Готовимся к олимпиадам и егэ
Основы методики самоподготовки
К письменным испытаниям различных форматов
Предисловие к разделу
Каждый, кто хоть раз в жизни сдавал устный экзамен, прекрасно знает: одного, пусть даже великолепного, знания сдаваемого предмета для успеха явно недостаточно. Если не владеть устной речью, если она засорена лишними словами, если формулировки, пусть даже верной мысли, оказываются нестрогими и тяжеловесными, а у ответа отсутствует четкая структура, отличную оценку никогда не заработать. Следовательно, успех здесь зависит не только от знания материала, но и от адекватной подготовки к самому формату устного ответа. Поэтому опытные преподаватели при подготовке своих учеников к подобным видам испытаний никогда не ограничиваются обучением только сдаваемому предмету, а обязательно развивают навыки устного ответа. И все же устная речь является для человека наиболее естественным способом изложения мыслей, навыки которого он осваивает практически с момента появления на свет. Поэтому очень часто, особенно когда дело касается сильных учеников, для успешной сдачи устного экзамена вполне достаточно оказывается лишь небольшая корректировка уже имеющихся у них умений по формулировке своих мыслей. Совершенно иначе дело обстоит с письменным форматом.
В отличие от устной речи, которой ребенок овладевает в ходе естественной коммуникации со взрослыми и сверстниками, навыки письменной речи в господствующих концепциях современного обучения и образования являются искусственно формируемыми, а потому письменное выражение своих мыслей всегда требует дополнительных усилий. Этот факт сам по себе делает письменный формат экзамена более сложным. Но помимо этого, в различных вариантах письменного экзаменационного формата (тест, открытый вопрос, эссе и т.д.) присутствуют специфические особенности и тонкости, незнание которых может не позволить успешно сдать экзамен даже при условии неплохого владения предметом.
В данном разделе нашей книги мы рассмотрим наиболее распространенные трудности, возникающие на олимпиадах по обществознанию и ЕГЭ, при выполнении письменных заданий и предложим эффективные методы их преодоления.
Глава 26. ТЕСТОВЫЙ ФОРМАТ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЛОВУШКИ В ТЕСТАХ
Типология тестов
Знание, логика и внимание – залог успеха.
Тест – это четко сформулированный вопрос, к которому предлагается список (как правило, не более пяти) однозначных, не допускающих различных трактовок ответов. При выполнении заданий подобного типа от экзаменуемого не требуется самостоятельного изложения собственных мыслей, он лишь должен осуществить выбор между уже готовыми формулировками. Именно поэтому тестовый вариант контроля считается простейшей формой письменных испытаний. Тем не менее, освобождая экзаменуемого от необходимости создания собственного текста, тестовый формат предъявляет особенные требования к знанию точных формулировок, а также к логике и вниманию абитуриента.
Соответственно очень часто ловушки в подобных тестах, особенно в социально-гуманитарных областях, связаны не только со знанием предмета, но и со специфическими тонкостями самого тестового формата. О ловушках подобного типа и способах их избегания и пойдет речь в данном параграфе.
Можно выделить три основных типа тестовых заданий в экзаменах, не использующих количественные ответы. Первый, простейший – это вопросы типа «верно-неверно», когда испытуемому предлагается однозначно строго оценить правильность какого-либо утверждения. Например:
Верно ли утверждение, что любая организация обязательно является социальной группой?
1. Верно +[9]
2. Неверно
Второй, более сложный, представляет собой альтернативный выбор между несколькими (как правило, четырьмя–пятью) вариантами готовых ответов. Например:
С точки зрения современной терминологии, любая организация всегда является:
1. Социальной группой +
2. Социальной стратой
3. Социальным классом
4. Обществом
Наконец, самый сложный – третий тип тестового задания, когда экзаменуемому предлагается найти все правильные ответы среди нескольких вариантов. Главная трудность такого рода теста состоит в том, что отвечающий заранее не знает, какое количество правильных ответов присутствует в предложенном списке и принимает решение об этом исключительно самостоятельно.
Например:
Укажите, какими еще социологическими понятиями можно всегда охарактеризовать совокупность людей, входящих в одну организацию:
1. Социальная категория +
2. Социальная группа +
3. Социальная страта
4. Социальный класс
Существуют различные шкалы для оценивания ответов на тестовые вопросы разных типов. Вопросы первого типа («Верно-Неверно») практически всегда оцениваются в 1 балл, второго типа (единичный альтернативный выбор из нескольких вариантов ответов) – либо в 1, либо в 2 балла, в зависимости от правил, принятых на данном испытании. Наибольшие сложности для адекватной оценки представляют собой ответы на вопросы третьего типа (множественный выбор), поскольку в разных заданиях может быть разное число верных ответов. На испытаниях в НИУ-ВШЭ чаще всего принималась наиболее строгая форма оценивания: данное задание приносит экзаменуемому 4 балла, однако только в том случае, если на него дается полный, 100% ответ. В том случае, если дается хотя бы один лишний ответ, или же, наоборот, хотя бы один правильный ответ не указан, оценка за вопрос оказывается равной 0 баллам.
В заданиях ЕГЭ применяется более простая и менее дифференцированная схема оценивания: все тестовые задания оцениваются в один балл, а к вопросам, предполагающим возможность нескольких правильных ответов, предлагаются их различные комбинации.
Например:
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.
Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.
1. Верно только А
2. Верно только Б +
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Соответственно, каждый тип тестовых вопросов таит в себе различные в себе и различные виды ловушек.
Задания типа «Верно-Неверно» и их специфика
Задания данного типа прежде всего требуют от отвечающего точного знания формулировок определений и базовых понятий сдаваемой дисциплины. Очень часто ловушка состоит в том, что экзаменуемому предлагается формулировка, содержащая лишь небольшую, порой едва заметную неточность и потому провоцирующая его на выбор ответа «Верно».
Например:
Верно ли утверждение, что социальный статус является частным случаем социальной роли, имеющей значимость во всем обществе, обладающей особой устойчивостью и определяющей положение человека в системе социального неравенства.
1. Верно; 2. Неверно +
Заметим, что статус действительно является частным случаем социальной роли, которая при этом обязательно должна обладать двумя из трех указанных признаков – быть значимой во всем обществе и характеризоваться особой устойчивостью. Однако выше (см. 8) было показано, что положение в системе неравенства характеризует не статус вообще, а лишь его частный случай – ранговый статус, что делает приведенное утверждение неверным. Поэтому можно сформулировать
правило первое. В тестовом задании утверждение не может быть «почти верным». Утверждение, верное даже на 99% – это неверное утверждение.
В вопросах типа «Верно-Неверно» также встречаются ловушки, направленные на проверку логики и внимания.
Например:
Верно ли утверждение: «В отличие от Конта, Маркс считал, что человечество развивается прогрессивно»?
1. Верно; 2. Неверно +
Самый распространенный ответ на данный вопрос – «Верно», хотя он является ошибочным. Почему? Потому что не очень внимательный участник испытания замечает лишь вторую половину фразы – «...Маркс считал, что человечество развивается прогрессивно», что, конечно же, полностью соответствует его взглядам. Ловушка здесь состоит в том, что Конт также придерживался подобной точки зрения, поэтому оборот «в отличие» делает это утверждение неверным.
Правило второе. Необходимо всегда смотреть на содержание предложенного утверждения в целом, а не на содержание его отдельных частей. Особо осторожно следует подходить к ответам на вопросы, содержащие слова «в отличие», «подобно», «так же как», «вместе с» и т.д. Обнаружив их, необходимо сразу утраивать внимание.
Существует еще одна ловушка, встречающаяся даже в вопросах данного простейшего типа. Рассмотрим пример:
Верно ли утверждение, что все члены группы должны быть непосредственно знакомы друг с другом?
1. Верно; 2. Неверно +
Выбор ответа «Верно», в данном случае являющегося неправильным, чаще всего обусловливается влиянием на решение экзаменуемого обыденных представлений. Действительно, в повседневной жизни мы обычно называем группой людей, в лицо и по имени знающих друг друга – компанию друзей, школьный класс и т.д. Однако научное понимание группы не включает данный признак как обязательный. Данный простой пример на самом деле иллюстрирует очень важную и, главное, типовую ситуацию для социологии и науки вообще: как правило, научные понятия по звучанию и написанию совпадают с какими-либо словами обыденного языка, однако их смыслы могут частично, а порой и принципиально различаться. На самом простом уровне подобное различие хорошо известно каждому. Так, с точки зрения незнакомых с научными классификациями людей, кит является рыбой. Однако зоология показывает, что на первый взгляд значимые признаки – плавники, специфический хвост, жизнь в воде и т.д. – не являются в данном случае определяющими, и указывает на более существенные признаки, по которым кит относится к млекопитающим.
С чем-то подобным, только чаще всего на более сложном уровне, постоянно приходится сталкиваться и в социологии. Например, для человека, размышляющего о религии с позиций обыденного сознания, последняя обязательно должна быть связана с верой в Бога, а наличие религиозной группы, напротив, может показаться ему чем-то второстепенным. В Главе 16 мы видели ошибочность данной позиции. Один из классиков социологии Э.Дюркгейм в работе «Метод социологии» специально рассмотрел данную проблему и показал, что подобное расхождение между обыденными значениями слов и созвучными с ними научными понятиями является закономерным и неизбежным. Соответственно на смешении их значений основывается одна из типовых ловушек в тестах.
Правило третье. Отвечая на тестовый вопрос, следует обязательно обращать внимание на различие между обыденными и научными значениями используемых терминов и понятий, при выборе ответа ни в коем случае не допуская их смешения.
26.3. Тестовые задания с единичным выбором
Перейдем теперь к рассмотрению вопросов второго типа, в которых предлагается осуществить альтернативный единичный выбор между несколькими ответами. Эти задания могут содержать все указанные выше ловушки, но в их рамках появляются также и новые, специфические уже для данного уровня «подводные камни». Так, например, иногда среди предложенных ответов оказываются два, каждый из которых по отдельности в принципе является верным. Но выбрать-то надо лишь один! В таком случае следует предпочитать тот ответ, который является более полным или более конкретным. Например:
Представим себе ситуацию, что, вопреки правилам педагогической этики, директор школы отчитывает преподавателя в присутствии его учеников. В ролевых напряжениях какого рода будет при этом находиться учитель?
1. Межролевое напряжение;
2. Только внутриролевое напряжение;
3. Межролевое и внутриролевое напряжения одновременно; +
4. Данная ситуация вообще не создает ролевых напряжений.
Как видим, правильными ответами являются и ответ № 1, и ответ № 3. Тем не менее поскольку межролевое напряжение всегда порождает напряжение внутриролевое, ответ № 3 является более полным.
Правило четвертое. Выбрав правильный ответ, следует проверить: является ли он единственно верным среди предложенных вариантов, и если нет – убедиться в том, что именно он является наиболее полным.
Ловушки следующего типа чаще всего встречаются в вопросах с альтернативным выбором, посвященных различным темам по истории социальной и социологической мысли. Они основаны на том, что ученики склонны приписывать авторам прошлого суждения, характерные для нашего времени.
Например:
Важнейшим принципом идеального государства Платон считал:
1) Равенство;
2) Справедливость; +
3) Создание условий для всестороннего развития личности;
4) Производственную эффективность.
Чаще всего абитуриенты выбирают третий и четвертый варианты. Почему? Потому что данные ответы весьма близки к идеалам современного общества, а принцип «создание условий для всестороннего развития человеческой личности» вообще нередко рассматривается сегодня в качестве конкретизации понятия «справедливость». Однако вопрос задан относительно взглядов Платона на данную проблему, а не современных представлений о ней!
Правило пятое. Отвечая на тест по истории социальной и социальной философской мысли, всегда полезно среди предложенных вариантов ответов постараться найти современные представления по данной теме. Выделив их, необходимо ответить себе на вопрос: совпадают ли современные представления со взглядами рассматриваемого автора, и если нет (что бывает в подавляющем числе случаев), вычеркнуть выделенный ответ из числа «претендентов» на статус правильного ответа.
В вопросах данного типа может встречаться еще одна (возможно даже самая коварная) психологическая ловушка для экзаменуемого. Условно ее можно определить как «многократное повторение неправильного ответа».
Например:
Учитель Иванова прекрасно знает свой предмет, в подготовке учеников достигла определенных успехов, однако в силу личностных качеств не любит работу классного руководителя, провалила конкурс художественной самодеятельности, целый год не проводит родительских собраний. Какие ролевые напряжения порождает данная ситуация?
1. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса;
2. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;
3. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса;
4. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;
5. Только внутриролевое напряжение. +
Как видим, в четырех ответах из пяти появляется словосочетание «межролевое напряжение» в различных вариантах и комбинациях. Такое повторение, сугубо психологически, создает у экзаменуемого представление, что правильный ответ должен обязательно включать в себя словосочетание «межролевое напряжение», и весь вопрос состоит в том, как оно связано с ролевым набором и прочими характеристиками. На самом же деле межролевое напряжение возникает только в тех случаях, когда разные роли одновременно предъявляют к их носителю взаимоисключающие требования. Действительно, если бы в рассматриваемом случае у преподавателя был бы всего один урок и для подготовки класса к контрольной работе по своему предмету, и для подготовки этого же класса к конкурсу художественной самодеятельности, то учитель действительно должен был бы сделать выбор из двух альтернативных требований. Но в рассматриваемом задании об этом ничего не говорится, а речь идет о специфических личностных качествах преподавателя, несоответствие которых роли является источником исключительно внутриролевых напряжений. На этот вопрос, разбитый на пять вопросов типа «Верно-Неверно», практически всегда даются правильные ответы. Но стоит ему придать вышеуказанный вид, как правильные ответы встретятся всего в 3–4% случаев! Многократное повторение неверного ответа делает свое дело.
Правило шестое. Отвечая на тестовый вопрос, нельзя руководствоваться соображениями, не имеющими прямого отношения к его непосредственному содержанию (например, место расположения правильного ответа, частота повторения одного и того же варианта и т.д.). Практически всегда ориентация на форму, а не на содержание не облегчает решение задачи, а напротив, уводит на ложный путь. Более того, поскольку подобного рода рассуждения могут возникать неосознанно, полезно бывает после выбора верного ответа спросить себя, не повлияло ли на этот выбор какое-либо внешнее соображение, и при необходимости пересмотреть принятое решение.
26.4. Тестовые задания с множественным выбором
Самыми сложными и наиболее значимыми являются тестовые задания третьего типа, в которых предлагается найти все правильные ответы, когда неизвестно их точное количество среди предложенных вариантов. Являясь самыми «дорогими», с точки зрения получаемых баллов, они в то же время реже всего приносят очки экзаменуемым. Так, например, в те годы, когда на олимпиаде ГУ-ВШЭ по обществознанию среди 50 тестовых заданий было всего 10 вопросов с множественным выбором, именно эти 10 вопросов лидировали по количеству очков, потерянных на них абитуриентами; среднее число вопросов, принесших абитуриенту очки, колебалось от двух до трех из 10 возможных. Соответственно, призером или победителем олимпиады становился тот участник, который давал на один-два верных ответа больше, чем другие. Одна из причин сложности вопросов с множественным выбором состоит как раз в том, что в них чаще всего используются психологические и логические ловушки.
Самая простая и достаточно распространенная из них связана с неопределенностью количества правильных вариантов среди предложенных вариантов. В вопросах этого типа может присутствовать любое число правильных ответов, в том числе и всего один. Тем не менее, обнаружив его, как правило, начинают искать еще «хотя бы один» ответ и в итоге делают ошибку. Причиной такой ошибки является уверенность экзаменуемого (чаще всего не вполне осознанная), что в вопросах с множественным выбором правильных ответов должно быть никак не меньше двух, что, как видим, совершенно неверно. В вопросах этого типа вполне возможна и противоположная ситуация, когда верными оказываются все из предложенных ответов. Указав, скажем, четыре из пяти, экзаменуемый прекращает дальнейший поиск, будучи уверен, что выбор обязательно предполагает исключение хотя бы одного ответа. Например:
Принадлежность к социальному классу является:
1. Частным случаем принадлежности к социальной страте +
2. Определенным социальным статусом +
3. Определенным ранговым статусом +
4. Связанной с выполнением определенных социальных ролей +
5. Связанной с положением человека в системе социального неравенства +
На самом деле ситуация, когда все предложенные ответы оказываются правильными, не противоречит правилам данного варианта тестовых заданий и нередко используется составителями в качестве дополнительной ловушки, связанной с неосознанными психологическими установками учащегося.
Правило седьмое. Отвечая на тестовое задание с множественным выбором, необходимо помнить, что количество правильных ответов может быть любым, и не смущаться, если обнаружится, что правильный ответ всего один, или же, наоборот, если все ответы окажутся правильными.
Другая (более тонкая) ловушка связана с ситуацией, когда в списке оказываются ответы, на первый взгляд, исключающие друг друга, хотя на самом деле логически не связанные между собой. Например:
Укажите все верные утверждения:
1. Ролевые конфликты существуют только в сообществах людей;+
2. Ролевые конфликты существуют как в сообществах людей, так и в сообществах животных;
3. Взаимодействие, опосредованное символами, существует только у человека; +
4. Взаимодействие, опосредованное знаками, существует у человека. +
Обратим внимание, что при беглом чтении ответы № 3 и № 4 могут показаться взаимоисключающими. Это действительно было бы так, если бы в ответе № 4 присутствовало слово «только». Но в данном случае его там нет, что делает ответ № 4 правильным наряду с ответом № 3. Как видим, психологический эффект особо усиливается в том случае, если подобные ответы стоят рядом.
Правило восьмое. Отвечая на тестовый вопрос с множественным выбором, необходимо специально обращать внимание на ответы, воспринимаемые как взаимоисключающие. При этом необходимо последовательно сопоставить как отдельные фрагменты этих утверждений, так и их логическую структуру в целом. Принимая окончательное решение, следует четко ответить себе на вопрос: являются ли рассматриваемые ответы действительно друг друга исключающими или же в данном случае мы имеем дело с умело замаскированной логико-психологической ловушкой.
Глава 27. Стратегия и тактика выполнения заданий, включающих написание самостоятельного текста
Типология заданий
Наиболее многочисленны и разнообразны задания, предполагающие написание самостоятельного текста. Сюда можно отнести и вопросы, требующие вставить пропущенные в тексте слова или дописать незаконченное предложение (то, что в современном ЕГЭ по обществознанию называется «часть “В”»), и эссе, и самостоятельные исследовательские работы. Все эти задания объединяет то, что, в отличие от тестов, при их выполнении абитуриент должен самостоятельно формулировать и записывать свои мысли. Как показали многочисленные исследования, а также собственный педагогический опыт авторов данного пособия, у современных абитуриентов наблюдается значительный дефицит подобных навыков, что и создает повышенные трудности при выполнении заданий данного типа. Конечно, умению письменно формулировать свои мысли должны обучать в школе на уроках русского языка, литературы и т.д., поэтому было бы наивно полагать, что посредством некоей «чудодейственной методики» абитуриент за несколько занятий сможет восполнить пробелы, накопившиеся за 6–8 лет учебы. Тем не менее существует целый ряд тренировочных упражнений и методов, позволяющих значительно повысить как навыки письменной речи вообще, так и навыки, связанные со спецификой обществознания и различных форматов письменных испытаний по данному предмету. В данном разделе мы поговорим об основных из них.
Первое, что всегда необходимо помнить, – в творческих олимпиадных заданиях и подобных им заданиях ЕГЭ мы всегда имеем дело с необходимостью самостоятельного продуцирования и формулирования мыслей. Поэтому бесспорно полезной тренировкой являются любые упражнения, в которых абитуриент получает задания, ответы на которые не могут быть сведены к простому пересказу прочитанного текста. При этом на начальном этапе подготовки неважно, требуется ли от абитуриента письменная или устная формулировка своих мыслей. Для подобных тренировок, в том числе и при самоподготовке, можно использовать методические рекомендации, которые в настоящем учебнике приводятся к каждой теме. Отметим, что в большинстве случаев они требуют от абитуриента не простого воспроизводства прочитанных сведений, а самостоятельных рассуждений и умозаключений.
В то же время нельзя забывать, что устные ответы являются очень полезной формой именно предварительной, первоначальной тренировки и разминки, однако основной акцент в целевой подготовке и самоподготовке необходимо делать непосредственно на письменном формате, который, как уже говорилось выше, объективно сложнее устного. Тем не менее по ряду позиций, он имеет определенные преимущества, по сравнению с устным испытанием, и этот факт необходимо учитывать абитуриенту при выработке положительной психологической установки на участие в письменных испытаниях. В частности, формат устного испытания предполагает определенную беглость мысли, он не дает возможности нескольких секунд обдумывать и подыскивать подходящее слово. Напротив, письменное испытание такую возможность предоставляет. Кроме того, устный экзамен связан с целым рядом психологических факторов – стеснительность, неуверенность, отсутствие навыков публичного выступления, мнительное восприятие реакции экзаменаторов на свой ответ и т.д. Все эти негативные аспекты меньше сказываются в письменном экзамене. Неудивительно, что в практике авторов встречались учащиеся (хотя и не очень часто), для которых письменная форма контроля оказывалась удобнее устной, а потому и легче.
Рассмотрим проблемы, возникающие при выполнении письменных испытаний, по мере возрастания сложности типов этих заданий.
Самым простым видом открытого письменного задания является то, что в современной практике ЕГЭ называется «частью “В”». Этот вид не предполагает написания самостоятельного текста – в нем необходимо вписать либо слово, либо определение, а порой и просто найти соответствие между несколькими терминами и т.д.
На олимпиадах, цель которых состоит в выявлении наиболее творческих, одаренных школьников, данный формат, как правило, не применяется в финальных испытаниях. Тем не менее стоит посвятить определенное время отработки «части “В”». Несмотря на то что такая форма едва заметно отличается от формализованных тестов, в ней присутствует важная особенность: она предполагает самостоятельную письменную формулировку учащимся собственной мысли. Однако в отличие от «свободных сочинений», в данном случае это происходит на простейшем, элементарном уровне. Подобное упражнение особенно полезно в тех случаях, когда учащийся испытывает явные затруднения при переходе от устного формата к письменному или от тестовой формы, предлагающей готовые варианты ответов, к форме открытой.
Тем не менее в формате «части “В”» ЕГЭ отсутствует особенность, присущая всем прочим формам открытых проверочных испытаний: письменный ответ здесь сведен к написанию отдельных слов, максимум – словосочетаний, в силу чего абитуриент не сталкивается на этом уровне с проблемой структурирования отдельного предложения и уж тем более структурирования целостного текста.
В олимпиадах ГУ-ВШЭ применяется один из простейших вариантов заданий, связанных с написанием целостного текста – вопросы, требующие развернутых ответов. Последние, хотя по объему оказываются значительно меньше полноценного эссе (как правило, они не должны превышать 0,5 стр.), должны представлять собой связанные структурированные тексты, в которых наряду с утверждением (ответом на вопрос, тезисом и т.д.) должно присутствовать и определенное обоснование, доказательство собственной мысли. Поэтому отработка навыков «развернутых ответов на вопрос» имеет не только самостоятельную ценность, подготавливая абитуриента к определенному формату, но и является предпосылкой для освоения более сложных типов письменных заданий. Третьим, самым разнообразным и многоплановым видом письменных заданий, предполагающих написание самостоятельных структурированных текстов, является полноценное эссе. В олимпиадах по обществознанию, в конкурсах по социально-гуманитарным дисциплинам (социология, философия, политология и т.д.) эссе представляет собой наиболее распространенную, а главное, наиболее значимую, способную принести самое большое количество очков, форму задания. В современном формате ЕГЭ полноценным эссе является задание «С 9».
Из всего многообразия форм эссе (которые будут рассмотрены позже) в первую очередь можно выделить две основные: эссе на явно поставленную тему и эссе на тему афоризма. Первый тип встречается на олимпиадах для школьников НИУ-ВШЭ по обществознанию, в олимпиадах других университетов, второй – является основным типом эссе в современном формате ЕГЭ по данному предмету (задание С 9). Если их сравнить по степени сложности, то нетрудно заметить, что, при прочих равных условиях, первый тип эссе обычно оказывается проще второго. Действительно, чтобы написать эссе на тему афоризма, необходимо дать его адекватную интерпретацию, выделить содержащуюся в нем в неявном виде проблему и сформулировать ее. После подобной процедуры, также требующей вполне определенных навыков и умений, эссе второго типа, по сути, превращается в эссе на явно поставленную тему, т.е., по нашей классификации, в тип первый. Данный факт очень важен, ибо позволяет превратить подготовку, на первый взгляд, к различным типам эссе в единый процесс, состоящий из последовательного освоения двух самостоятельных навыков: во-первых, навыка написания эссе на явно заданную тему, во-вторых, навыка выделения из афоризма скрытой в нем проблемы, превращения ее в тему эссе.
Вопросы, требующие развернутого ответа
Прежде всего вопросы, относящиеся к данному типу, с некоторой долей условности можно разделить на вопросы теоретические и прикладные. Задача первых – выявить степень освоения абитуриентом теоретического материала, его способность творчески подходить к полученным знаниям, умение формулировать теоретические выводы, непосредственно отсутствующие в учебном материале. Задача вторых – проверить, в какой степени абитуриент может применять полученные теоретические знания на практике, прежде всего – для описания и интерпретации различных социальных ситуаций. Роль последних, как правило, играют либо примеры из современной жизни, либо примеры из школьных курсов истории, литературы.
27.2.1. Теоретические вопросы
Простейший и в то же время весьма распространенный вариант теоретического вопроса – это вопрос, в основе которого лежит пересечение двух тем. Например:
«Как взаимосвязаны ролевые напряжения с процессами социальной мобильности?»
Заметим: ни в одном из рекомендованных абитуриентам учебников и учебных пособий ответа на так поставленный вопрос в непосредственном виде нет. Возможно, кто-то посчитает, что следует поискать ответ в пособиях по подготовке и ЕГЭ и по социологии в целом, и не исключено, что среди огромного количества существующей сегодня учебной литературы его удастся найти. Но, возможно, что и не удастся; кроме того, такой метод еще может как-то сработать на заочном туре, но как им воспользоваться на очных испытаниях, где пользоваться литературой запрещено? Выход только один: вырабатывать навык самостоятельного ответа на вопросы подобного типа.
В ответах на теоретические вопросы, формирующиеся на пересечении двух тем, встречаются типовые ошибки. Самая распространенная – не связанное друг с другом изложение своих знаний отдельно по каждой из тем, присутствующих в данном вопросе. Так, рассматриваемое задание, очевидно, предполагает знание двух тем «Ролевое напряжение» и «Социальная мобильность». Недостаточно подготовленный абитуриент, как правило, сначала пишет все, что ему известно по теме «Ролевые напряжения», рассматривает их типологию, описывает причины возникновения, способы преодоления и т.д., затем подобным же образом излагает тему «Социальная мобильность». При этом самому абитуриенту вполне может показаться, что задание выполнено – в ответе присутствует некий взятый из учебников теоретический материал, а объем ответа скорее всего также оказывается немалым. Тем не менее при проверке данный текст скорее всего не получит даже положительной оценки. Почему? Потому что фактически тема задания оказывается нераскрытой, ибо в задании речь идет не о теориях «ролевых напряжений» и «социальной мобильности» в отдельности, а о взаимосвязанности данных социальных явлений.
Правило девятое. Письменно отвечая на вопрос, никогда не надо стремиться написать все, что известно по темам, в той или иной степени затрагивающихся в задании. Необходимо сфокусироваться на целевой задаче и обращаться к изложению известного материала только в той степени, в какой это будет способствовать ее раскрытию.
Оптимальный алгоритм выполнения подобных заданий выглядит следующим образом. Прежде всего необходимо мобилизовать все имеющиеся знания по обеим темам. Однако сделать это надо не для того, чтобы изложить на бумаге весь известный материал. Активизируя свои знания, на первом этапе следует отыскать понятия, встречающиеся в обеих темах. Например, социальная мобильность по определению представляет собой изменение социального статуса. Последний, в свою очередь, двояким образом связан с социальными ролями: с одной стороны, он сам является частным случаем социальной роли, с другой – любой статус имеет определенный ролевой набор. Изменение статуса, таким образом, может стать причиной ролевых напряжений по двум основаниям: во-первых, оно может происходить в условиях неадекватной подготовки по основной, статусообразующей роли (ролевое напряжение первого типа), во-вторых, напряжение может быть вызвано неадекватной подготовкой по другим ролям из ролевого набора. Первый случай можно проиллюстрировать примером, когда на высокую управленческую должность назначается человек, по своим профессиональным качествам данной должности не соответствующий.
Второй случай может возникнуть в ситуации, отчасти противоположной первой: имея особые (может быть, даже выдающиеся) профессиональные качества, соответствующие основной статусообразующей роли, человек может быть повышен в должности, однако при этом не соответствовать ролевому набору обретенного статуса в полном объеме. Возможно, новая должность может потребовать от него не только качеств талантливого и умелого организатора, но и более широкого уровня общей эрудиции, культуры, светских манер и т.д. В известном фильме «Красные дипкурьеры» есть примечательный эпизод: комдив Красной армии, получивший в ходе взятия Крыма серьезное ранение, вынужден оставить военную службу. Он получает предложение стать дипломатическим курьером, поскольку в те годы данная работа была сопряжена с немалым риском и требовала боевого опыта. Полностью соответствуя подобным требованиям, он тем не менее постоянно сталкивается с проблемами иного рода: бывший комдив не знаком с принципами светского этикета, не признает иной формы одежды, кроме гимнастерки, сапог и галифе, и в подобном виде приходит в дипломатические представительства за рубежом. С одной стороны, он испытывает вследствие этого постоянный дискомфорт, с другой – не может представить себя «в буржуйской одежде».
Продолжая подобным образом анализировать и сопоставлять предложенные темы, можно заметить, что вертикальная социальная мобильность увеличивает вероятность возникновения также и межролевых напряжений. Действительно, обретение нового статуса не означает автоматического уничтожения всех прежних ролей, хотя далеко не все из них легко с ним совместимы. Человек из бедной семьи, сделавший головокружительную карьеру или даже пр<