Культура духовная и материальная
В соответствии с определением культуры, любой ее элемент имеет духовное содержание, то есть связан с коллективным сознанием; и в то же время он всегда имеет свой материальный носитель. С другой стороны, ни один материальный предмет не может рассматриваться как культурный артефакт, если он не имеет духовного содержания в данной конкретной культуре.
Один и тот же предмет в разных культурах может рассматриваться как часть дикой природы и как культурный феномен (например, священное дерево или гора). Более того, один и тот же предмет может в разных культурах иметь совершенно разное значение. Для альпиниста горная вершина – это род спортивного снаряда, а для местного жителя – обиталище духов. Поэтому деление культуры на материальную и духовную условно. Строго говоря, материальная и духовная культура – это не два разных вида предметов, явлений, ценностей, а два разных взгляда, точки зрения на одни и те же предметы.
Часто в это деление вкладывается и другой смысл. Материальная культура – это совокупность норм, навыков, знаний и т.д., связанных с адаптацией данного общества к биофизическому окружению, то есть к природе (включая и физиологию самого человека), а духовная культура – это то, что связано с регулированием отношений внутри самого сообщества.
Такое деление обоснованно, хотя также довольно условно. К какой культуре отнести, например, Йогу или Цигун?
Механизмом трансляции культуры, передачи ее норм и ценностей из поколения в поколение является язык. Особую роль играет так называемая «художественная культура», которая подразделяется на народную (фольклорную), элитарную и поп-культуру.
Фольклорная культура – производима самим народом; элитарная – профессиональная культура для узкого круга; поп-культура – профессиональная культура для масс. Границы между ними весьма проницаемы и условны.
Молодежные субкультуры
Понятие молодежи в каждом обществе различно. В традиционных обществах существует несколько рубежей взросления, переход каждого из которых отмечается определенным обрядом. Последним рубежом является вступление в брак. В современном обществе, к сожалению, такие четкие границы и обряды отсутствуют, что говорит, скорее всего, о его незрелости.
В любом обществе – как традиционном, так и современном – существуют молодежные субкультуры. Они несут функции социализации, адаптации культуры к новым условиям (культурной динамики), социального контроля.
Однако место этих функций в традиционной и современной культуре различно. В традиционном обществе больший вес имеют функции социального контроля и социализации молодежи к культурным нормам, выработанным предками. В современном обществе важнее адаптивная функция. Поэтому молодежные культуры имеют поисковый характер, они неизбежно в чем-то ошибочны. Bажно, чтобы эти ошибки вовремя замечались и корректировались. Однако это задача самой молодежи, а не представителей других поколений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 10
1. Дайте определение культуры. Как взаимосвязаны понятия общества и культуры, укажите их общие признаки и их основные отличия. В чем принципиальное отличие обыденного понимания культуры от научного? Как вы думаете, чем объяснить тот факт, что в современной науке существует более двухсот определений культуры? Существует ли культура в сообществах животных? Почему?
2. Укажите основные подходы, существующие в современной науке, к классификации культур. Дайте определения народной, массовой, элитарной культур. Как вы объясняете тот факт, что массовая культура является неотъемлемым атрибутом современных обществ? К каким последствиям это ведет? Дайте определения духовной и материальной культур, приведите примеры, иллюстрирующие относительность этих понятий. Подумайте, может ли один и тот же предмет в одних случаях относиться к материальной, в других случаях – к духовной культуре. Дайте определения субкультуры и контркультуры, приведите примеры. Можно ли утверждать, что существование в обществе контркультур всегда является однозначно негативным явлением, представляющим угрозу их существованию?
Основные термины и понятия
Артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.
Доминирующая культура – культура, господствующая и данном обществе, т.е. принимаемая подавляющим большинством его чинов.
Контркультура – субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры.
Культура – это опыт группы или общества, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством систем символов.
Нормы социальные – стандарты (правила), регулирующие поведение в социальной обстановке.
Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и (или) ситуацию.
Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от доминирующей, хотя и не обязательно противоречат ей.
Ценности – разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 308–376.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11, 13.
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 31–37.
Дополнительная:
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 10–17, 61–85, 104–138.
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 40–70.
Глава 11. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Система этических норм является важнейшим элементом нормативной системы общества. В отличие от прочих правил и социальных стандартов, этические нормы неразрывно связаны с представлениями о добре и зле. С позиций данных представлений осуществляется, соответственно, и этическая оценка поступков, поэтому далеко не каждое отклонение от существующих норм подлежит этической оценке. Например, человек, сидя на светском банкете, может неправильно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Кроме того, в отличие от остальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы носят более устойчивый и общий характер. Именно поэтому можно говорить о том, что эти нормы связаны с доминирующей культурой и являются неотъемлемым элементом ее функционирования.
Мораль и нравственность
Фундаментальными этическими категориями являются категории морали и нравственности. Они являются очень близкими, взаимосвязанными и нередко употребляются как синонимы не только в обыденном языке, но и в специальной литературе. Тем не менее большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер и позволяет более рельефно и многопланово описывать и оценивать поведение человека. Правда, поскольку данная проблематика, прежде всего, разрабатывалась в немецкой философии, и по сей день существуют серьезные дискуссии относительно адекватности перевода на русский язык немецкий терминов, что порождает различные (а порой и прямо противоположные) представления о содержании понятий морали и нравственности. Приводимая ниже точка зрения на данный вопрос опирается на наиболее распространенные переводы произведений классической немецкой философии на русский язык.
В данных переводах четко выделяются два подхода к вопросу о различии категорий морали и нравственности. Согласно первому, восходящему к Канту (1724–1804), мораль представляет собой внутренние убеждения человека («моральный закон»), тогда как нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни («нравственный поступок»).
Несколько иной подход к решению этой проблемы восходит к Гегелю (1770–1831), для которого важнейшим признаком моральных принципов являлась их опора на собственные, самостоятельные размышления человека о добре и зле. В противоположность им нравственные нормы носят надындивидуальный характер, являются, говоря современным языком, элементами коллективного сознания и ориентированы соответственно лишь на внешнее содержание поступков человека. Таким образом, с точки зрения этого автора, если нравственное сознание (или его прообраз) существует в любом обществе, то моральное сознание, а соответственно и моральная оценка поступков, возникают на определенном, причем весьма высоком этапе развития человечества. Одним из первых провозвестников морального сознания Гегель считал Сократа: «До Сократа афиняне были нравственными, а не были моральными людьми, ибо они делали то, что требовалось при данных обстоятельствах» [10, 36]. Тем не менее общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морального измерения общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.
Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали – совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков.
Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений Достоевского.
Тем самым мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм.