Представление об этнических общностях
Общество состоит из социальных общностей групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этнических, политических, досуговых и т.д. Эти общности взаимопересекаются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными общностями к индивиду, могут быть трудносовместимыми и даже противоречить друг другу.
Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение единого общества или, наоборот, объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов – больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть этнос, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего в себя (наряду с ним) относительно малочисленные этнические группы («меньшинства»).
Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.
Свойства, которыми обязательно обладает этнос:
1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя «хай».
2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп, но этническая история ведется только от восточных славян.
3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки, и диалекты. Общеэтнический язык не в обязательном порядке должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.
4. Общность культуры. Здесь, в первую очередь, имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.
Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:
5. Наличие государственности. Существуют этносы, имеющие свое государство и не имеющие его в настоящее время или не имевшиеникогда.
6. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.
7. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Тем не менее в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские баптисты, евреи-протестанты и т.д.
Этнос по сравнению с обществом обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно «инкорпорировать» иноэтническую группу в состав этноса, в то время как с обществами такие «операции» проделываются постоянно. Устойчивость границ, передача «этничности» по наследству от поколения к поколению через систему воспитания обуславливают важнейшую социальную функцию этноса в современном обществе. Он служит своеобразным «информационным фильтром», позволяющим людям, принадлежащим к каждому конкретному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоянно меняющемуся социальному окружению. Эта его функция осуществляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоянство норм и ценностей при смене поколения может обеспечить только относительно постоянная по составу социальная группа.
Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко совпадают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно имеет собственную систему жизнеобеспечения. Нельзя построить в Якутии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и других регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. идеи построения самостоятельных «национальных» экономических систем на основе «традиционных трудовых навыков» весьма активно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.
Этнос и нация
Значение понятия «нация» различается в русском и в западных языках. В английском, немецком, французском под нацией понимается совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это понятие вкладывается, прежде всего, политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть британской нации.
В российской традиции под нацией понимается население, составляющее самостоятельный этнос или часть этноса, объединенное в рамках собственного этнического государства или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.
Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям и т.д.), называются титульными. Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство либо автономная республика или округ и ничего более.
Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входит в состав русского этноса. То же самое относится к армянам, евреям и представителям многих других этнических образований.
Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.
С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Конституции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа должны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титульных этносов. Однако законодательство большинства таких территориальных образований, а также реальная политика их руководства фактически такие функции осуществляет. Поэтому они могут считаться нациями.
Таким образом, нации являются этнополитическими общностями, в то время как этносы – этнокультурными.
Этнополитические общности имели свою историю развития. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей:
– племя (союз племен);
– народность;
– нация.
Эти формы различаются по двум основным факторам:
– по организации политической власти;
– по типу социальных и экономических связей, на которых базируются данные общности.
Иногда в этом ряду упоминается такая общность, как род. Однако из определения рода ясно, что он лишний в этом ряду, поскольку является общностью экзогамной (браки между членами которой запрещены), а следовательно, он не может самовоспроизводиться. Род – это подсистема племенного общества (см. 15).
В племенном обществе отсутствуют специальные сословия и классы, осуществляющие политическую власть. Его экономической базой является присваивающее хозяйство (собирательство, охота), а также примитивное земледелие и скотоводство. Связи между отдельными родами и поселениями осуществляются за счет ритуального обмена.
Народность – этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.
На этом этапе преобладает механическая солидарность (по Дюркгейму). Результатом этого являются слабые внутренние культурные связи, наличие большого количества локальных субкультур («этнографических групп» – не путать с этническими!), многообразие диалектов.
Нация возникает на этапе индустриального развития. Основой формирования нации является развитие внутренних рынков, укрепление внутринациональных культурных связей, преобладание единых языковых стандартов, т.е. формирование общенационального языка.
Племенные союзы, народности, нации могут сохранять этническую преемственность; однако, как правило, этнический состав населения на каждом новом этапе заметно меняется. Например, великорусская народность XIV–XVIII вв. включала в себя множество племен и народов, не имевших отношения к племенным союзам восточных славян IV–VI вв.; русская нация, сформировавшаяся с развитием капитализма в XIX в., включила в себя еще более широкий круг «этнических компонентов».