Теория общественного договора Дж. Локка (1632–1704)
Основное социально-философское произведение Дж.Локка – «Два трактата о правлении» (1690). В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в так понимаемом естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге основной задачей государства становится защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона – независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первых поставил вопрос о путях защиты человека от произвола государственной власти.
Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.
Взгляды на общество Ж.-Ж.Руссо (1712–1778)
Основные социально-философские произведения Ж.-Ж.Руссо – «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми». Подобно Локку, он стоял на позициях естественного права и общественного договора, признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть. Однако он критически относился к тому, что мы привыкли именовать «достижениями цивилизации», усматривая в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни.
Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально-философских учений. Однако в середине ХIХ века в качестве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая изначально четко противопоставляет себя социально-философским учениям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 22
1. Укажите основные особенности древнегреческой культуры. Почему Древняя Греция считается «колыбелью европейской цивилизации»? Как вы понимаете понятие «антропоцентризм», что оно означает применительно к греческой культуре? Укажите основные принципы «идеального государства» Платона, его структуру. Почему Платон являлся сторонником полного подавления индивидуальности человека в «идеальном государстве»? Как, согласно Платону, происходит эволюция форм государственного устройства? За что, с вашей точки зрения, К.Поппер назвал Платона «первым социологом»?
2. Дайте сравнительную характеристику социально-философских учений Платона и Аристотеля. Как вы понимаете выражение «человек есть политическое животное»? В чем, с вашей точки зрения, состоят основные преимущества и недостатки подходов к обществу как к искусственной и естественной системам? Укажите основные принципы аристотелевской классификации типов государственного устройства. Каким образом Аристотель обосновывал естественность рабства?
3. Укажите основные особенности христианского мировоззрения. В чем проявилось влияние этого мировоззрения на социально-философские взгляды Августина? В чем состояло основное отличие его взглядов на историю от соответствующих взглядов античных авторов? Опишите основные принципы августиновского учения «о предопределении». Какова, с точки зрения Вебера, была роль этого учения в возникновении «западного капитализма»? Как вы понимаете принцип «отделения этики от политики»? В чем Макиавелли усматривал основные слабости аристотелевской классификации основных типов государственного устройства, на чем базировалось его представление об оптимальности римского государства?
4. Дайте определение парадигмы «общественного договора». Каковы были основные причины распространения этой парадигмы в эпоху Нового времени? Дайте сравнительную характеристику концепций Гоббса, Локка, Руссо. В чем вы видите основные преимущества и недостатки каждой из моделей? Дайте определение «естественного права», укажите связь этой теории с теориями «общественного договора». Какие предпосылки возникновения социологии сформировались в эпоху Нового времени?
Основные термины и понятия
Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам человеческого облика.
Аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит привилегированному (как правило, знатному) меньшинству.
Демократия – форма правления, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.
Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориентиров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и потому независимых от конкретных социальных условий и формы государства.
Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.
Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 17–48, 258–261.
Популярная:
2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 84–89.
Дополнительная:
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. С. 36–76.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2001. С. 19–61.
5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 33–57, 104–113, 130–142.
Глава 23. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
23.1. Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии
Современные авторы выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки [12, 19–58]: формирование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социальном законе; формирование идеи метода; формирование понятия социального прогресса.
23.1.1. Формирование понятия общества как особой реальности. Концепция позитивного социального закона
Со времени Античности в социальной философии существуют два противоположных представления о природе общества – представление о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Аристотеля – ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в философском учении Гегеля о «Мировом Духе». Согласно этой концепции «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и в силу этого является подлинным субъектом, подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной реальности, независимой от человека, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к формулировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.
Идея прогресса
Представление о развитии общества формируется первоначально в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую категорию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее некую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предполагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распространенными были представления о регрессивном и круговом направлении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако одной из господствующих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в ХVIII веке, когда прогрессивный характер развития общества обосновывается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стремлением к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформулировал и обосновал французский экономист Тюрго.
Идея метода
Учение о методе возникает на рубеже XVI–XVII веков в трудах Бэкона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания, второй – теоретического, дедуктивного. Основная задача – создать метод, т.е. систему правил, позволяющих освободить познавательную деятельность от случайностей, превратив ее в планомерно организованный процесс по производству знаний. Методологический идеал Декарта был воплощен в его аналитической геометрии, в которой, в отличие от геометрии евклидовой, задается общий алгоритм решения задач.
Формирование представления о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненаучных форм интеллектуальной деятельности, что также способствовало процессу институциализации науки.