Развитие методологических принципов социологической науки в трудах Э.Дюркгейма (1858–1917)
Э.Дюркгейм – французский социолог, родоначальник французской школы в социологии, основатель социологии религии как самостоятельной дисциплины. Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Дюркгейм также известен своими статьями по социологии образования и считается одним из родоначальников данного направления.
Проблема метода социологии
Дюркгейм считается классиком теории социологического метода, его подход получил название социального реализма. Основные сформулированные им принципы следующие. Во-первых, общество представляет собой часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические и непреложные законы. Во-вторых, это общество первично по отношению к составляющим его людям, в своем функционировании оно есть нечто большее, чем эти люди, и не сводимо к ним. Соответственно, в-третьих, являющиеся предметом изучения социологией социальные факты столь же объективны и независимы от человеческого произвола, как и факты, изучаемые естественными науками. Главный принцип: «Социальные факты следует рассматривать как вещи». В-четвертых, своеобразный «принцип однородности причин», согласно которому «социальное необходимо объяснять только социальным», в социологии недопустимо обращаться к психологическим, физическим и другим объяснениям.
Проблема разделения труда
В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм обосновал невозможность сугубо экономического объяснения возникновения разделения труда. Согласно экономической концепции, развивавшейся многими классиками этой науки, труд разделяется между обладающими различными способностями индивидами, каждый из которых начинает специализироваться на том виде деятельности, к которому он наиболее пригоден, что и приводит к росту производительности труда. Согласно Дюркгейму, различия между людьми существовали отнюдь не от века – напротив, первобытное (архаическое) состояние характеризовалось практически полной тождественностью и взаимозаменяемостью индивидов, а первые различия между ними появляются именно с возникновением разделения труда. Следовательно, в классическом объяснении феномена разделения труда путаются причина и следствие, а его адекватное научное объяснение не может исходить из предпосылки исходной дифференциации индивидов.
Для решения этой задачи Дюркгейм вводит два понятия – механической и органической солидарности. Первая характерна для архаических обществ, в которых отсутствует функциональная дифференциация индивидов. Их единство поддерживается коллективным сознанием, определяемым как «совокупность общих верований и чувств, свойственных, в среднем, членам какого-либо общества». Эта совокупность имеет собственную жизнь, не сводимую к жизни отдельных индивидов. Коллективное сознание существует в любом обществе, однако в архаическую эпоху оно является практически единственной силой, связывающей общество, и полностью поглощает индивидуальное сознание. Естественно, что такое господство коллективного сознания над индивидуальным приводит к практически полной тождественности всех членов первобытного коллектива.
Напротив, органическая солидарность существует в развитых обществах, и основу ее составляет функциональная взаимозависимость индивидов, т.е. взаимодействие на основе разделения труда. Следовательно, объяснить возникновение разделения труда можно, лишь раскрыв механизм разложения механической солидарности и превращения ее в солидарность органическую. Согласно Дюркгейму, по мере роста механической плотности (количество населения на единицу площади) и моральной плотности (интенсивность контактов) происходит усиление борьбы между индивидами, которая начинает угрожать единству общества. Мирным способом разрешения этой борьбы и является возникновение органической солидарности. В условиях последней роль прежних традиционных верований в поддержании социальной солидарности заметно уменьшается. Благодаря этому общество оказывается в перманентном состоянии аномии, т.е. потери устойчивой ценностной системы.