Теория мировой системы (И.Валлерштайн)
Отдельные государства | Экономичес-кие системы | Военные Империи | |||
Современный капитализм, как мировая экономическая система (центры и периферии) Экстенсивный путь развития всей мировой системы завершился!? |
Теория глобализации: есть объективный исторический процесс сближения наций и народов, постепенного стирания традиционных границ и превращения человечества в единую политическую систему. | Теория пассионарности: есть естественный процесс рождения, развития и умирания этносов и суперэтносов. Сближение этносов возможно лишь при положительнойкомплиментарности. (Л.Гумилев) |
Место России в мировом сообществе
Россия - между Западом и Востоком.
Каковы альтернативные путей выхода ее из нынешнего социально-экономического кризиса, и занятия подобающего ее богатейшей культуре и потенциалу места в мировом сообществе.
Социал-демократический вариант–
строить “социализм с человеческим лицом”!?
Эконом-либеральный вариант–
стать “нормальным капиталистическим обществом с социально-ориентированной рыночной экономикой”!?
Умеренно-западнический вариант –
идти путем “догоняющей” модернизации! ?
Технократический вариант–
прорыв в постиндустриальное общество на базе все еще мощного
военно-промышленного потенциала !?
Имперский вариант–
строить новую империю, исходя из понимания, что Запад нам враждебен, а Восток населен комплиментарными этносами!?
Почвеннический вариант - построение Всеславянского союза!?
Вариант особого пути–
возрождение российской мир-экономики и мир-культуры! ?
ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные и надежные данные об изучаемом явлении для их последующего использования в практике социального управления.
Виды социологических исследований
Разведывательные ОписательныеАналитические Эксперимент. | Теоретические Прикладные | Разовые(точечные) Повторные: панельное, лонгитюдное | Качественные Количественные |
Общий алгоритм социологического исследования:
Разработка программы исследования | Сбор первич-ной социологи-ческой инфор-мации | Обработка информации на ЭВМ | Анализ полученной вторичной информации | Выводы, предложения, соц. проект и пр. |
ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологический раздел
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования.
2. Формулировка объекта и предмета исследования. Их системный анализ.
3. Уточнение и интерпретация основные понятий.
4. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел
5. Выбор и обоснование методов сбора информации.
6. Определение выборочной совокупности.
7. Разработка инструментария исследования.
8. Разработка программы обработки результатов на ЭВМ.
9. Разработка основных процедур сбора и обработки информации.
10. Разработка организационно-технической части исследования (сроки, деньги, графики и пр.)
Формирование выборочной совокупности
Генеральная совокупность (ГС)-весь объект, вся совокупность людей, на которых распространяются выводы исследования.
Выборочная совокупность (ВС)-часть ГС, люди, отобранные для опроса.
Выборкадолжна бытьрепрезентативна(представительна), т.е. в момент исследования ВС должна быть относительно точной копией, микромоделью ГС по ряду характеристик, важных для целей исследования. Перечень этих характеристик определяется гипотезами исследования.
Единицы отбора- области, районы, предприятия, подразделения, в которых опросу подлежит то или иное количество людей.
Единицы анализа - люди или группы, подлежащие, например, опросу.
Объем и качество выборки - определяется целями и аналитическими задачами исследования. Фактически зависит: от меры однородности социального объекта, от степени дробности группировок анализа, от целесообразного уровня надежности выводов данного исследования.
Основа выборки- документ, содержащий все единицы анализа.
Виды и методы выборки
- метод случайной бесповторной выборки (ГС : ВС = шаг отбора )
-метод серийной выборки(Разбивают ГС на однородные части – серии по заданному признаку (% мужчин и женщин) и ведут отбор респондентов в каждом отделении отдельно, пропорционально общему числу элементов в ней.)
-метод гнездовой выборки (Отбирают гнезда (подразделения или группы) как целостные объекты. В них ведется сплошной опрос.
-метод квотной выборкинабирают респондентов по квотам (не более 4-х признаков), например, по полу, возрасту, образованию и доходу.
-метод снежного кома-(если нужно опросить 200 чел. некоторой неформальной группы, а известны имена только нескольких человек, то опрашивая их, просят каждого назвать имена еще 2-х, 3-х лиц из этой группы и т.д.)
Измерение в социологии
Все факты, которые используются для измерения различных сторон и свойств социальных явлений, называют индикаторами(предметы, события, поведенческие акты, оценки, суждения людей)
Шкалы измерения
- номинальные, для измерения объективных признаков респондентов (пол, возраст, род занятий, семейное положение и пр.) Здесь нет иерархии, предпочтительности.
-ранговые (порядковые): удовлетворен - частично удовлетворен - не удовлетворен. Здесь уже есть предпочтительность.
- интервальные: для измерения признаков, которые выражаются числами (возраст, стаж работы, доход и пр.) Значение интервалов определяется гипотезами исследования.
Требования к шкалам измерения
валидность полнота чувствительность
АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования Респондент - опрашиваемый, лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.
Анкетер - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами, с помощью анкеты. Он отвечает за правильное проведение процедуры анкетирования (найти нужных респондентов, обеспечить спокойную обстановку при заполнении, проверить полноту заполнения анкеты при ее сдаче).
Достоинства анкетирования:
- широта тематики исследования (практически о любых сферах жизнедеятельности людей);
- возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей;
- относительно малые затраты времени и экономичность;
- получение максимально формализованной информации., пригодной для машинной обработки
-возможность повторения опросов с определенной периодичностью;
Недостатки анкетирования:
- формулировки вопросов всегда дают неполное, упрощенное отражение действительности. Можно узнать только о том, что и как спросил.
- возможно получение ложной, некачественной информации при не компетенции анкетера или случайных обстоятельствах (неполное заполнение и пр.)
- неприменим для опроса людей со слабым зрением, малограмотных, для получения информации по очень острым, злободневным вопросам, в условиях высокой социальной напряженности.
Виды анкетирования:
раздаточное почтовое прессовое
Структура анкеты
вводная часть основная часть паспортичка