Учение Маркса о буржуазном обществе
Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для исследования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам.
Буржуазное общество расколото на два антагонистических класса – буржуазию и пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне – собственники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы, и в конечном счете их представители должны будут слиться или с буржуазией, или с пролетариатом.
Маркс выделял важнейшую особенность буржуазии – она не может существовать, не развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать конфликт производственных отношений и производительных сил. Характер производства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта – вплоть до булавки или иглы (излюбленные примеры экономистов той эпохи) – принимают участие не только разные люди, но даже разные страны, однако организация, управление производством по-прежнему подчиняются правилам частнособственнических отношений. Одно из проявлений этого конфликта – кризисы перепроизводства, которые рассматривались как неизлечимая болезнь капитализма, порождаемая имманентными законами рыночной стихии. Он сравнивал буржуазию с волшебником, не способным справиться с вызванными им самим подземными силами.
Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в росте численности, с другой – в росте нищеты пролетариата ибо по мере развития техники все меньшая доля капитала превращается в заработную плату рабочих. Как результат – рост безработицы и падение жизненного уровня работающих пролетариев. Одни пролетарии обречены на чрезмерный труд, другие в итоге оказываются вообще лишенными работы. Но пролетариям «нечего терять, кроме своих цепей». Из «класса в себе», т.е. из совокупности людей, хотя и принадлежащих объективно к определенному общественному классу, но не осознающих адекватно своего места в обществе, пролетарии должны превратиться в «класс для себя», т.е. осознать свое положение и организовать борьбу против буржуазии. Первая стадия – сугубо профессиональная борьба «местного» масштаба, но постепенно, в том числе и благодаря развитию средств связи, она должна перерасти в национальную, а затем и интернациональную борьбу. Итогом этой борьбы должна стать пролетарская революция, которая приведет к созданию бесклассового коммунистического общества. Это будет завершением «предыстории» человечества, началом его подлинной истории.
В рамках коммунизма социальная жизнь перестанет господствовать над человеком в качестве некоей чуждой, от него не зависящей силы, а тем самым исчезнут основания для существования иллюзорных форм общественного сознания, в частности религии.
Маркс и проблемы экономической социологии
Несмотря на то, что многие прогнозы Маркса не оправдались (в частности, дальнейшее обнищание рабочего класса, разорение и полное исчезновение с экономической арены мелкого производства), он по праву считается классиком экономической социологии и социологии вообще. Кратко его вклад в эти дисциплины можно резюмировать следующим образом.
Во-первых, в противоположность экономистам классической школы (А.Смит, Д.Рикардо), рассматривавших законы рыночной экономики в качестве вечных и неизменных, вытекающих из самой человеческой природы реалий, Маркс показал их исторический характер, а значит, и исторически ограниченный характер модели «экономического человека».
Во-вторых, в своем учении о базисе и надстройке Маркс раскрыл неразрывную взаимосвязь экономической жизни общества и его социальной структуры, хотя, как считают многие исследователи, и несколько односторонне.
В-третьих, в учении о классовом неравенстве и классовой борьбе Маркс заложил основы современной теории социального неравенства и социального конфликта.
В-четвертых, одним из первых создал теорию не просто функционирования, а функционирования и развития социально-экономической системы.