Ценностные ориентации современной
Российской молодежи
Как элемент структуры личности, ценностные ориентации – это то, что определяет практическое поведение индивида. Наиболее существенные за последние десятилетия изменения в ценностном сознании молодежи произошли в 1990-е годы. Кризис в российском обществе породил и кризис общественного сознания, кризис социальных ценностей. Данные социологических исследований 1970-х – начала 2000-х годов (В.М. Соколов, В.Т. Лисовский, А.Г. Антипьев, В.Н. Стегний, В.И. Чупров и др.) позволяют показать картину ценностных трансформаций в условиях кризисного социума.
В.М.Соколов, обобщая данные масштабных социологических исследований 1971 – 1982 гг., констатировал, что в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье (включая счастье в любви). Третье-четвертое места «делили» сознание того, что приносишь пользу людям и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Далее по степени важности назывались: возможность заниматься только тем, что тебя интересует; расширение кругозора и др.
В.М. Соколов разделил молодежь 1970-х годов на три группы. Большинство (около 70%) составили те, кто на первое место ставили такие ценности, как «иметь интересную работу», и «приносить пользу людям», на второе – «заслужить уважение людей», и на третье – семейное счастье, счастье в любви. Вторая группа (22,6%) ставила на первое место семейное счастье, а на второе-третье места – интересную работу и материальное благополучие. Третью группу (8%) составляли те, для кого первой жизненной ценностью было материальное благополучие. У них, как правило, на второе и третье места попадали «возможность заниматься только тем, что тебя интересует» и «спокойная жизнь». Данные более ранних исследований показывают, что преобладание «активистски-альтруистических» установок над «гедонистическими» и «эгоистическими» существовало не всегда. Так, на вопрос «что бы я делал, если бы все мог?» в 1927 г. из 3,5 тыс. чел. 32% ответили, что проявили бы заботу лишь о личном благополучии. В исследовании 1967 г. таких оказалось в 2 раза меньше. В то же время выбравших различного рода общественно полезные виды деятельности в 1927 г. было 12%, а в 1967 г. – 52% [53. С. 85].
Изменения в ценностной иерархии в 1990-е годы носили противоречивый характер. Из ценностей-лидеров 1970-80-х гг. почти на прежних позициях остались «семья» и «интересная работа», но практически исчезли «сознание того, что приносишь пользу людям» и «уважение людей», что свидетельствует о переориентации интересов человека с общества «в целом» на ближайшее окружение. Социологи отмечают, что для 50-70% российской молодежи в этот период был характерен устойчивый интерес к собственному духовному развитию. Увеличилась значимость материального благополучия и свободы, самостоятельности, независимости.
Появились принципиально новые установки и представления, для которых при социализме практически не было оснований. Достаточно болезненно молодые люди отнеслись к появившемуся резкому имущественному неравенству – менее 1/5 считали, что это нормально. Криминализация жизни привела к тому, что около 1/3 молодых людей легко относились к перспективе «работы» в криминальных структурах. Абсолютными лидерами становятся ценности здоровья и безопасности. В целом более 70% молодых людей идентифицировали себя с «поколением надежд», а более 20% – с «потерянным поколением». [53. С. 125, 148-149].
Каковы тенденции трансформации ценностного сознания молодежи в начале ХХI века?
Интеллектуально-образовательные ценности
Творческий потенциал молодежи несколько снизился, что связано с ухудшением физического и психического здоровья детей и подростков. Продолжается «утечка мозгов» за рубеж. Сами молодые люди оценивают свой творческий потенциал весьма низко. Только 19% респондентов считают свои способности высокими. В глазах молодежи стала резко падать ценность умственного труда. Даже студенты обладание знаниями, эрудицию, интеллект ценят весьма низко, о чем, в частности, свидетельствует прозвище «ботаник», относящееся к студентам-интеллектуалам. Сужение социальной базы для развития интеллектуального потенциала молодежи – налицо.
Образование всегда являлось для молодежи «сквозной» ценностью, сегодня же оно стало фактором укрепления социального неравенства. Не секрет, что в вузы, дающие в будущем возможность доступа к рычагам власти в экономике и политике, детям малоимущих граждан путь закрыт, как, впрочем, и к получению престижных профессий, более или менее востребованных на рынке труда.