Проблема формирования ср. Класса и предпринимат. Слоя в современном постсоветском общ-ве.
В состав ср. класса входят ср. и мелкие предприниматели, бизнесмены, менеджеры, научно-технич. интеллигенция и высококвалифицир. рабочие, кот. в наиб. мере заинтересованы в обеспечении соц.-экономич. и полит. стабильности, а, след-но, стабильности и одновременно динамичности соц. структуры. Одним из важнейших показателей ср. класса явл-ся ур-нь доходов. Мы рассм-ем ср. класс как совокупность групп самостоят. и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высш. и низш. слоями в больш-ве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающ. общей идентичностью. Общ-во часть элементов старой системы – рабочие, служащие, интеллигенция – сохраняются, но возникают новые слои, в т.ч. коррумпированные и паразитические. Нас-ние все более отчетливо разделяется на слой богатых и широкие массы бедных. На момент 2001 г. В частности, в Беларуси 2/3 населения сущ-ли на грани выживания за чертой бедности, а 1,5-2% наиболее предприимчивых дельцов сумели разными путями присвоить непомерную долю общ. собственности. Неотъемлемые от кризисного состояния общ-ва соц.-экономич. деформации приводят к тому, что наиб.прочным фин. могущ-вом расп-ют не те лица, кот. вкладывают капитал в произв-во, а те, кто действуют в банковской сфере. Что касается предпринимат-ва, оно еще не слишком популярно в нашей стране. Это объясняется тем, что гос-во, с одной стороны, ограничивает свободное развитие малого и ср. бизнеса, а с другой — гарантирует гражданам, работающим в госсекторе, относит. стабильную занятость и минимальный доход. Но что может позволить себе такой «ср.» белорус? Очевидно, что предпринимательству на постсоветском пространстве, в частности, в Беларуси и России без соответствующей поддержки трудно рассчитывать на успех. Зарубежная практика показывает, что программы поддержки предпринимат-ва гос-вом, как правило, предусм-ют приоритетное решение таких задач, как создание законодат. и нормативной базы, разумной налоговой системы, соответствующей инфраструктуры, гибкой и устойчивой банковской и финансовой систем, а также организация и консолидация предпринимат-их кругов. Для данных стран механизм поддержки имеет ту специфику, что он должен стимулировать подъем прежде всего малого бизнеса в производств. и научно-производственных отраслях. Очевидно, что в условиях, когда подорвана сама база предпринимат. деят-ти, меры гос.поддержки предпринимат-ва имеют искусственный хар-р и не достигают своих целей. Созданная гос-вом инфраструктура поддержки практически не работает. Выделяемые из центра ресурсы не доходят до предпринимателей. Особенно это касается высших форм предпринимат-ва, каковым является малый инновационный бизнес. Политика, кот.проводит гос-во по отношению к предпринимат-ву, в своих реальных формах вследствие «сращивания» крупного и ср. бизнеса с чиновничеством объективно направлена против малого предпринимат-ва. Это создает проблемы и с развитием самой инфраструктуры поддержки.
Теории социальных изменений.
Соц. изменение –это переход общ-ва и составляющих его структурных элементов из одного состояния в др. Они отражаются в след.:
· в накоплении, дополнении и передаче опыта предшествующ.поколений
· в новых способах произв-ва товаров и услуг
· в трансформации соц.-классовой структуры общ-ва
· в изменении х-ра отнош. между индивидами и соц.гр-ми
Причины СИ:
· природное- истощение ресов,загрязнение СО, катаклизмы
· демографич-колебания численности населения
· изменения в сфере культуры, экономики, НТП
· соц.-полит. – конфликты, война, революции
· соц.-психологич. – привыкание ,насыщение, жажда новизны, рост агрессивности
Практ. разрешение таких причин возможно при помощи:
· полит. инстр-ов: принятие новых законов, внесение поправок в сущ-ющие, изменение гос. политики
· изменение в структуре и функцион-ии соц.общностей(уупр-ния соц.процессами), обеспеч. равенства возможностей
· формир-ние общ.мнения граждан,конструктивного массового сознания
(26)