают респондентов по квотам (не более 4-х признаков), например, по полу, возрасту, образованию и доходу.

-метод снежного кома-(если нужно опросить 200 чел. некоторой неформальной группы, а известны имена только нескольких человек, то опрашивая их, просят каждого назвать имена еще 2-х, 3-х лиц из этой группы и т.д.)

Измерение в социологии

Все факты, которые используются для измерения различных сторон и свойств социальных явлений, называют индикаторами(предметы, события, поведенческие акты, оценки, суждения людей)

Шкалы измерения

- номинальные, для измерения объективных признаков респондентов (пол, возраст, род занятий, семейное положение и пр.) Здесь нет иерархии, предпочтительности.

-ранговые (порядковые): удовлетворен - частично удовлетворен - не удовлетворен. Здесь уже есть предпочтительность.

- интервальные: для измерения признаков, которые выражаются числами (возраст, стаж работы, доход и пр.) Значение интервалов определяется гипотезами исследования.

Требования к шкалам измерения

валидность полнота чувствительность

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования Респондент - опрашиваемый, лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.

Анкетер - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами, с помощью анкеты. Он отвечает за правильное проведение процедуры анкетирования (найти нужных респондентов, обеспечить спокойную обстановку при заполнении, проверить полноту заполнения анкеты при ее сдаче).

Достоинства анкетирования:

- широта тематики исследования (практически о любых сферах жизнедеятельности людей);

- возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей;

- относительно малые затраты времени и экономичность;

- получение максимально формализованной информации., пригодной для машинной обработки

-возможность повторения опросов с определенной периодичностью;

Недостатки анкетирования:

- формулировки вопросов всегда дают неполное, упрощенное отражение действительности. Можно узнать только о том, что и как спросил.

- возможно получение ложной, некачественной информации при не компетенции анкетера или случайных обстоятельствах (неполное заполнение и пр.)

- неприменим для опроса людей со слабым зрением, малограмотных, для получения информации по очень острым, злободневным вопросам, в условиях высокой социальной напряженности.

Виды анкетирования:

раздаточное почтовое прессовое

Структура анкеты

вводная часть основная часть паспортичка

Наши рекомендации