Роль социальной практики в формировании основных понятий социологии
В нашем учебнике мы стремились расположить все понятия социологии в определенном порядке, переходя от более простых и очевидных к более сложным и содержательным. В истории науки эти понятия возникали и развивались совсем не в том порядке, в каком их целесообразно излагать в учебнике.
Основные понятия социологии формировались на стыке многих наук, их четкое определение достигалось усилиями поколений исследователей, принадлежащих к разным научным направлениям, и даже к разным наукам. Зачастую они даже не знали о существовании друг друга.
Развитие системы социологических понятий нельзя представлять исключительно как результат кабинетного мышления ученых и накопленных результатов исследований. На ее формирование влияли другие важные факторы.
– В первую очередь, социологические концепции, оставившие след в истории, всегда создавались как ответ на вызовы времени, как попытка ответить на вопросы, которые волновали современников.
– Важным фактором, под влиянием которого формируются научные теории, является господствующие в обществе идеология и мировоззрение.
Идеология – это логически организованная система представлений о вселенной и обществе, которая внедряется в менталитет общества правящими элитами или другими активными группами (например, церковью или диссидентами).
Мировоззрение – это представление о мире и обществе, которые реально господствуют в обществе. Идеология и мировоззрение могут быть близки друг другу, а могут значительно различаться. Если в естественных науках влияние идеологии и мировоззрения на теорию носит косвенный характер, в общественных науках это один из центральных моментов. С этим фактом нельзя бороться, но нельзя не считаться.
Наконец, сам объект социологических концепций (общество) непрерывно меняется, в отличие от объектов естественных наук. Это создает иллюзию, что все знания и понятия об обществе, накопленные предыдущими поколениями, теряют свою ценность в новых условиях. Эта иллюзия неверна, она приносит много вреда при принятии решений о путях развития общества.
Важнейшим из факторов, определивших формирование основных понятий социологии, безусловно, являются практические потребности общества. Рассмотрим, как повлияли практические потребности на формирование некоторых наиболее важных понятий.
Социальная группа
Среди исследователей нет единого мнения относительно определения понятия «социальная группа». В частности, в социальной психологии употребляется несколько значений этого термина, если не противоречащих друг другу, то, по крайней мере, различающихся[8]. В социологии, в отличие от этого, принято определение, введенное знаменитым американским социологом Р.Мертоном (см. 2.1).
Строгое определение понятия «социальная группа» сформировалось на пересечении целого ряда исследований, на первый взгляд, никак не связанных друг с другом.
К.Маркс еще в середине XIX века подчеркивал, что человек есть существо общественное. Другими словами, все свойства человеческой природы не принадлежат каждому индивиду изначально, а формируются в процессе социализации, то есть взаимодействия в рамках конкретной социальной общности. Эту простую, на первый взгляд, мысль, и в XIX веке, и в XX, и в начале XXI в. пытаются оспорить те, кто считает общество собранием разобщенных индивидов, объединяющихся в группы только для повышения собственной выгоды.
В конце XIX и начале XX века эта дилемма из академических сфер перешла в практическую область. В 20-х годах XX века в промышленности остро встала проблема стимулирования и повышения производительности труда. Результаты исследования, проведенного в 1924 году в одной американской компании, показали, что коллектив, в котором работает человек, оказывает очень сильное влияние на производительность его труда (см. 2.4.3). Результатом этого открытия, совершенного, на первый взгляд, почти случайно, стали сотни специализированных исследований, посвященных влиянию коллектива на стимулирование труда. Случайность этого открытия, однако, лишь кажущаяся. Бизнесменов и правительство давно интересовали практические проблемы повышения эффективности труда, хотя они и не подозревали, что социально-психологические факторы могут оказывать столь сильное влияние. Напомним, что один из основателей теории управления социальными коллективами, основатель автомобильной суперфирмы Генри Форд, не только не приветствовал создание психологического климата коллектива, но и всячески противодействовал ему.
Особенно популярными стали исследования влияния группы на эффективность труда, когда внимание экономистов и предпринимателей привлекла организационная культура стран Восточной Азии, в первую очередь Японии (в 70–80-е годы XX века именно Япония показывала удивительные результаты в экономическом развитии). В японских фирмах, однако, использовались иные методы стимулирования работников, чем на европейских и северо-американских предприятиях. Основной упор делался не на материальное стимулирование отдельных работников, а на моральное поощрение его со стороны коллектива. Именно с этого времени и на западных фирмах стали уделять внимание формированию корпоративной культуры (т.е. культуры социальной группы – трудового коллектива) как важному элементу повышения эффективности труда.
Еще один круг практических проблем, стимулировавших изучение механизма социальных групп, это интенсивный всплеск организованной преступности, который произошел в США в 20–30-е годы XX века. «Организация» проявлялась в самых разных формах – от молодежных групп до развитой системы международной мафии. Именно эти исследования наглядно показывали, насколько большую роль в обществе играют именно социальные группы, то есть общности с ограниченным членством, своей системой норм и ценностей, методами социализации и социального контроля. Особое внимание уделялось этническим группировкам, возникшим в результате массового притока населения из Европы и Азии в конце XIX – первой половине XX века.
Так, в 30-х – начале 40-х годов представитель Чикагской социологической школы Уильям Уайт провел классическое исследование методом включенного наблюдения (см. 25.4), результаты которого опубликовал в 1943 году под названием «Общество на углу улицы». Объектом исследования стала полукриминальная компания молодых людей из итальянского квартала его родного Чикаго. Будучи достаточно молодым человеком (У.Уайт родился в 1914 году), он вошел в состав этой «шайки», не разглашая своей истинной цели, и в течение нескольких лет наблюдал за ее поведением, записывая и анализируя результаты. Это позволило автору проследить формирование норм и ценностей, распределение ролей в данной группе. Исследование Уайта и его последователей позволило лучше понять причины складывания молодежных криминальных структур и механизмы их поведения. В конечном итоге эти исследования помогли приостановить рост организованной преступности в самый сложный период американской истории.
Параллельно с «натурными» исследованиями проводились (и проводятся) лабораторные опыты в рамках социальной психологии. В параграфе 3.2.1 мы упоминали о классическом эксперименте К.Левина, посвященном выявлению типа лидерства. Практическая значимость этого результата состояла не только в том, что выявлялись оптимальные типы лидерства для решения коллективом задач. Напомним, что исследование проводилось в период Второй мировой войны. Данные этого проекта наглядно показали, что жесткий авторитарный тип правления с высокой вероятностью может сменить «режим вседозволенности». Эти результаты могли бы служить предупреждением политическим деятелям, постоянно ссылающимся на ценности «свободы» и «демократии», как способы разрешить все социальные проблемы. В частности, в контексте того времени, эти данные могли бы объяснить приход к власти Гитлера и других диктаторов 30–40-х годов.
Культура
Сходные практические проблемы привели к развитию строгого научного понятия «культура», которое, как мы видели, значительно отличается от понятий обыденного сознания (см. 10.1). До 20–30-х годов XX века точного определения понятия «культура» не существовало. Под этим названием чаще всего понималось нечто, что отличает «цивилизованные» народы от «нецивилизованных» (то есть, не входящих в круг народов Западной Европы и «новых» наций Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии). Это «нечто» могло включать самые разные элементы – от политического парламентаризма до манер поведения во время еды. Естественно, всё, что характеризует «цивилизованные» народы, считалось принадлежащим «культуре», а политические институты, тексты и обычаи остальных народов – «дикости» и «варварству».
В первые десятилетия XX века пришло понимание того, что другие народы также обладают «культурой», причем их культура оказывалась зачастую гораздо древнее, чем европейская. Понимание это пришло не само собой, а под влиянием практических обстоятельств. Формирование колониальной системы потребовало выработки механизмов управления подчиненными народами. Прямое насилие оказалось неэффективным. Потребовались методы косвенного управления, через политические институты «аборигенного» общества. А для этого необходимо было понять, как устроено это самое общество. Тут пригодились знания и навыки, выработанные антропологами, изучавшими к тому времени «дикие» народы в течение многих десятилетий. В частности, английский антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский дал достаточно четкое определение понятия «культура» как системы устойчивых социальных институтов данного конкретного общества. С другой стороны, культура представляется системой норм, ценностей и образцов поведения, признаваемых в данном обществе в качестве нормальных. Эти два аспекта не противоречат, а дополняют друг друга.
Значимость определения, данного Малиновским, состоит не только в том, что оно четкое и дает возможность «измерить» культуру, проводить сравнительное изучение разных культур. Это определение исключало деление народов на «культурные» и «некультурные». Каждое общество приспосабливается к тем условиям, в которых оно существует. Поэтому критерием «культурности» является не соответствие европейским стандартам, а способность культуры решать те задачи, которые стоят перед данным обществом в текущей момент. Например, неспособность лидеров рыночных экономик предвидеть экономические кризисы и преодолевать их пагубные последствия говорит о недостаточной «культурности» данных обществ.
Определение понятия культура, предложенное Б.Малиновским, было связано с попыткой решить практическую проблему управления заморскими колониями. Задачу эту британским колонизаторам в полной мере решить не удалось. Но определение Б.Малиновского в этом вряд ли виновато. Поэтому подход, предложенный им, не только сохранил свое значение, но и приобрел еще большую популярность. Напомним, что в конце 60-х годов XX века транснациональные корпорации стали активно размещать свои филиалы в развивающихся странах. Связано это было отнюдь не со стремлением развивать экономику этих стран, а с тем, что в них была более дешевая рабочая сила и перспективные рынки. Именно потребность в управлении филиалами породила острый интерес западных деловых кругов к проблемам национальных культур и инициировала научные исследования в этом направлении (см. 12.2). Консультирование в области межнациональных деловых контактов в наше время является не только сферой научных исследований, но и одной из выгодных сфер бизнеса. Естественно, что все эти исследования и практические мероприятия были возможны только потому, что существовало общепринятое понимание категории «культура».
Исследования по формированию корпоративных культур показали, что невозможно всю культуру сформировать «сверху». Эффективной может быть только та культура, которая формируется самой группой. А для этого необходимо, чтобы группа (в данном случае – коллектив фирмы) имела бы четкие границы принадлежности, и ее состав был бы достаточно устойчивым в течение длительного времени.
Наконец, последние десятилетия XX века и начало XXI века сделали точное понимание того, что есть «культура», еще более актуальным. И понимание это пришло из кругов, откуда его меньше всего можно было ожидать – от руководителей международных финансовых организаций. Финансисты как никто были заинтересованы в том, чтобы деньги, вкладываемые в конкретные отрасли конкретных государств, возвращались вовремя и с процентом. Для оценки предполагаемого эффекта использовались математические модели, разработанные на примере государств Европы, Америки, Северной Африки и развитых стран Юго-Восточной Азии. Эти модели попытались применить для прогноза экономического развития Китайской Народной Республики, правительство которой начало осуществлять технологический скачок в конце 70-х годов XX века.
По всем прогнозам выходило, что крайне рискованно вкладывать деньги в отрасли тяжелой промышленности Китая, которые не предполагают быстрой отдачи. Модели, в частности, предсказывали быстрое насыщение рынка и стагнацию этих отраслей. При этом некоторые инвесторы решили рискнуть и не ошиблись. Экономика Китая в конце XX – начале XXI века развивалась вопреки всем прогнозам, построенным на чисто «рыночных» моделях. Более глубокое изучение экономического поведения китайской цивилизации в современных условиях показало, что устойчивость конфуцианских принципов является важным фактором, влияющим на экономику.
Общество
В трудах социологов XIX – начала XX века понятие «общество», так же как и понятие «социальная группа», употреблялось во многих смыслах, его значение не было четко определенным. Под «обществом» (по умолчанию) понималось то все население Земли, то население отдельного государства, то союз племен.
Попытка более четкого определения, так же как и в случае с «социальной группой» имела под собой вполне практические основания. Как известно, конец 20-х – начало 30-х годов XX века ознаменовался одним из самых мощных экономических кризисов за всю историю современного рыночного хозяйства. Этот кризис сильно повлиял на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на науку. Начался кризис в США, где к тому времени сложились хорошие социологические и социально-психологические научные центры. Многочисленные исследования касались в основном частных прикладных проблем (изучение спроса, преступности и т.д.). Американские исследователи практически не интересовались проблемами теоретического осмысления общественных проблем.
Кризис заставил по-новому взглянуть на общество. Стало очевидным, что все «органы» общества тесно связаны друг с другом и невозможно найти выхода из кризиса, не учитывая этих связей. Любой социальный институт, любой человек должен оцениваться, прежде всего, с точки зрения того, насколько его деятельность вносит вклад в сохранение и процветание данного конкретного общества. Задача государства – обеспечить такой порядок, при котором наиболее высокие доходы и почет доставались именно тем людям, деятельность которых соответствует этому критерию. При таком подходе не отрицаются ни рыночные ценности, ни демократические свободы. Более того, без рынка и возможности влияния народа на власть никакое равновесие в обществе невозможно.
Администрация Ф.Рузвельта, президента США, сумевшего вывести страну (а вместе с ней и весь капиталистический мир) из кризиса, использовала для достижения этих целей именно системные свойства общества. Основателями научного подхода, в рамках которого был обобщен этот опыт, принято считать двух выдающихся американских социологов – Толкотта Парсонса и Роберта Мертона (см. 24.1.2). Оба они в качестве одного из своих предшественников называли Б.Малиновского. Их основные работы относятся ко второй половине 30-х – концу 60-х годов XX века. Их подход, получивший название структурно-функционального анализа, важен именно в наше время. Общество не может не только развиваться, но и выжить, если максимальные доходы и влияние на власть имеют круги, не учитывающие его системных характеристик, и единственная цель которых – извлечение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и ценой разрушения основ собственного общества. Таким образом, теоретическая конструкция Парсонса и его коллег также создавалась под влиянием вполне практических интересов.
В данном параграфе мы могли коснуться только некоторых практических проблем, в ответ на которые развивалась современная социология. Однако какие бы понятия и конструкции мы ни затронули, везде можно выявить реальную ситуацию напряженности в социальных отношениях, которая инициировала исследования. Это касается ролевых конфликтов и социализации, социальной мобильности и институтов.
Подчеркнем еще раз – понятия и закономерности социологии, некоторые из которых рассмотрены в нашей книге – это не плод досужих рассуждений кабинетных ученых, а вполне практические вещи. Многие неудачи отдельных людей, фирм и целых государств связаны именно с игнорированием объективных законов человеческого общества. Задача социологического образования – воспитать людей, которые могли бы планировать работу фирмы, региона, государства, учитывая все основные факторы – экономический, социальный, экологический, психологический, – не опираясь исключительно на формальные статистические показатели.
24.2. Основные проблемы современной теоретической социологии
Через историю социологии XX в. проходят несколько дискуссионных вопросов, которые проявлялись в противостоянии различных школ и направлений и в конечном итоге отразили реальные жизненные проблемы современного общества.
24.2.1. Противостояние позитивистской и понимающей социологии
Может ли социология выявить закономерности, присущие разным социальным системам, или она изучает только уникальные, неповторимые объекты (общества), и поэтому выводы, полученные для одного общества, неприменимы в другом? Например, большинство закономерностей, выявленных в ходе многочисленных социологических исследований, касаются западных обществ. Действуют ли они в обществах с другой историей и культурой? То же самое относится к теоретическим схемам, объясняющим социальные процессы. Можно ли одни и те же теории применять при анализе американского общества и других обществ, например российского?
По этому вопросу мнение социологов XX в. разделилось, и противостояние двух подходов не исчерпано до сих пор, возобновляясь на каждом новом витке развития социологии.
Позитивистское направление в социологии исходило из того, что поведение людей во всех группах, во всех обществах подчиняется одним и тем же закономерностям, соответственно и социальные группы в разных обществах, и сами эти общества управляются одними и теми же принципами. Достаточно выявить эти принципы, и можно будет предсказывать и объяснять поведение любой группы, любого общества. Этот подход базировался на представлениях эволюционизма, а также на методологии естественных наук.
Противоположное направление – понимающая социология – опиралась на традицию немецкой школы неокантианства (Г.Риккерт, М.Вебер). Представители этого направления считали, что социология в принципе не может и не должна пытаться сконструировать общие теоретические схемы по двум причинам:
– социальные явления гораздо сложнее тех, которые изучают естественные науки, они зависят от большого числа факторов и от взаимодействия этих факторов; учесть весь круг причин и сформулировать их в виде простых закономерностей невозможно;
– в отличие от естественных наук, объекты социальных наук соотносятся с социальными ценностями. Определенные события (например, социальная революция или смена династий) выделяются в качестве объекта исследования не потому, что они столь важны для исторического процесса, а потому, что господствующая в обществе система ценностей делает их особенно интересными и для исследователя, и для читателя. Избавиться от этого субъективизма историк и социолог не могут, так как они сами являются членами общества.
Из этих двух посылок делался вывод, что социология должна ограничиваться описанием единичных событий, явлений, социальных общностей.
Эта проблема касается не только теории, но и методов, применяемых в социологических исследованиях. Сторонники позитивистского подхода в социологии считали, что используемые в ней методы ничем принципиально не отличаются от методов физики и других естественных наук. Здесь также необходимо строить шкалы, проводить экспериментальные или «квазиэкспериментальные» (то есть имитирующие эксперимент на естественных объектах) исследования, выявлять закономерности, применимые ко всем социальным группам и во всех обществах, делать прогнозы на основании этих закономерностей.
Наоборот, последователи «понимающей» социологии настаивали на том, что методы социологических исследований должны в корне отличаться от естественнонаучных. Для социолога гораздо важнее «вжиться» в изучаемую им социальную группу, почувствовать скрытые не только от посторонних, но часто и от самих участников группы (общества) реальные мотивы их деятельности и то значение, которое придается их действиям в обществе.