Тема 7. социальная стратификация
7.1. Социальная дифференциация и социальное
неравенство
7.2. Социальная мобильность
7.3. Изменение социальной структуры России
7.1. Социальная дифференциация
и социальное неравенство
Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психологическими особенностями, называются естественной дифференциацией. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные.
Может ли существовать общество без социального неравенства? Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. Выделим заслуживающие внимания подходы к проблеме:
1. Функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих, жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. На основе иерархий социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих.
2. Т. Парсонс рассматривал социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого их них, и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе.
3. Укажем также на экономический подход. Наиболее ярко он проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов.
История не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, групп, партий, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Неравенство всегда воспринимается также как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти исток этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе.
Выявить основные принципы иерархического строения общества призваны теории стратификации. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и facio – делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.
Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства мог быть различным. К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношения к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям), отношение к власти. Статус, его престиж, рассматриваемые как основа стратификации общества, обладают важной чертой: они особенно остро ощущаются людьми. Равной долей престижа люди могут наделять и министра, и юриста, и врача, и артиста. Так, в одном американском исследовании престижа ста профессий респонденты отдали предпочтения судье Верховного суда, физику, ученому ядерной физики, государственному деятелю, преподавателю колледжа, химику, юристу, дипломату, зубному врачу, архитектору.
П. Сорокин однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Стратификационная картина общества многопланова, она явно состоит из нескольких напластований, не совпадающих полностью друг с другом.
После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. Он делится на 1) высший класс профессионалов, администраторов, 2) технических специалистов среднего уровня, 3) коммерческий класс, 4) мелкая буржуазия, 5) техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции, 6) квалифицированные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего и низшего.
Как определяется удельный вес каждой страты? Методика замеров должна основываться, во-первых, на использовании статистических методов, позволяющих, в частности, определить иерархию доходов населения. Во-вторых, социальный статус группы определяется на основе изучения общественного мнения, непосредственно отражающего значимость и ценность той или иной профессиональной или социальной группы.
П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее, также был склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост власти и богатства верхушки не беспределен. Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала [47. C. 285]. Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Неравенство – не только объективная данность социальной жизни, но и источник социального развития.
Плодотворной представляется идея Г. Зиммеля о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам. Размывание среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в условиях либерализации цен и падения производства основной массы населения России резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, которая, как показывает исторический опыт, несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном на перераспределение, а не созидание национального богатства.
Социальная мобильность
Иерархическая структура общества не означает, что внутри нее не происходит какого-либо движения. Происходит либо подъем, либо опускание значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали. Это передвижение по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность. Оговоримся, что само понятие «социальная мобильность» значительно шире и включает также горизонтальные перемещения индивидов и групп: переход их в иные, но равные по статусу профессиональные группы, территориальные перемещения и т.д. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения и связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий («революция управляющих»). В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества.
Так, Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элиты. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы.
Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обуславливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов.
Наиболее общие принципы индивидуальной мобильностибыли сформулированы П. Сорокиным. Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Роль «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификационную систему. Это – социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо приять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок [47. C. 326].
Если социальные институты, по образному выражению П. Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы.