Основные социальные институты общества
СЕМЬЯ
Объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении. | Институт, выполняющий функции: -экономическую (легче прокормиться) - безопасности (легче защититься) - соц. призрения (забота о слабых) - первичной социализации детей - регулирования секс.отношений, - отдыха и пр. |
Классификация семьи
По форме семьи | нуклеарная и расширенная |
По виду брака | моногамные и полигамные: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и групповая форма брака (несколько мужчин и женщин) |
По структуре власти в семье | патриархат, матриархат, эгалитарные семьи |
По предпочитаемому брачному партнеру | есть правила эндогамии и экзогамии |
По правилу выбора местожительства | принято, чтобы молодые жили отдельно; в семье мужа; в семье жены. |
По определению родословной и прав наследования | по мужской, по женской или по обеим линиям. |
Нет правильных или неправильных, хороших или плохих форм брака!
Доминирующую форму брака в стране определяют традиции, экономические и религиозные факторы!
Альтернативы семьи.
Семья с одним родителем | Коммуна | Гражданский брак | Пожилыесдают жилье молодым или нанимаютэконо-мок, медсестер для ухода за ними |
Проблемы семьи (в развитых странах)
Каждая вторая семья распадается.
Снижение рождаемости.
Рост числа неполных семей.
Проблема перераспределения семейных обязанностей.
Рост числа внебрачных детей.
Перспективы семьи как социального института:варианты
Пессимистический Семья отомрет, так как почти все ее основные функции берет на себя государство или они теряют значимость! | Оптимистический Семья сохранится! Функция первичной социализации детей без семьи не выполнима. Но в каком виде...? |
ОБРАЗОВАНИЕ
целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим.
Образование, как социальный институт,включает в себя:
идеи и цели(чему и как учить),
организации иорганы управленияэтими процессами,
люди, работающие в этих организациях и органах управления.
Функции образования в обществе.
- передача ценностей господствующей культуры(чревато конфликтами с субкультурами!)
- средство социального контроля. (Нынешнее методически оснащенное образование, фактически программирует учащихся, не только на определенные модели знаний, и поведения, но и на определенные модели мышления).
- фильтрующее устройство. (Способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами).
- инвестиции в будущее(как сегодня учатся, так завтра будут жить).
Факторы развития массового образования
- потребности экономики,
- политика правительства, во многом связанная с определенной идеологией,
- логика саморазвития самой сферы образования.
Существенное значение для развития образования, как социального института, имеют еще три фактора:
- степень централизации образования.
- соотношение естественного / гуманитарного образования.
- элитарность образования.
Главное различие современных элитарных и массовых школ в том, что в элитарных - прежде всего, учат управлять(людьми, социальными процессами), в массовых - учат подчинятьсяуправляющим.
Образование и социальная мобильность
Стереотип: лучше образование – лучше работа – лучше образ жизни!
Это так, но на социальную мобильность детей сильно влияют:
- их умственные способности,
- социально-экономический статус родителей,
- качество преподавания в школе.
Самое сильное влияние оказывают ценности родителей,
внутренняя гармония или противоречия в их семейной жизни,
Их реальный образ жизни.
Перспективы развития образования.
Зависят от тенденций развития общества. Если общество становится более демократичным, то и образование будет демократичнее, если в обществе появятся тенденции к автократии - это скажется и на образовании.
Р Е Л И Г И Я
Система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхестественным и священным.
Типы религий.
- по названиям: христианская, иудаистская, мусульманская и т.д.
- по эволюции(Беллах): примитивная, архаичная, историческая, раннемодерная и модерная. Каждая самобытна. Иногда на основе простых вероучений формируются более сложные, иногда наоборот, но религии не эволюционируют!
- по подходу к спасению души (Вебер). Какое поведение приведет после смерти в ад, а какое - к вечному блаженству?
- по понятию о Боге. В некоторых религиях есть понятие Бога, в некоторых - нет. Одни утверждают, что человек рождается и живет один раз, потом отправляется в ад или рай, другие - что у каждого человека есть множество рождений и умираний его тела, а душа бессмертна и переходит из одного тела в другое и т.д.