Типология Клакхона-Стродтбека
Ключевая идея этого направления состояла в том, что такая типология должна быть многомерной, то есть учитывать множество параметров. Одна из классических попыток многомерной типологии культур принадлежит американским антропологам К.Клакхону и Ф.Стродтбеку. Обобщив результаты большого количества исследований, они выделили пять факторов классификации культур.
1. Отношение к природе человека (злая – добрая, изменяемая – неизменная). Культуры, в которых природа человека воспринимает как изначальный источник зла, носят более жесткий, репрессивный характер. Наоборот, культуры, в которых природа человека воспринимается как нечто позитивное, обладают менее жесткими нормами контроля и в меньшей степени ограничивают свободу личности.
Если большинство людей, принадлежащих данной культуре, верит в возможность усовершенствовать природу человека, тогда они готовы тратить усилия на воспитание подрастающего поколения. Если же природа человека принимается как нечто неизменное, тогда в лучшем случае внимание уделяется прагматическим аспектам образования; воспитание, формирование личности отступают на второй план.
2. Характер взаимодействия между человеческим обществом и окружающей природной средой. Культура может быть ориентирована на подчинение стихийным силам природы (большинство так называемых «примитивных» культур) и на изменение самой культуры, чтобы привести ее в соответствие с вызовом окружающей среды; на установление партнерских, гармоничных отношений с природой и, наконец, на подчинение природы требованиям данного общества.
3. Ориентация во времени – на прошлое, настоящее или будущее. Ориентация на прошлое предполагает, что идеалы данной культуры видятся в событиях и действующих лицах прошлых времен, а особым уважением пользуются предки. В культурах, ориентированных на настоящее, преимущество отдается решению актуальных повседневных проблем, вне зависимости от того, как решение этих проблем согласуется с идеалами и нормативами прошлого. Наконец, в культурах, ориентированных в будущее, приветствуется достижение реальных или иллюзорных целей, определенного состояния общества («американская мечта», построение коммунизма), социального идеала.
4. Направленность человеческой деятельности – ориентация на деятельность, бытие или становление. Эта переменная в определенной степени составляет пару с переменной 2 (взаимоотношение общества и природной среды) с той разницей, что в качестве объекта деятельности рассматривается не природа, а само общество. В культурах, ориентированных на деятельность, ценится активное индивидуальное действие само по себе, вне зависимости от того, как оно согласуется с предыдущим социальным опытом. В культурах, ориентированных на бытие, критерием деятельности является ее адекватность социальным требованиям, то есть социальной среде. А в культурах, ориентированных на становление, высшей ценностью является коллективное действие, направленное на изменение общества в определенном направлении.
5. Модальность взаимоотношений (референтные группы) – культуры различаются в зависимости от того, на какие группы ориентируется индивид в своей деятельности. Выделяются культуры, в которых считается правильным делать, что скажут лица, стоящие выше в социальной иерархии данного общества (линейные культуры); делать то, что считают правильным представители того же социального статуса (коллатеральные культуры); наконец, делать то, что считаешь правильным ты сам (индивидуалистические культуры).
Набор параметров, предложенный Клакхоном и Стродтбеком, представлял одну из первых попыток создать основание для «горизонтальной» типологии культур, не деля культуры на «высшие» и «низшие». Однако предложенная ими типология не лишена существенных недостатков. Прежде всего, отсутствуют четкие логические критерии различения между параметрами классификации культур. Система параметров – это скорее набросок, чем четко продуманная система, опирающаяся на теоретическую схему. Из этого факта вытекает и второй недостаток – отсутствие системы эмпирических показателей, которые позволили бы проводить исследования с целью проверки классификации.
К тому же данная схема учитывала только ценностно-нормативные аспекты, оставляя «за кадром» другие элементы культуры.
Типология Хофштеда
Разработка Клакхона и Стродтбека во многом носит чисто научный характер. Последовавшие за этим десятилетия значительно усилили практический интерес к проблеме типологии культур. Такой интерес был обусловлен формированием системы транснациональных корпораций и созданием многочисленных филиалов ведущих ТНК в иных странах. Персонал филиалов формировался из местных специалистов. Это вызвало значительные трудности, связанные с управлением данными филиалами. Оказалось, что принципы управления и шире – менеджмента, с успехом использовавшиеся в США, Великобритании и других странах, где базировались центральные офисы компаний, недостаточно эффективны в условиях других культур. Это касалось не только таких стран, как Индия, Япония или Корея, но даже стран, входивших в североатлантическую цивилизацию – Франции, Испании, Финляндии и т.д. Особенно заметно это сказывалось на компаниях, работавших в сфере высоких технологий.
Одной из первых с этой проблемой столкнулась IBM – известная американская компания по производству вычислительной техники и программного обеспечения, с 50-х годов XX века занимавшая одну из ведущих позиций в мире. Нелишне напомнить, что рубеж 70–80-х годов XX века – это как раз тот период, когда происходил переход к массовому производству персональных компьютеров – принципиально новой ступени в развитии информационных технологий.
Руководство компании поставило перед голландским исследователем (психологом) Гирдтом Хофштедом задачу по разработке типологий национальных культур, которая позволила бы учесть факторы, наиболее существенные с управленческой точки зрения.
В конце 60-х – начале 70-х XX века годов коллектив, возглавляемый Г.Хофштедом, провел исследование в нескольких десятках филиалов компании IBM, расположенных более чем в 50 странах. К настоящему времени по методике, разработанной Г.Хофштедом, проведены исследования в более чем 100 странах.
В отличие от анализа Клакхон и Стродтбека, исследование Хофштеда опиралось на стандартизованное интервью. Бланки интервью были разработаны на основе методик традиционных этнологических и социально-психологических исследований.
В ходе исследования было выявлено 4 параметра, по которым можно классифицировать культуры.
1. Индивидуализм-коллективизм – отражает, принято ли в данной культуре ориентироваться на групповые цели и интересы, или предпочтение отдается индивидуальным целям и интересам. Коллективизм нельзя путать с конформизмом – стремлением соответствовать образцам поведения, принятым в данной группе. В индивидуалистической культуре быть конформистом – значит ориентироваться только на свои интересы. Ущемление своих индивидуальных интересов в пользу интересов какой-либо социальной группы будет восприниматься как нонконформизм.
2. Дистанция власти – отражает принятый в данной культуре уровень социальной дистанции между вышестоящими и нижестоящими на лестнице социальной иерархии – насколько возможны и в какой форме протекают контакты между людьми, занимающими разные ступени социальной иерархии; в какой степени нижестоящие могут повлиять на решения, принимаемые вышестоящими.
3. Избегание неопределенности. Этот параметр характеризует, принято ли в данной культуре действовать в соответствии с заранее заданной инструкцией и в четко определенной ситуации или нормы к ценности культуры приспособлены к постоянно изменяющимся нестандартным условиям.
4. Маскулинность-феминность. Давно было отмечено, что мужские и женские роли во всех обществах заметно различаются. Исполнение мужских ролей связано с целеустремленностью, доминированием материальных стимулов деятельности. Женские роли в большей степени связаны с налаживанием межличностных контактов. При этом женские роли остаются более-менее инвариантными относительно типа общества, в товремя как мужские могут изменяться в интервале от крайней удаленности от женских до почти полного подобия им. Степень маскулинности культуры измеряет, в какой степени в обществе доминируютценности, связанные с мужскими ролями, и в какой степени мужские роли отделены от женских.
Факторы, с помощью которых объясняют многообразие культур:
– своеобразие природной среды, в которой формируется культура:
– историческая специфика формирования, опыт взаимодействия с другими культурами;
– способ производства – соотношение производительных сил (орудий труда) и производственных отношений;
– стадия развития, на которой находится та или иная культура.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 12
1. В чем состоит сама проблема многообразия культур? Почему это явление не стало предметом научного осмысления ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья? Дайте определение основных принципов эволюционного и плюралистического подходов. К какому из этих подходов тяготеют теории известных вам мыслителей? Почему плюралистическая парадигма появилась позже эволюционной? Какая из них основывается на принципах, тяготеющих к принципам классического естествознания? Как относятся к взаимодействию цивилизаций представители эволюционной и плюралистической парадигм?
2. Назовите существующие в современной науке принципы типологизации культур. Дайте их сравнительную характеристику. Предложите ситуации, в которых оказывалась бы более предпочтительной и информативной каждая из изученных вами классификаций.
3. Опираясь на знание истории, приведите примеры культур, в рамках которых природа человека воспринималась как «злая», «добрая», «изменяемая», «неизменная». Приведите примеры культур, соотнесенных по другим признакам классификаций Клакхона-Стродтбека, Хофштеда. Как данные особенности культур влияют на характер жизнедеятельности и социальную структуру соответствующих обществ?
Основные термины и понятия
Культура – это опыт группы или общества, который передается из поколения в поколение посредством систем символов.
Плюралистическая (цивилизационная) парадигма – направление в социологической и исторической науке, в рамках которого отрицается возможность объяснения многообразия культур, исходя из общего закона эволюции, и выдвигается методологическое требование исследования специфических принципов каждой культуры и цивилизации.
Прогресс – форма развития, имеющая некую положительную направленность, происходящая от лучшего к худшему.
Эволюционная парадигма – направление в социологической и исторической науке, в рамках которого утверждается единая направленность развития всех человеческих обществ и соответственно основные отличия между ними объясняются стадиями их развития.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 308–376.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 4–5.
Дополнительная:
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. – М., 2006. С. 797–814.
4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 40–70.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2004. С. 25–61, 207–213, 258–272.
Глава 13. Этнос как носитель культуры