Гендер и гендерное неравенство

Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых раз­личиях. Нередко гендер расшифровывают как «социально опреде­лен­ный пол». Таким образом, если пол – понятие сугубо биологи­ческое, то гендер выражает собой социальные ожидания и социальные стереотипы в отношении людей определенного пола. Соответственно, эти отношения и стереотипы оказываются разными в различных об­ществах и отчасти в разных стратах одного общества.

Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или со­циальной группе представления о личностных качествах, поведен­ческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей опреде­лен­ного пола, их социальных ролях.

В современном обществе гендерные стереотипы наиболее яр­ко про­являются в области профессиональной деятельности, а также рас­пределения обязанностей внутри семьи. И по сей день достаточ­но ред­ко можно встретить женщину, работающую таксистом, а женщи­на, пришедшая к вам в дом в качестве слесаря-сантехника, может попрос­­ту вызвать подозрение. В не меньшей степени удивимся мы, об­нару­жив в должности «нянечки» в младшей группе детского сада бо­родато­го мужчину лет сорока.

Во всех перечисленных случаях мы, оце­нивая адекватность той или иной профессии для индивида опреде­лен­ного по­ла, будем опи­раться на существующие в обществе ген­дер­ные сте­рео­типы и осно­ван­ные на них представления о «мужских» и «жен­ских» профессиях. За последнее столетие эти стереотипы пре­тер­пели зна­чи­тельные изме­нения и многие специальности, ранее одно­знач­но ас­со­циировавшиеся только с представителями определенного пола, в общественном мне­нии были лишены подобных ограничений, и все же о полном исчез­новении таковых сегодня говорить не при­ходится.

Нечто подобное можно сказать и о гендерных стереотипах, сущест­вую­щих по отношению к распределению семейных ролей. С доистори­ческих времен и до начала ХХ века женщина воспринималась как хранительница семейного очага, мужчина же обеспечивал те условия жиз­ни семьи, которые, в первую очередь, были связаны с отношения­ми с внешним миром (добывание пищи, заработок денег и т.д.). Одна­ко за последнее столетие данные представления претерпели серь­езные изменения, что было вызвано несколькими причинами. Во-пер­вых, бла­годаря развитию индустриального и становлению пост­индуст­риаль­ного обществ женщины в значительной степени высво­бо­дилась из-под эко­номической власти мужчин; во-вторых, развитие технических средств домашнего хозяйства и формирование целой «индустрии быта» по­зволило значительно сократить время, необхо­ди­мое на его ведение, также уменьшить требуемый уровень умения, под­готовки. В этой свя­зи последние два десятилетия нередко име­нуют­ся даже «кухонной революцией», поскольку появление новой холодильной техники, мик­роволновых печей, автоматических сти­раль­ных машин и т.д., с одной стороны, и развитие системы произ­водства не только полуфабрикатов, но и готовых блюд, с другой – в ра­зы сократили время, необходимое для ведения домашнего хозяй­ст­ва. Наконец, третий фактор связан с об­щим изменением мировоз­зре­ния жителей основных развитых стран, распространением либераль­ных ценностей, превращением их в цен­нос­ти господствующие.

С гендерными стереотипами неразрывно связана и проблема гендерного неравенства, т.е. неравного положения в обществе людей, основанного на половом признаке. Такое неравенство может быть официально закрепленным в правовых документах, например, к на­чалу ХХ в. в подавляющем большинстве стран (в России, США, Ка­наде, Великобритании, Франции, Италии, Испании и т.д.) жен­щи­ны не имели равного с мужчинами права голоса [8,33]. Такое нера­венство может также носить неформальный характер (дискриминация жен­щин при приеме на работу, в вузы и т.д.).

Борьба за равноправие женщин сформировала феминистское движение. Одной из его основательниц считается активный деятель Ве­ли­кой французской революции Олимпия де Гуж, в 1791 г. напи­сав­шая «Декларацию прав женщин и гражданки». Как и большинство своих соратников, всего два года спустя она была казнена по при­го­вору революционного трибунала, однако в то же самое время фе­минист­ские идеи стали развиваться в Англии, других странах, и к сере­ди­не ХIХ века движение достигло своего организационного оформ­ления. На первом этапе феминистки в основном выступали с тре­­­бова­ниями наделения женщин общими либеральными права­ми, поэтому данное направление получило название либерального фе­минизма.

К 70-м годам ХХ в. начало набирать силу противоположное на­правление, получившее название радикального феминизма. Новое фе­министское движение базировалось на идеях, разработанных в кни­ге Си­моны де Бовуар «Второй пол». Сторонники этого направления утвер­ждали, что благодаря тысячелетнему патриархату все базовые принципы, ценности, идеалы современного общества носят вовсе не об­щечеловеческий характер, а выражают ценности и идеалы муж­ской (маскулинной) культуры. Женское же (феминное) начало в совре­мен­ной культуре является подавленным, а его проявления воспри­ни­ма­ются как отклонения от нормы. Либеральный феминизм, призывая наделить женщин равными с мужчинами правами и предоставить им воз­можность добиваться тех же целей, на самом деле, с точки зрения дан­ной концепции, способствует окончательному подавлению жен­ского начала в современной культуре.

Сегодня формальное равноправие женщин достигнуто в по­дав­ляю­щем большинстве стран, что тем не менее не привело к полному исчезновению гендерного неравенства. Многочисленные социо­ло­ги­ческие исследования, проведенные как у нас в стране, так и за ру­бежом, показывают, например, что при прочих равных условиях карьер­ный рост женщин в большинстве профессий происходит, как правило, медленнее, чем рост мужчин, а руководящие должности как в госу­дар­ственных органах, так и в частных компаниях и по сей день пре­иму­щественно занимаются мужчинами. Поэтому сегодня осо­бенно остро стоит вопрос о переходе от формального равенства полов к равенству реальному. Конечно, подобная дискриминация касается отнюдь не всех профессий, и, завершая данную тему, хотелось бы отметить, что в сферах, где традиционно трудятся выпускники со­цио­ло­гических факультетов (маркетинг, реклама, связь с общест­вен­ностью и т.д.), карьерные перспективы женщин и мужчин почти одинаковы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 15

1. Дайте определение семьи. Почему, с вашей точки зрения, имен­но данные признаки выделены в качестве необходимых приз­на­ков семьи? Чем отличается содержание слова семья в обыденном смысле от понятия семьи в строго научном значении? Приведите при­меры, когда социальная группа, в обыденной жизни называемая семьей, не является таковой с точки зрения науки, и наоборот.

2. В чем принципиальное отличие понятий семьи и брака? Ука­жи­те основные типы брака. Назовите известные вам точки зрения, объясняющие многообразие форм брака. Дайте определение нук­леар­ной, патриархальной, расширенной и неполной семьи. Раскройте содержание понятий экзогамии и эндогамии. Какое из этих понятий яв­ляется основным признаком рода? Можно ли род считать семьей?

3. Перечислите основные функции семьи. Какая из этих функций яв­ляется наиболее значимой в традиционном обществе? Какие функ­ции выходят на первый план в индустриальном и постиндуст­риаль­ном обществах? Каким образом изменение функций семьи сказалось на их устойчивости? Приведите аргументы в пользу утверждения о по­степенном отмирании формы нуклеарной семьи в современном мире. Какие аргументы можно привести против этого утверждения? В чем состоит специфика семьи как малой и первичной группы?

Основные термины и понятия

Брак – устойчивый и признанный в данном обществе союз между муж­чиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщи­на­ми), созданный, как правило, для воспроизводства воспитания детей.

Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых различиях.

Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или со­циальной группе представления о личностных качествах, пове­ден­ческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей опреде­лен­ного пола, их социальных ролях.

Моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

Неполная семья – семья, не имеющая в своем составе ни одной брачной пары.

Нуклеарная семья – форма семьи, включающая в себя одну брач­ную пару с несовершеннолетними детьми или без детей.

Полиандрия – форма брака, при которой у одной женщины су­щест­вует несколько законных мужей.

Полигамный брак– общее название форм группового брака.

Полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.

Расширенная семья – включает в себя более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников.

Семья – это малая или средняя социальная группа, члены которой связаны отношениями родства и/или свойства, проживают в одном помещении и ведут совместное хозяйство.

Экзогамия – заключение брака за пределами данной социальной группы.

Эндогамия – заключение брака в рамках данной социальной группы.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 380–390.

2. Обществознание. 11 класс: учебник / Л.Н.Боголюбов и др. – М., 2010. С. 103–113.

Дополнительная:

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–299.

4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 390–427.

Глава 16. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Наши рекомендации