Динамика институтов. Процесс институализации

По своей сути институты должны обеспечивать стабильность в об­ществе; тем не менее сами институты очень изменчивы: ста­биль­ность общества достигается не за счет абсолютной неизменности каж­до­го конкретного института, а скорее за счет их гибкости, способнос­ти адаптироваться к новым условиям.

Для нормального функционирования общества необходимо опти­мальное сочетание устойчивости и изменчивости институтов. С раз­витием каждого конкретного общества меняется как набор пред­став­ленных в них институтов, так и содержание деятельности и орга­ни­зация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последо­ва­тельными этапами его истории наблюдалась определенная преем­ственность институтов.

Ни один институт общества не остается неизменным в течение все­го периода существования общества – структура и способы его дея­тель­ности со временем меняются, приспосабливаясь к новым ус­ловиям.

Устойчивость/изменчивость институтов определяется следующи­ми факторами:

– изменением внешних условий функционирования института (как социальных, так и природных); например, родовая община поздних собирателей или ранних земледельцев превращается в терри­то­риальную общину в развитом аграрном обществе, под влиянием из­менения климата, увеличения плотности населения;

– процессами внутри группы, на которой базируется институт, в част­ности тенденцией к самосохранению, несмотря на коренное из­менение условий (в том числе самих потребностей); так, полити­чес­кая партия лейбористов Великобритании давно уже не является партией, представляющей интересы рабочего класса, – ее социальная база значительно шире.

Процессом институализации называется формирование со­циаль­ного института для удовлетворения какой-либо социальной потреб­ности. Обычно институализация проходит несколько этапов, на каж­дом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института:

– осознание потребности;

– начало активной деятельности по ее удовлетворению и форми­ро­вание в процессе этой деятельности профессиональных или полу­про­фессиональных кругов;

– первичное формирование системы норм и ценностей, регули­рую­щих деятельность;

– разработка хартии института;

– складывание системы организаций, определение ресурсов, при­ня­тие законодательных актов (в аграрном и индустриальном об­ществе).

Разделение этапов условно – на каждом из них, помимо основной, решаются и другие задачи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 14

1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет опи­сывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функ­цио­нировании и развитии общества? Приведите примеры социальных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества.

2. Что такое явные и латентные функции социального института? Перечислите важнейшие институты современного общества. Назо­вите необходимые элементы (признаки) социального института, най­дите эти признаки в современных институтах экономики, религии, науки, семьи? Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить интерес не только социологов, но и современных экономистов к иссле­до­ванию институтов современного общества? Как институты связаны с удовлетворением потребностей общества, групп и индивидов? Как, по вашему мнению, происходит формирование институтов? Является ли процесс их возникновения стихийным явлением, или же в нем играет роль и сознательный фактор? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения.

Основные термины и понятия

Институализация – формирование социального института для удовлетворения какой-либо социальной потребности.

Латентные функции социальных институтов – скрытые функ­ции, выполняемые данным социальным институтом в обществе.

Социальный институт – организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности об­щества и входящих в него индивидов.

Хартия – зафиксированное в общественном сознании письмен­ное или устное идеологическое обоснование деятельности института.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 103–113.

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 10.

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 30–35, 51–53.

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–278.

Глава 15. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Определение семьи

Согласно определению, принятому в социальной статистике и раз­деляемому большинством социологов, семья есть малая социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:

1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;

2) все они проживают в одном помещении или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято считать единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятель­ностью, обеспечивающей им основные средства существования.

Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, ос­нованных на товарно-денежных отношениях, семья обязательно имеет общий бюджет. В традиционных обществах «совместное хозяй­ст­во» означает, как правило, внутрисемейное разделение труда в рам­ках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. На­при­мер, мужчина ходит на охоту, женщина занимается собирательством трав, плодов и т.д. Мужчина пашет и сеет, женщина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна и т.д.

В современном обществе члены семьи обычно не связаны учас­тием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов в системе отраслей общественного хо­зяйства. Поэтому важнейшими признаками семьи становятся: со­вместный бюд­жет, охватывающий значительную часть личных дохо­дов; сов­мест­ное приготовление пищи; совместное решение отно­си­тельно круп­ных приобретений (недвижимость, автомобиль и т.д.).

Ведение так называемого «личного подсобного хозяйства» (дач­ный или садовый участок) становится существенным признаком се­мьи в том случае, если доходы (или натуральные продукты), полу­чен­ные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участ­ков и тем не менее являются полноценными семьями.

От понятия семья следует отличать понятие брак. В Большом тол­ко­вом социологическом словаре брак определяется как «социально под­твержденный и иногда юридически закрепленный союз между взрос­лы­ми мужчиной и женщиной» [7,I, 62], а в известном учебни­ке Гид­ден­са как «Социально одобряемые сексуальные отношения между дву­мя ин­дивидами. Почти всегда брак заключается между людьми про­ти­во­по­лож­ного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к го­мо­сек­суальному браку. Обычно брак является основой для репро­дук­тивной семьи» [11, 506]. Таким образом, в отличие от семьи, брак пред­пола­гает наличие определенных сексуальных отно­ше­ний (в слу­чае с моно­гамным бра­ком – наличие брачной пары), так или иначе ори­ен­­ти­ро­ван на рож­дение детей.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предполагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосек­суаль­ных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое опре­де­ление брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные маргинальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве обществ тип брачного поведения.

Типология брака

Основными формами брака являются моногамия и полигамия (полигиния и полиандрия). Во всем мире, во всех известных культу­рах наиболее распространенной формой является моногамный брак – ус­тойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в совре­мен­ном мире идет полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения хрис­тиан­ства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том чис­ле и у славян. Наличие нескольких законных жен допускает ислам.

Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих по­лигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3–5 бра­ков включают более одной жены. В единичных обществах зафикси­ро­вано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из балан­са полового состава – не может быть общества, в котором число жен­щин в 3–4 раза превышает количество мужчин. Поэтому много­жен­цами обычно являются самые богатые мужчины либо те, кто обла­дает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные госу­дар­ственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном воз­рас­те (старше 40 лет, нередко 60–80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических при­страстиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В об­ществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, предста­ви­тель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, тем самым повышает свой престиж и престиж своего ро­да. Со­циальный престиж, измеряемый количеством со­циальных свя­зей, – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия – наличие нескольких мужей у одной жены – возни­кает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ог­раничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные куль­туры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был груп­повой брак – между несколькими мужчинами и несколькими женщи­нами, когда все женщины являются женами каждого из муж­чин (Л.Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из широко распространенных в традиционных обществах обы­чаев – левират и сорорат, оргиастические праздники, системы род­ства. Так, в родовых обществах принято называть «отцом» всех мужчин от­цовского рода, принадлежащих к тому же поколению, что и отец.

Левират – обязанность старшего из неженатых братьев взять в же­ны вдову умершего брата; сорорат – обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым уст­ройством общества, в частности, необходимостью сохранения иму­щества в рамках рода. Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купа­ла) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограни­чи­вали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год раз­решалось все или почти все – но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существо­ва­нии группового брака – ско­рее наоборот. Непосредственно подобная фор­ма брака нигде не наб­людалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной.

Типология семьи

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация вы­деляет:

– нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несо­вер­шеннолетними детьми или без детей;

– расширенные семьи, включающие более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

– неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным приз­наком семьи.

В современном мире абсолютное большинство семей (около 3/4) – нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основ­ная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ охотников, скотоводов, земледельцев основой семейной структуры в течение многих тысячелетий была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род – это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки (экзогамия). Род имеет название легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по ма­теринской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патри­линейный род). В обществах, основанных на патрилинейных родах, запрещены браки с родственниками по отцовской линии; на матри­ли­нейных – по материнской.

Первоначально территориальные общины формировались на ос­но­ве какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно долж­ны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном в течение многих тысячелетий женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V–VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Суп­ру­ги не считались полноправными членами общины, поскольку при­над­лежали к другому роду. Население таких домов составляло еди­ную расширенную семью, включающую в себя множество брач­ных пар. Од­нако главным в такой семье является не отношение свой­ства, как в современной супружеской семье, а отношение родства.

Род экзогамен. Экзогамия – это правило, согласно которому за­пре­щается заклю­чать браки между мужчинами и женщинами, при­над­лежащими к данной социальной группе.

Эндогамия – это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной груп­пы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия – скорее теоретическая абстракция. Более общий случай в течение многих тысячелетий – гомогамия – предпочтительное вступ­ление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в ли­тературе закрепился именно термин «эндогамия». Эндогамия и экзога­мия играют важную роль в жизни общества.

Следует отметить, что род – образование не биологическое, а имен­но социальное, поскольку запрещение вступления в брак с род­ствен­никами по отцовской линии не исключало (а часто даже предпо­лага­ло) сочетание, например, с двоюродной сестрой по ма­те­ринской ли­нии. Возникновение родовой организации, скорее всего, обуслов­лено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой груп­пой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад.

Функции семьи

Экономическая функция

На протяжении почти всей истории человечества именно эконо­ми­ческая функция была главной для семьи, поскольку семья без пре­увеличения являлась основной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи и в России, и в Китае, и во Франции опре­де­лял­ся, прежде всего, требованиями производства. Так, например, в русской деревне полноценный надел получал только мужчина, всту­пив­ший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми. Утрата семьей функции ос­новной производственной ячейки в индустриальном и постин­дуст­риальном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи – уменьшился количественный состав семьи, увеличилось число разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как муж­чина перестал быть безусловным лидером.

Наши рекомендации