Два подхода к проблеме многообразия культур
И в научных кругах, и в обыденном сознании постоянно соприкасаются и соперничают две позиции, две точки зрения относительно природы разнообразия человеческих культур и его дальнейших судеб. Одна из этих точек зрения условно может быть названа «эволюционизмом», другая – «плюрализмом».
Согласно эволюционной точке зрения, все человечество, все народы и культуры, составляющие его, развиваются по одному и тому же пути. Культурные и социальные различия между ними объясняются главным образом тем, что одни народы ушли далеко вперед, в то время как другие от них значительно отстали. Но если «отставшим» народам дать возможность самостоятельного развития, то они неизбежно выработают те же культурные формы, что и «продвинутые» народы. Поэтому одна из исторических функций «продвинутых» народов состоит в том, чтобы помочь подтянуться «отставшим».
Противоположная плюралистическая точка зрения на историю сводится к тому, что человечество состоит и всегда состояло из нескольких относительно независимых друг от друга цивилизаций, каждая из которых опирается на свои, присущие только ей, культурные ценности. Все цивилизации рождаются, живут и умирают, как живой организм; и в этом отношении они проходят одни и те же стадии. В отличие от эволюционистов, сторонники плюралистического взгляда не считают, что одни культуры более развиты, чем другие – они просто разные, и взаимодействие между ними далеко не всегда способствует прогрессу; к тому же и само понятие «прогресс» большинство сторонников плюралистического взгляда не приемлет (подробнее см. 19). По их мнению, каждая культура («цивилизация») в конечном итоге приходит к гибели в результате внутренних причин и не одна из них не является более прогрессивной по сравнению с любой другой.
Представители эволюционного подхода: О.Конт. Г.Спенсер, У.Ростоу, Э.Дюркгейм и др. Представители плюралистического подхода: Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, А.Тойнби, О.Шпенглер, Л.Н.Гумилев, С.Хантингтон и др.
Таким образом, различия между двумя подходами сводятся к следующим пунктам:
1. Единство культурных основ цивилизации. Эволюционисты настаивают на единстве мировой цивилизации и общности принципов, лежащих в основе отдельных культур. Плюралисты акцентируют внимание на множественности цивилизаций Земли и различии принципов, лежащих в основе их культур;
2. Стадиальность развития цивилизаций. Эволюционисты считают, что каждая цивилизация – лишь стадия на маршруте общего развития человечества. Плюралисты предполагают, что в истории преобладает независимое развитие цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии;
3. Отношение к взаимодействию цивилизаций. Эволюционисты рассматривают взаимодействие цивилизаций в качестве одного из основных источников развития человечества. Сторонники плюралистического подхода разделились на тех, кто подчеркивал второстепенность межкультурных контактов для развития цивилизаций (Тойнби), и тех, кто считал такие контакты бесполезными и даже губительными (Шпенглер, Гумилев);
4. Перспективы взаимопонимания цивилизаций. Согласно эволюционизму, поскольку все культуры основаны на одних и тех же принципах, взаимопонимание между ними затрудняется лишь языковым барьером, который нетрудно преодолеть. С точки зрения последователей плюрализма, эффективное взаимопонимание между цивилизациями невозможно – можно «выучить» символы, но нельзя понять их «смыслов», специфичных для каждой культуры.
Принятие той или иной концепции относительно культурного многообразия в каждый конкретный момент истории, в каждой конкретной ситуации имеет не только теоретические, но и геополитические аспекты. Например, эволюционизм может служить основанием концепции отсталости некоторых национальных культур. Плюрализм в крайних формах используется как идеологическое обоснование национальной (цивилизационной) замкнутости.
Каждая из этих крайних позиций вряд ли когда-либо восторжествует окончательно – в каждой из них содержится элемент истины. Поэтому во второй половине XX в. уже не было ни чистых «эволюционистов», ни чистых «плюралистов».
Согласно эволюционизму, различие между культурами обусловлено тем, что разные народы (цивилизации) находятся на разных ступенях общего для всех процесса развития. Как раз в рамках данного подхода выделяются два типа обществ – «традиционное» и «современное».
Основные отличия между этими типами обществ авторы концепции видели не только в уровне используемых технологий, но прежде всего в принципиальном различии социальной структуры и социальных процессов.
В традиционных обществах основное значение для определения позиции человека имеют предписанные статусы, а в современном – достигаемые статусы.
Социальные слои и группы, составляющие структуру традиционного общества, более закрыты, в то время как в современном обществе – более открыты. Как следствие – уровень социальной мобильности в современных обществах значительно выше, чем в традиционных.
Наконец, современные общества основаны на высокой степени профессиональной дифференциации, направленной против универсальности трудовых навыков, преобладающих среди населения традиционных обществ. Деление обществ на традиционные и современные приводит к концепции «модернизации». Под модернизацией в западной (прежде всегоамериканской) социологии понимался процесс превращения аграрных и других доиндустриальных обществ в общества современные, то есть индустриальные и постиндустриальные. Предполагалось, что при этом должно происходить не только заимствование передовых (то есть западных) технологий, но и формирование социальной структуры и системы ценностей, максимально приближенных к западным (в основном американским) образцам. Попытка практического применения понимаемой таким образом модернизации в экономической и социальной политике привела к крайне негативным процессам во многих странах, в том числе и в России. Изменения ценностей и структуры общества, конечно, неизбежны, но они не могут происходить ускоренными темпами за счет слепого копирования западных образцов и без учета национального опыта.
Типологии культур
Концепция дихотомии «традиционного» и «современного» обществ подверглась весьма жесткой критике со стороны большинства исследователей конкретных обществ. Обнаружилось два факта. Во-первых, многие «современные», а тем более «традиционные» общества не отвечают сформулированным критериям. Во-вторых, между обществами, которые все же можно с определенной вероятностью отнестик традиционным или современным, существовали и существуют очень большие культурные различия, которые не исчезают даже после смены технологической базы данного общества.
Поэтому параллельно социологи и антропологи, опираясь на материалы конкретных исследований, разрабатывали более детальные типологии культур. Идея плюрализма культур, родившись еще в конце XIX в., вновь стала актуальной в 1960-е годы.