Не надо писать на экзамене диссертацию, или о том, как уложиться в отведенное время

Посмотрите на школьников, возвращающихся с экзамена, олим­пиа­ды или даже с обычной контрольной работы. Среди них обяза­тель­но есть те, кто с грустью, а то и с возмущением рассказывают това­рищам о том, как им немного не хватило времени, чтобы сделать пос­леднее задание, а кто-то из них даже сделал все, но, увы, не успел пе­реписать свои тексты на чистовик. Опасность подобного рода ситуаций состоит в том, что в большинстве случаев самими школь­ни­ками, их родителями и даже преподавателями они восприни­мают­ся как досадные недоразумения, которых вполне можно было бы избежать, если бы не сработали некоторые случайные факторы (пло­хое самочувствие, невнимательность, назойливый сосед и т.д.). На са­мом же деле на олимпиадах высокого уровня процент участни­ков, не уложившихся во временные условия и из-за этого не по­лу­чивших призовые места, достигает порой 20–30%. Подобного рода цифры слу­чайными уже назвать нельзя.

Давайте вспомним знаменитый «Хоторнский эксперимент» Мэйо, ко­торый должен быть вам знаком по теме «Социальные группы». В этом эксперименте исследователи пытались увеличить производи­тель­ность труда на одном предприятии, меняя различные физиологи­чес­кие условия работы: освещение рабочего места, частоту и продол­жи­тельность перерывов и т.д. Производительность труда дейст­ви­тельно возрастала, однако, как выяснил Мэйо, вовсе не из-за того, что условия работы становились комфортнее. Как оказалось, сам по себе факт, что группа была выделена из всех остальных, была поставлена в особые условия эксперимента, оказалась в фокусе исследователей, из­менил социальные отношения в этой группе, повысил самооценку ра­ботников, что и стало главной причиной роста производительности тру­да. Таким образом, нередко бывают случаи, когда простая фикса­ция внимания на какой-либо проблеме уже оказывается ее частичным, а то и полным разрешением. В современной науке подобные случаи не­редко называются «хоторнским эффектом».

Умение уложиться на экзамене или олимпиаде в отведенный срок то­же можно отнести к действию данного эффекта. Достаточно в пе­риод своей подготовки к испытаниям просто обращать внимание на вре­мен­ной фактор, и вы уже наполовину обезопасите себя от неуда­чи, свя­занной с недостатком времени. Простейший метод тренировки здесь очевиден – зная заранее формат олимпиадных или экзамена­цион­ных испытаний, необходимо найти среднее время на выполне­ние каждого задания, ввести поправку на сложность и при трениров­ках стараться не выходить за установленные рамки. Если говорить о вопросах, тре­бующих развернутых ответов, то среднее время на их вы­полнение на олимпиадах ГУ-ВШЭ составляет 20–25 минут. Однако одного такого приема при подготовке иногда может оказаться не­достаточно.

На экзамене, как известно, все просчитать нельзя. Могут сказаться психологические факторы, может элементарно не повезти с заданием, и в итоге на выполнение последнего пункта вместо рассчитанного по­лу­часа могут остаться считанные минуты. Как быть тогда? Прежде все­го, надо помнить, что на экзамене или олимпиаде не должно быть за­даний, к которым вы вообще не приступали. Вопрос, по которому ничего не написано, однозначно оценивается на «0», но если в ответе присутствуют хотя бы одно-два предложения, то это будет уже некая по­ложительная оценка.

Рассмотрим простейший экономический пример. У вас есть уголь­ная шахта с относительно небольшой глубиной залегания плас­тов, благодаря чему первые годы ее эксплуатации будут давать вам срав­нительно дешевый уголь. Однако по мере выработки угля вы будете вынуждены все сильнее углубляться под землю, и уголь будет ста­новиться все дороже. На определенном этапе окажется, что выгод­нее раскопать новую шахту рядом, однако этот момент можно «по инерции» проскочить. Другой пример возьмем из области спорта. До­пус­тим, вы впервые пришли на занятия по прыжкам в высоту. Вы ни­когда не занимались этим видом спорта, и тем не менее при нулевом тренировочном времени у вас есть некий ненулевой стартовый резуль­тат. Вам показали элементарные технические приемы, и в течение последующих двух-трех часов тренировки ваш результат увеличился на 30%. Следующие же 30% прироста получатся уже не через 2–3 часа, а через два-три месяца. А когда наконец вы достигнете уровня борьбы за звание чемпиона мира, то годы будут уходить на то, что­бы прибавить к результату 2–3%.

Нечто подобное происходит и на любых экзаменационных или олимпиадных испытаниях, где вам предлагают выполнить несколько заданий, максимальная оценка за каждое из которых равняется, до­пустим, 10 баллам. Первые шаги в выполнении каждого из них, при соответствующей подготовке, не потребуют от вас больших времен­ных затрат – дать определения, сформулировать проблему или даже па­радокс – все это может занять всего несколько минут, однако, в за­висимости от системы критериев, может принести вам 30%, а то и 40% от максимально возможно результата. Чтобы набрать 70–80%, вам понадобится подготовить связанный текст и внимательно его струк­турировать. На это может уйти и 20, и 25 минут. Если же вы за­хотите всерьез претендовать на получение максимального балла, то вам, скорее всего, придется не только тщательно подобрать примеры и без изъяна написать теоретическую часть, но и обратить внимание на качество стиля изложения. Не исключено, что полное выполнение этих требований заставит вас даже один-два раза переписать весь текст, что приведет к окончательному выходу за какие-либо разумные вре­менные рамки. Арифметика, таким образом, проста: выполнение од­ного задания на 100% в большинстве случаев занимает гораздо боль­ше времени, чем выполнение двух заданий на 50% каждое.

Все сказанное выше отнюдь не следует воспринимать как призыв к халтурному выполнению испытательных заданий, к сугубо фор­маль­ному набору очков путем «рационально сокращенного» их реше­ния. Очевидно, что распространение такого подхода на все задания не позволит итоговой оценке подняться выше 30–40% баллов, что на олимпиаде не оставит ни малейшего шанса на призовое место, а на экзамене может даже поставить на грань между удовлетворительной и неудовлетворительной оценкой. Все это необходимо помнить при рас­пределении экзаменационного времени, а также при действиях в экстремальных ситуациях.

Правило двенадцатое. Никогда нельзя увлекаться ответом на какой-то один вопрос задания. Помните: даже ответ на него, дос­той­ный Пла­тона, не позволит вам получить больше очков, чем их мож­но набрать за один вопрос. Поэтому даже в условиях дефицита времени необхо­ди­мо постараться не оставить без внимания ни один из пунктов задания.

Хотя уже одно знание данного принципа может оградить от мно­гих досадных оплошностей, тем не менее для более эффективного его применения полезно отработать некоторые навыки. Простейший прием – выработка навыков написания блиц-ответов на вопросы, ког­да задание выполняется не в течение 25 минут, а за 7–8 минут. Сущес­твуют вопросы, которые, при соответствующей тренировке, дей­ствительно могут быть достаточно адекватно раскрыты за такое ко­роткое время. Но даже в тех случаях, когда это сделать невозможно, по­добные навыки позволят в критической ситуации мобилизовать весь свой скрытый потенциал и в кратчайшие сроки сделать вдвое, а то и втрое больше обычного. В основании блиц-ответа лежит прос­тей­шая схема: определение, теория, примеры.

Задание для самоподготовки

В режиме блиц-ответов дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.

2. Укажите не менее двух причин стабилизации этнических общ­нос­тей в современном мире. Свой ответ обоснуйте.

3. Приведите примеры изменения функций религии, произошедших при переходе от традиционного общества к обществу современному.

4. Укажите три особенности, отличающие античную социально-философскую мысль от современной социологии.

5. Приведите примеры кристаллизации статусов в открытых и закрытых обществах.

6. По каким признакам можно отличить современную семью от семьи традиционного общества?

Приведенные выше методы самоподготовки к простейшему виду письменных испытаний, очевидно, являются ориентировочными и предполагают творческую корректировку в зависимости от индиви­дуаль­ных особенностей учащихся. Надо помнить, что их главная цель состоит не в том, чтобы подготовить будущего абитуриента ко всем без исключения форматам письменных испытаний, а в отработке на простейшем уровне базовых навыков написания обществоведческого текста, а также в освоении простейших тактических приемов рацио­нального поведения на экзаменах и олимпиадах. Овладев данным материалом, необходимо переходить к подготовке к конкретным фор­матам вступительных испытаний.

Глава 28. ЭССЕ НА ОЛИМПИАДАХ и ЕГЭ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

От всех видов текстов, встречающихся на письменных испы­та­ниях, эссе в первую очередь отличается объемом – на экзаменах и очных турах олимпиад этот объем колеблется от двух до трех, а порой и четырех страниц, на заочных доходит до десятка листов и более. И уже один этот факт делает эссе не только самым сложным, но, как пра­вило, и самым дорогим заданием.

В то же время количественное отличие порождает и особую каче­ственную специфику эссе, о которой и пойдет речь в данном раз­деле.

Прежде всего, больший объем материала предъявляет повы­шен­ные требования к его организации, и для подобных текстов рас­смот­ренные выше правила структурирования оказываются уже недоста­точными. Поэтому первый вопрос, который будет рассмотрен в данной главе, – это вопрос о правилах построения эссе и методах отработки соот­ветствующих навыков.

Больший объем текста, очевидно, предъявляет более серьезные тре­бования и к его содержательному наполнению. Каким образом мо­билизовать имеющиеся знания, а также как их применить для реше­ния поставленной в теме проблемы – это второй вопрос, ответ на который читатель найдет в данной главе.

Наши рекомендации