Формирование основ социологической науки в трудах О.Конта (1798–1857)
Основные произведения О.Конта – «Курс позитивной философии» (1830–42) и «Система позитивной политики» (1851–54).
Позитивный метод
О.Конт считается родоначальником социологии. Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универсальном научном методе, который называет позитивным. Основные требования позитивного метода: во-первых, использовать при исследовании только те понятия, соответствующие которым явления могут быть непосредственно наблюдаемы на опыте. Во-вторых, абсолютный запрет использования теологических и телеологических объяснений (т.е. объяснений, указывающих на целесообразность и разумность тех или иных явлений исходя из целей Творца). В-третьих, отказ от попыток установить первичные сущности вещей, сознательная ориентация на открытие законов, лишь описывающих наблюдаемые явления, на замену всего абсолютного относительным.
С его точки зрения, этот метод не до конца осознанно использовали Ньютон и его последователи, что и привело их к величайшим открытиям. Так, например, с его помощью были предсказаны и открыты неизвестные ранее планеты и спутники планет, в то время как все попытки проникнуть в природу самой силы тяготения порождали лишь пустые спекуляции. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его метафизическому методу прежних социально-философских учений, в которых, как мы помним, часто использовались такие не позитивные понятия, как врожденные знания (Платон, Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д.
Структура социологии
По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раздела – социальную статику, изучающую структуру и функционирование общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.
Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для описания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из краеугольных тем раздела – семья, которая, согласно Конту, является «живым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, приобретаются базовые социальные навыки.
Другая важнейшая тема этой части – разделение труда, рассматривающееся Контом не только как экономический, но и как фундаментальный социальный факт. Самое существенное разделение труда – разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение будет существовать всегда, а следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односторонне развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти является в этой концепции важнейшей предпосылкой консенсуса в обществе. Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, роль которых особо пристально исследовалась им в поздней работе «Система позитивной политики».
В концепции Конта социальная динамика полностью отождествляется с теорией социального прогресса. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию – «мертвые всегда управляют живыми». Центральная идея этой теории – закон «трех стадий», согласно которому человечество в своем интеллектуальном развитии прошло три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первой – теологической – стадии человек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фетиши, затем – во многих невидимых богов и, наконец, в единого Бога. Эта стадия завершается примерно в 1300 г. н.э. В метафизическую (примерно с 1300 по 1800 гг.) эпоху человек пользуется абстрактными понятиями, однако основу познания составляет умозрение, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В позитивную эпоху (с 1800 г.) человек, признав невозможность достижения абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек.
Классификация наук
Закон «трех стадий» в итоге оказывается тесно связанным с общей классификацией наук. Основные науки располагаются Контом в той последовательности, в которой каждая вступала в позитивную стадию. Соответственно, чем сложнее предмет науки, тем позже достигает она этого состояния. Этот ряд: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Таким образом социология имеет наиболее сложный предмет, поэтому позитивная стадия наступает в ней только в его эпоху. Нетрудно заметить, что в предложенной классификации отсутствует целый ряд наук, например, психология, которая рассматривалась как раздел биологии (ибо она, согласно Конту, изучает поведенческие аспекты, детерминированные индивидуальными, а не социальными причинами). Не найдем мы в ней и экономику, которая, отказавшись от методологического индивидуализма, должна стать своеобразным «разделом» социологии.
23.3. Социальное учение К.Маркса (1818–1883). Материалистическое понимание истории
К.Маркс – немецкий философ и экономист, крупнейший представитель социалистической мысли ХIХ в.
Основные опубликованные при жизни социально-философские работы: «Манифест Коммунистической партии» (1848) (совместно с Ф.Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1849), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1 т. – 1867). Многие труды Маркса были опубликованы только после его смерти, в частности «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Немецкая идеология» (1845) (совместно с Энгельсом), II–IV тома «Капитала» – работы, которые также часто используются и упоминаются в социологической литературе. Первичная публикация архива Маркса продолжается по настоящее время.