Теория общественного договора Дж. Локка (1632–1704)

Основное социально-философское произведение Дж.Локка – «Два трактата о правлении» (1690). В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое врожденное каждо­му человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу дру­гого». Однако в так понимаемом естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают об­щественный договор и учреждают государство, но, в отличие от кон­цепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге основной задачей государства становится защита естественного права, и, в случае не­выполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том чис­ле с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполне­нием следит третья сторона – независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первых поставил вопрос о путях защиты че­ло­века от произвола государственной власти.

Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.

Взгляды на общество Ж.-Ж.Руссо (1712–1778)

Основные социально-философские произведения Ж.-Ж.Руссо – «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и осно­вах неравенства между людьми». Подобно Локку, он стоял на пози­циях естественного права и общественного договора, признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть. Однако он критически относился к тому, что мы привыкли именовать «достижениями цивилизации», усматривая в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни.

Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально-философских учений. Однако в середине ХIХ века в ка­честве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая из­начально четко противопоставляет себя социально-философским учениям.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 22

1. Укажите основные особенности древнегреческой культуры. По­чему Древняя Греция считается «колыбелью европейской цивилиза­ции»? Как вы понимаете понятие «антро­по­цент­ризм», что оно озна­чает при­менительно к греческой культуре? Укажите основные прин­ци­пы «идеального государства» Платона, его структуру. Почему Пла­тон являлся сторонником полного подавления индивидуальности чело­века в «идеальном государстве»? Как, согласно Платону, происхо­дит эволюция форм государственного уст­ройства? За что, с вашей точки зрения, К.Поппер назвал Платона «пер­вым социологом»?

2. Дайте сравнительную характеристику социально-философских уче­ний Платона и Аристотеля. Как вы понимаете выражение «че­ло­век есть политическое животное»? В чем, с вашей точки зрения, со­сто­ят основные преимущества и недостатки подходов к общест­ву как к искусственной и естественной системам? Укажите основные прин­ци­пы аристотелевской классификации типов государственного уст­рой­ст­ва. Каким образом Аристотель обосновывал естественность рабства?

3. Укажите основные особенности христианского мировоззрения. В чем проявилось влияние этого мировоззрения на социально-фило­соф­ские взгляды Августина? В чем состояло основное отличие его взгля­дов на историю от соответствующих взглядов античных авторов? Опишите основные принципы августиновского учения «о предопре­де­лении». Какова, с точки зрения Вебера, была роль этого учения в возникновении «западного капитализма»? Как вы понимаете принцип «от­деления этики от политики»? В чем Макиавелли усматривал ос­нов­ные слабости аристотелевской классификации основных типов госу­дарственного устройства, на чем базировалось его представление об оптимальности римского государства?

4. Дайте определение парадигмы «общественного договора». Ка­ковы были основные причины распро­стра­нения этой парадигмы в эпоху Нового времени? Дайте сравнительную характеристику концеп­ций Гоббса, Локка, Руссо. В чем вы видите ос­новные преимущества и недостатки каждой из моделей? Дайте опре­де­ление «естественного права», укажите связь этой теории с теориями «общественного дого­вора». Какие предпосылки возникновения социо­логии сформирова­лись в эпоху Нового времени?

Основные термины и понятия

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами пред­ме­тов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам че­ловеческого облика.

Аристократия – форма правления, при которой власть принад­ле­жит привилегированному (как правило, знатному) меньшинству.

Демократия – форма правления, основанная на признании наро­да в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.

Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориен­ти­ров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной приро­дой человека и потому независимых от конкретных социальных ус­ло­вий и формы государства.

Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти со­гла­шением между людьми, вынужденными перейти от необеспечен­но­го защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 17–48, 258–261.

Популярная:

2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 84–89.

Дополнительная:

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. С. 36–76.

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2001. С. 19–61.

5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 33–57, 104–113, 130–142.

Глава 23. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

23.1. Интеллектуальные предпосылки возникновения со­цио­логии

Современные авторы выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки [12, 19–58]: фор­ми­рование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социаль­ном законе; формирование идеи метода; формирование понятия со­циального прогресса.

23.1.1. Формирование понятия общества как особой реаль­нос­ти. Концепция позитивного социального закона

Со времени Античности в социальной философии существуют два про­тивоположных представления о природе общества – представ­ле­ние о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Арис­тотеля – ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в фи­лософском учении Гегеля о «Мировом Духе». Согласно этой кон­цеп­ции «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и в силу этого является под­лин­ным субъектом, подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной реаль­нос­ти, независимой от человека, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к форму­лировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.

Идея прогресса

Представление о развитии общества формируется перво­на­чаль­но в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую катего­рию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее не­кую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предпо­лагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распро­страненными были представления о регрессивном и круговом направ­лении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако одной из гос­под­ствую­щих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в ХVIII веке, когда прогрессивный характер развития общества обосно­вы­вается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стрем­ле­нием к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформули­ро­вал и обосновал французский экономист Тюрго.

Идея метода

Учение о методе возникает на рубеже XVI–XVII веков в трудах Бэкона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпири­чес­кого, индуктивного метода познания, второй – теоретического, дедук­тивного. Основная задача – создать метод, т.е. систему правил, позво­ляю­щих освободить познавательную деятельность от случайностей, пре­вратив ее в планомерно организованный процесс по производст­ву зна­ний. Методологический идеал Декарта был воплощен в его ана­лити­ческой геометрии, в которой, в отличие от геометрии евкли­до­вой, за­дается общий алгоритм решения задач.

Формирование пред­ставле­ния о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненауч­ных форм интеллектуальной дея­тель­ности, что также способствова­ло процессу институциализации науки.

Наши рекомендации