Типология малых социальных групп
И проблема их изучения
Социологи, изучающие группы, сталкиваются с огромным их разнообразием. МСГ различаются и по размерам, и по видам деятельности, и по внутригрупповым взаимоотношениям, по поведению. Выделим лишь самые основные виды групп.
1. Основными видами МСГ являются «ингруппы» и «аутгруппы». Ингруппа – та, к которой принадлежит индивид, членом которой он себя считает. Аутгруппа – это «другие», другая семья, другой коллектив, другая компания. В современных условиях у каждого человека огромное количество социальных связей, поэтому ингрупповые и аутгрупповые взаимодействия могут пересекаться. Эти виды групп изучались Р. Парком, Э. Берджесом, Э. Богардусом. В социологии существует «шкала Богардуса» – специальная методика по измерению чувств членов группы по отношению друг к другу и по отношению к другим группам. Социальными психологами замечено, что на обыденном уровне образ другой группы чаще всего воспринимается через стереотипы. «Стереотип» – это социальный образ других, например, наша студенческая группа сильная, а в «той» – все «тупые», все спортсмены – ограниченные люди, представители многих этнических групп воспринимаются как «жадные», «хитрые», «одни бандиты», «одни пьяницы», и т.д.
Стереотипы отличаются тем, что они: а) очень живучи; б) очень быстро воспринимаются другими людьми, гораздо быстрее, чем истинные черты той или иной группы людей; в) в стереотипах реальные черты отдельных членов группы переносятся на всех.
2. Референтная группа. Термин введен в социологию социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г. Он означает «реальную или условную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке» [26. С. 209]. Референтная группа может совпадать с ингруппой, а может и не совпадать. Так, подросток скорее ориентируется на поведение, принятое в его компании, чем на ценности семьи. Некоторые из членов коллектива могут ориентироваться на поведение и ценности другого, членом которого они мечтали бы стать. Поэтому различают нормативные исравнительные референтные группы. Референтные группы могут быть также реальными и воображаемыми. Воображаемые группы – это отражение идеалов и ценностей, к которым индивид стремится, но не находит их в реальной жизни, это его «внутренняя аудитория», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. Какую же функцию выполняют референтные группы?
Статусную, информативную, формирующую у индивида его реальные представления о месте в социальной структуре общества, о его реальном статусе.
Регулятивно-нормативную. Через референтную группу индивид усваивает социальные нормы и ценности, определенный тип поведения и даже моду.
Мировоззренческую – через референтную группу индивид усваивает и определенные идеалы, эта группа определяет и его установки, жизненные и идеологические позиции.
Для чего необходимо изучение референтных групп? Теории референтных групп применяются при изучении процесса адаптации личности к той или иной социальной среде (так, известный уже Флориан Знанецкий изучал проблему адаптации эмигрантов в Америке), адаптации человека в новом коллективе, например, школьника к студенческой жизни. Теории референтных групп помогают глубже рассмотреть проблему социальной мобильности, социальных перемещений в обществе.
3. По характеру взаимоотношений в группе они делятся на первичные и вторичные. Под первичными группами обычно понимают такие, в которых установлен тесный личный контакт между всеми членами группы. В этих группах, в основном, удовлетворяется потребность в эмоциональном общении: семья, дружеская компания, близкие родственники. Вторичные группы – группы, в которых социальные роли функционально распределены. Вторичные группы ориентированы на достижение какой-либо цели, например, спортивная команда, желающая победить в соревнованиях, студенческая группа, целью которой является окончание института. Вторичные группы строятся на чисто функциональных отношениях, но они могут включать в себя и несколько первичных групп как свою составную часть. Так, сегодня в бизнесе могут участвовать совместно несколько семей, образуя «производственный» коллектив, в студенческой учебной группе могут учиться несколько молодых семейных студенческих пар. Группа может просто распадаться на несколько дружеских компаний.
В отличие от вторичных групп социализация личности проходит именно в первичной группе. Ч. Кули указывал на две основные функции первичных групп: а) быть источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей жизни; б) быть средством эмоциональной поддержки и стабильности взрослого человека. Кули считал, что именно первичная группа формирует личность. Но, поскольку она является частью общества, она является и проводником идей, установок, норм, существующих в обществе как в целостной социальной системе. Следовательно, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как органическая часть общества, всей социальной системы.
4. По форме организации власти группы различаются на формальные и неформальные. В формальных группах власть более или менее институциализирована (определена, оформлена, закреплена). Здесь существует также четкая иерархия ролевых ожиданий от каждого члена группы (например, бригада «скорой помощи» – врач, медсестра, водитель; военное подразделение; производственный коллектив). Формальная группа, безусловно, создается с целью выполнения определенных функций (бригада, кафедра, научный коллектив). Она является частью системы более высокого уровня, который и определяет этими функции: так, кафедра является подразделением института, на заводах существуют цех, участок, отдел, бригада.
Важно, что по отношению к личности формальная группа выступает чем-то внешним, не зависящим от его воли и желаний. Межличностные отношения в формальной группе складываются внутри установленных официальных рамок.
Для чего и как изучаются малые группы?
Изучение МСГ активно началось в первой четверти XX века. До этого времени изучались проблемы типа «личность – общество», «личность – большая социальная система». Но уже были классические исследования семьи Лепле, Дюркгейма, признававшего большую роль первичных групповых связей, в частности, в предотвращении самоубийств. Известный немецкий социолог Георг Зиммель исследовал межличностные взаимодействия, рассматривая феномен взаимности в общении.
Но систематическое изучение МСГ связано с именами Ч. Кули, Ф. Оллпорта, Э. Мэйо, Я. Морено, К. Левина.
Ч. Кули изучал связи между индивидом и группой, «…младенец, – считал он, – превращается из дикаря в социальное существо через тесное и продолжительное взаимодействие с той первичной группой, которой является семья» [1. С. 84]. У. Томас выявил, что при дезинтеграции группы ее члены также склоны к дезинтеграции. Влияние группы на индивидов XX века стало выявляться экспериментально, главным образом, врачами. Так, экспериментально было установлено, что группа гонщиков движется быстрее, если в ней есть тот, кто задает темп движения, что присутствие других улучшает целевую деятельность, что личность, вольно или невольно, склона приспосабливать свое восприятие к групповому.
В Бостоне Прэтт открыл терапевтический эффект группы. Он обнаружил, что в неличностном общении больные туберкулезом оказывают друг другу существенную поддержку.
С именами экспериментаторов Я. Морено и Э. Мэйо связаны целые направления в социологии. Э. Мэйо (1880-1948) провел серию экспериментов на заводах электрооборудования Хортона (пригород Чикаго). Изучая факторы, влияющие на производительность труда, он показал, что выпуск продукции зависит от: а) групповых отношений; б) межгрупповых – от степени близости и доверия с другими группами; в) идентификации с компанией, от ощущения себя ее частицей. Полевые исследования Мэйо показали, что на производительность труда влияют не столько технические факторы (освещенность, уровень шума, длительность перерывов, количество выходных дней и др.), сколько «человеческий фактор».
Так, женщины, отобранные для эксперимента, работали несравненно лучше, чем другие. Они, во-первых, не хотели «ударить в грязь лицом», зная, что за ними наблюдают, во-вторых, не хотели подвести свою компанию. В результате своих экспериментов Мэйо пришел к открытию роли группового фактора, выдвинув положения, ставшие фундаментом теории менеджмента (теории управления).
Суть этих положений такова:
- человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в комплекс группового поведения;
- жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
- руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечит социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой [54. С. 428-429].
Другой исследователь Якоб Морено (1892-1974), врач и философ, ученик З. Фрейда, на протяжении 25 лет изучал различные группы (в психиатрических клиниках, больницах, тюрьмах). Его задача – изменить организацию группы так, чтобы она более точно соответствовала эмоциональным отношениям ее членов. Он изобрел метод, который оказался очень плодотворным и в социологии, и в психологии. Сам он так писал об этом: «В бурях и натиске Первой мировой войны мне пришла идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе» [17. С. 49]. Конечно, идея Морено изменить мир с помощью социометрии утопична, но сам метод плодотворен. В чем суть этого метода?
Я. Морено просил членов тех или иных групп рассказать ему, как они относятся к другим членам группы, кто им нравится, кто не нравится, с кем бы они хотели работать, отдыхать, кого бы выбрали лидером. Так Морено «нащупал» возможности изменения социальных отношений. Далее оказалось не очень сложным сделать графическое изображение этих отношений, построить их структуру. Отношения могут быть выражены в графиках, индексах, социограммах. Рассмотрим самый простой пример этих измерений лидерства в группе (табл. № 1).
Таблица № 1
Кто выбирает | Кого выбирают лидером | Отдельные выборы | ||||
Мы видим из таблицы, что каждый член группы из пяти человек сделал только по одному выбору, при этом четыре человека отдали предпочтение четвертому номеру. Ясно, что в этой группе большинство хотели бы видеть своим лидером человека под номером 4.
В ходе своих исследований Морено пришел к выводу, что, во-первых, психическое здоровье человека во многом обусловлено его положением в малой группе; во-вторых, МСГ – это целая система симпатий, антипатий, привязанностей, отторжений; в-третьих, средство уменьшения конфликтов и психологической напряженности – это подбор в общности наиболее подходящих индивидов.
Методика Якоба Морено имеет несколько вариантов.
1. Социометрия как специальная техника опроса, связанная с изучением поведения людей.
2. Социометрический театр (его часто называют в литературе психотерапевтическим), который включает социодраму – моделирование различных социальных ситуаций. Например, в группе проигрываются будущие отношения между женихом и невестой, между начальником и подчиненным. Социотерапевтический театр включает и собственно психодраму. Это проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных реакций при лечении неврозов, алкоголизма, ряда соматических заболеваний. Морено применил социометрию как метод групповой психотерапии. Помимо этого его методика нашла широкое применение в изучении лидерства, в конфликтологии, как одна из методик устранения межличностных конфликтов, в формировании коллективов.
Проблема групповой динамики
Новое направление в исследовании МСГ было дано Куртом Левиным (1890-1947). Левин настаивал на более широком применении в социологии экспериментальных методов. Он ввел в социологию понятия «поля» и «динамики». Человеческое поведение закономерно, считал
Левин, оно подчинено «полю психологических и социальных сил», которые являются причинами поведения. Изучая эти поля, можно создавать группы с заранее заданными свойствами и качествами, с различными типами лидеров, а потом изучать реакцию группы на этих лидеров, продуктивность работы этих групп и др. Таким образом можно приходить к конкретным выводам о том, какой лидер предпочтительнее, как оценивает его группа, от чего зависит социально-психологический климат в той или иной группе. Идеи К. Левина получили называние «групповой динамики». Эти идеи развивали многие ученые. Дейч изучал влияние на группу сотрудничества и соперничества. Бэвелас – как передается в группе информация и как она трансформируется. Развивались идеи Левина о влиянии сплоченности группы на степень давления, которое она оказывает на своих членов. Главным же, классическим вопросом, остается вопрос о влиянии группы на личность. Независимо от типа группы, ее вида, все они стоят перед общими проблемами:
- как построить свои взаимоотношения;
- как достичь групповых целей;
- как сохранить сплоченность и удовлетворить потребности членов группы.
Групповая динамика есть не что иное, как взаимодействие членов группы. К процессам групповой динамики относятся способы коммуникаций в группе, руководство и лидерство, формирование группового мнения, норм, ценностей: сплоченность – разобщенность, конфликт; групповое давление на членов группы; регуляция поведения индивидов посредством норм и санкций и др. Остановимся на главном.
Коммуникация в группе. Она описана многими социологами, в том числе Гарольдом Левитом. В литературе наиболее часто встречается описание следующих схем коммуникаций: «круг», в котором никто не занимает центральное положение, от «круга» отличаются «колесо» или «штурвал», где все коммуникации проходят через центр. Члены группы контактируют в основном с лидером; «игрек» – центр играет определенную роль в передаче информации. Еще одна типичная схема – «цепочка» или «змея» – это последовательная коммуникация.
Коммуникация (вид связи) в группе не есть раз и навсегда данное. Для эффективного выполнения тех или иных функций группа может использовать те или иные схемы коммуникаций. Так, при чтении лекций в аудитории группа напоминает «штурвал», «колесо», в центре которого преподаватель, а для организации дискуссии, например, важно, чтобы все члены группы высказали свое мнение («круг» или «цепочка»). В решении сложной научной проблемы лучше использовать «игрек», рассмотреть ее с разных позиций, возможно, в разных направлениях.
В сравнительно крупных группах может существовать и такой тип связей, как «паутина» – множественные переплетения взаимоотношений.
Лидерство. Одной из характеристик группы является распределение ролей. В любой группе существуют объективно менее значимые и более значимые роли. Они и определяют наличие лидера. С другой стороны, лидерство – это проявление субъективных качеств личности (интеллекта, воли, настойчивости), качеств, которые выделяют ту или иную личность. «Лидер, – отмечает С.С. Фролов, – появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным» [50. С. 218]. Истина всегда лежит где-то посередине, во взаимосвязях объективной природы лидерства и наличия подходящего субъекта со всем набором «лидерских» качеств.
Существует несколько теорий, определяющих происхождение лидерства.
Теория черт. Известность получила работа уже упоминавшегося Э. Богардуса «Лидер и лидерство». Теория сводится к набору субъективных качеств личности.
Ситуационная теория. Само название теории говорит о том, что лидер – это человек, который появляется в определенной ситуации, проявляя инициативу.
Психоаналитическая теория лидерства. Ее обычно связывают с именем З. Фрейда. Лидерство (так же, как и творчество) – результат сублимации (перенесения, замещения) подавленных инстинктов, в частности, либидо. Лидерство рассматривается в психоаналитической концепции и как определенное преодоление «комплекса неполноценности». Существуют и предположения (так или иначе подтверждающиеся), что все лидеры – невротики, например, Наполеон, Сталин, Гитлер.
Объективистская теория (марксизм и др.). Появление того или иного крупного лидера обусловлено объективными причинами, потребностями конкретной действительности и даже черты лидера – это тоже требование времени.
Не нужно забывать о том, что чаще всего в этих теориях речь идет о крупных лидерах, великих людях. Вряд ли все это можно всецело переносить на МСГ, но определенные закономерности формирования лидерства проявляются и здесь: лидер появляется тогда, когда в нем появляется потребность, и чаще всего им становится человек, качества которого наиболее соответствуют моменту.
Курт Левин выделял три основных типа лидерства: авторитарный, демократический и анархический, (или попустительский). Авторитарный тип лидерства присутствует там, где все действия группы определяются лидером. Демократический тип – это опора на «групповую атмосферу», когда все поведение и все действия определяются самой группой. Попустительский – говорит сам за себя: при таком типе лидера группа, коллектив предоставлены сами себе. Лидер существует лишь номинально.
Исследования показывают, что тип лидерства связан и с личными качествами человека. Так, авторитарный лидер обычно воспринимается как человек жесткий, требовательный, не терпящий возражений; демократический – мягкий и прислушивающийся к мнению коллектива. Личные качества, безусловно, влияют на стиль руководства, поведение лидера, но оно, все же, больше определяется не его личными качествами, а той инструментальной ролью (деловой), которую он играет. Эта роль может быть в разных группах организующей или эмоциональной, интеллектуальной или моральной, формальной или неформальной, предписанной или непредписанной и т.д. По природе, лидер изначально авторитарен, иначе он никогда и нигде не сможет играть главную роль.
Говоря о внутренней динамике группы (сплоченность, давление, регуляция поведения), необходимо выделить следующие принципиальные моменты.
В группе возникает зависимость друг от друга, будь то семья, производственная бригада или спортивная команда. Члены группы оказывают друг другу поддержку, независимо от личных симпатий или антипатий. Это качество называется сплоченностью группы. Так, футболист не будет сводить на футбольной поле счеты с коллегой по команде, и забивать голы в свои ворота, даже если коллега нанес ему серьезную обиду. Он не может подвести свою команду из-за личных эмоций.
Отношение же к членам аутгрупп прямо противоположное. Тот же футболист не будет помогать на поле своему сопернику, даже если он – его лучший друг. Зачем я буду помогать своему другу, если он – мой конкурент? Таким образом, основополагающим чувством во внутригрупповом общении будет чувство солидарности, определяемое общностью целей и задач: «Перед лицом конкурента я готов, в свою очередь, простить коллеге обиду, которую он мне нанес».
В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей: ценностей, норм, принципов поведения. Здесь все зависит от типа группы. Группа для совместного проведения досуга (филателисты, рыболовы-любители) имеет одну систему ценностей, группа производственная или научная – другую. Но условием существования группы является единство,схожесть этой системы ценностей. Человек не может чувствовать себя частичкой группы, если у него другая система ценностей.
В группе присутствуют обязательства по отношению друг к другу: «Я должен это сделать, иначе я подведу всю группу». Система обязательств может быть формализованной, например, регулироваться законодательством (отношения между членами семьи и их взаимные обязательства) или должностными обязанностями и инструкциями.
Группа заставляет своих членов принимать нормы, отношения, традиции, специфику субкультуры. Любой член группы сознает, что принято и что не принято в его группе. Тем самым группа определяет, а порой и навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам. Влияние группы может быть настолько сильно, что социологи используют термин «групповое давление». Известны в социологии исследования Соломона Аша относительно давления группы на поведение ее членов. Суть экспериментов Аша сводилась к тому, чтобы выяснить, готов ли испытуемый отстаивать свою точку зрения, если другие члены группы думают иначе.
Испытуемым было дано задание сравнить отрезок бумаги с тремя другими различной длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, который из трех отрезков соответствует длине первого. В одиночку каждый решал эту задачу правильно. Но ассистенты Аша готовили группу «заговорщиков», которые давали заведомо ложные ответы. В результате одна треть испытуемых изменила свое мнение на заведомо ложное, но соответствующее другим членам группы. Аш обнаружил, таким образом, эффект конформизма в группе (приспособления своего мнения к мнению группы).
Безусловно, МСГ не могут существовать без конфликтов. Но их следует отличать от общесоциальных конфликтов, который изучает в социологии целый раздел – конфликтология. Конфликт внутригрупповой – это определенные отношения между членами группы, порожденные противоречиями ее функционирования. Это конфликты и в семье, и в коллективах – научных, трудовых, спортивных и т.д.
Конфликт в МСГ может носить ролевой характер. Находясь во многих группах, индивид выполняет массу ролей и требований; одни его социальные роли могут противоречить другим. Другая сторона ролевого конфликта – это взаимодействие, столкновение ролей в группе. Например, борьба за лидерство, борьба за материальные ресурсы. Конфликт может возникнуть и тогда, когда у члена группы (или нескольких членов) появляются новые нормы и ценности, новые правила поведения, противоречащие групповым.
Как можно оценить поведение члена группы в условиях конфликта?
Правомерное. Член группы сможет идти на конфликт, сознавая, что группа действует неправильно, неправомерно с его точки зрения. Личность отвергает такую позицию группы. Возникает позитивный конфликт.
Утилитарно-целесообразное поведение признает возможное применение санкций. Но если применение их по каким-либо причинам несвоевременно или недостаточно, то индивид может вести себя непредсказуемо, порождая конфликтные ситуации (так ведут себя расшалившиеся дети в отсутствие родителей, взрослые – в отсутствие начальника).
Смешанное. Конфликт порожден ориентированностью индивида на формальные или неформальные отношения и нарушением баланса между ними. Так, если в трудовом коллективе, формальной группе, преобладают неформальные отношения, они приводят к снижению требовательности, нарушениям дисциплины, сплетням и склокам. Всем известно, к каким негативным последствиям приводят так называемые «неуставные» отношения в армии. Здесь решение конфликта – только в пользу четкого выполнения формальных социальных ролей.
Основными структурными элементами конфликта являются:
а) его участники: личности, группы, находящиеся в разных социальных позициях;
б) источник конфликта – противоречие, причина;
в) взаимодействие, формы конфликтного поведения;
г) среда (физическая, социальная), в которой происходит конфликт;
д) последствия разрешения конфликта.
От соотношения всех этих компонентов зависит протекание конфликта, его глубина, возможность разрешения.
В социологии, в теоретическом плане, конфликт изучается в основном как социальный конфликт. Существует несколько теорий конфликтов (Л. Козера, К. Боулдинга, Д. Дарендорфа). На индивидуальном и групповом уровнях конфликт изучен меньше – в основном в рамках психологии и социальной психологии. Но в последнее время появились исследования групповой психотерапии, психотерапии семейной, рассматривающие возможность управления конфликтными ситуациями.
В заключение отметим, каких же практических результатов достигла теория малых социальных групп.
1. Она изменила в социологии взгляд на человека как члена общества: он принадлежит обществу, с точки зрения теории МСГ, через принадлежность к многочисленным группам.
2. Проанализирована всесторонне сама группа, ее внутренняя динамика, воздействие на личность.
3. Сделала возможность приложения экспериментальных методов в социологии (социометрия, групповая динамика, менеджмент, групповая психотерапия).
4. Изобретен метод группового самоанализа (когда группа при помощи специалистов может сама анализировать свои взаимоотношения – с психотерапевтом, социологом, психологом, например, психосоциальное консультирование для всей семьи; анализировать свою деятельность вместе с менеджером и т.д.).
ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
4.1. Семья как социальный институт
4.2. Семья как малая социальная группа.
Семья и здоровье.