Квазигруппы как элементы социальной структуры

Принципиальное изменение в структуре общения, произошедшее в последние десятилетия, формирование информационного общества резко повысили роль квазигрупп (агрегатов) в общественной жизни.

Квазигруппы всегда играли важную роль в истории, но именно в ус­ловиях массового общества они приобретают особое значение. Тра­диционные общества базируются на устойчивых социальных группах, однако в периоды массовых религиозных движений, восстаний на первый план выходит такая форма квазигруппы, как толпа. Впервые тео­ретическое обоснование поведения квазигрупп в аграрных и ран­них индустриальных обществах дал французский психолог и социолог Гюстав Лебон (1841–1931). Он отметил, что толпа резко отличается от социальных групп – поведение индивида становится в ней им­пуль­сивным и бессознательным; толпа придает человеку дополнительные силы, но снимает с него чувство ответственности, то есть в толпе пе­ре­стает действовать ролевая и нормативная система. В отличие от группы, поведением толпы полностью управляют лидеры с помощью механизмов «массового заражения» идеологическими догмами.

Психология толпы сохраняет свое значение и в современном пост­индустриальном (информационном) обществе. Однако здесь особое значение приобретают другие формы квазигрупп: аудитории (осо­бен­но аудитории СМИ) и круги общения (социальные сети).

Согласно некоторым современным теоретическим подходам (Гран­новеттер), информационное общество состоит не столько из ус­той­чивых социальных групп, сколько из системы межличностных ин­фор­мационных каналов, образующих более или менее устойчивые со­циальные сети. Каждый человек находится на пересечении множества независимых друг от друга социальных групп и других общностей и имеет возможность выбирать в качестве референтной ту из них, ко­то­рая наиболее важна для него в данный момент. Более того, средства мас­совой информации сами позволяют создавать новые идентичности и использовать их в интересах компаний, партий, административных структур. Возникают такие квазигруппы, как приверженцы того или иного товара, той или иной партии, той или иной идеи.

В квазигруппах, как и в группах, происходят межличностные кон­такты, однако квазигруппы отличаются большой численностью и не­определенностью границ. Критерии принадлежности к квазигруппе, как правило, не очевидны и очень не устойчивы, их состав постоянно меняется. Они придерживаются определенных культурных образцов, од­нако эти образцы являются не результатом обобщения опыта, на­копленного ее членами, а следствием психологического и культурного воздействия лидеров через СМИ.

Поведение квазигрупп пока недостаточно изучено; вместе с тем учи­­тывать его чрезвычайно важно в политической и экономической жиз­ни современного общества. Повышение роли квазигрупп не от­ме­няет важной роли социальных групп в обществе, но существенно ме­няет характер всего общества. Так, например, многочисленные «цвет­ные революции», буквально захлестнувшие человечество в последние го­ды, опираются именно на квазигруппы, хотя мало кто сомневается, что за ними стоят интересы вполне организованных социальных групп.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 8

1. Дайте определение социального статуса. Как, с вашей точки зрения, взаимосвязаны между собой понятия статуса и роли? Дайте определение ролевого набора, приведите примеры, иллюстрирующие зависимость социальных ролей человека от его социального статуса. Что такое основной социальный статус человека? Существует ли он в лю­бом обществе или нет? Дайте определения предписанных и до­стигаемых статусов. Как менялось их соотношение в социальной ис­тории человечества?

2. Дайте определение понятий номинальных и ранговых статус­ных переменных. Что такое гетерогенность и неравенство в обществе? Ка­ково соотношение ранговых и статусных переменных в тради­цион­ном и современном обществах?Дайте определения социальной струк­туры и социальной стратификации. Определите понятия социальных страт, слоев, классов. Укажите их общие черты и различия. Сущест­во­вало ли неравенство в Советском Союзе? Какие признаки являлись в этом обществе стратифицирующими? Каковы особенности страти­фи­кации современного Российского общества?

3. Вспомните основные концепции социального неравенства, встре­чавшиеся в предшествующих темах. Можно ли утверждать, что в платоновском «идеальном государстве» имущественное равенство граж­дан приводило к тому, что в нем отсутствовало неравенство вооб­ще? Как объяснял Маркс причины возникновения имущественного не­равенства? Каково современное отношение к данной концепции? Укажите основные положения концепции социальной стратификации Со­рокина. В чем состоит ее основное отличие от марксистской? Оха­рак­теризуйте роль территориальных структур и квазигрупп социаль­ной структуре современного общества.

Основные термины и понятия

Достигаемые социальные статусы – статусные позиции, ко­торы­ми человек в данном обществе не может обладать по праву рождения.

Предписанные социальные статусы – статусные позиции, приоб­ре­тение которых в данном обществе определяется преимущественно происхождением и передается по на­след­ству.

Социальная структура – набор статусных переменных и со­циаль­ных общностей, которые выделяются при классификации людей по этим переменным.

Социальные страты – категории населения, объединяемые об­щест­венным сознанием по их положению на стратификационных пе­ременных.

Статусные переменные – факторы, определяющие социальную принадлежность человека, признанные в среде всего общества (или его абсолютного большинства) в качестве важнейших.

Статусные роли – социальные роли, которые определяются положением индивида на структурных переменных, то есть те, кото­рые представляются существенными в глазах всего общества или его большинства.

Стратификационные переменные – статусные переменные, раз­ные по­зиции на которых пользуются большим или меньшим прес­ти­жем в обществе.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 5–16.

Популярная:

2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 45–52.

3. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 1.

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 7. С. 158–171.

5. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996. С. 26–105, 222–239.

6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 273–286.

Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Наши рекомендации